Т е м а 6. Философская антропология
1. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.
2. Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии. Cмысл жизни в духовном опыте человека.
3. Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
4. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.
5. Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века. Трансгуманизм: сущность, проблемы, противоречия.
Темы рефератов и докладов
1. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
2. Философское осмысление проблемы антропосоциогенеза и его естественнонаучные основания.
3. Возможности естественного отбора и генная инженерия.
4. Игра как феномен человеческого бытия.
5. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.
6. Проблема свободы человека в условиях информационного общества.
7. Человек как деятельностное и творческое существо.
8. Язык как знаковая система и средство общения.
9. Ценности и нравственные императивы профессиональной деятельности.
10. Проблема искусственного интеллекта в современной философии и науке.
11. Трансгуманизм как интеллектуально-культурное движение XXI века.
12. Концепт «жизненный мир» в феноменологии Э. Гуссерля и постмодернизме.
Контрольные вопросы и задания
1. Какой подход к пониманию человека представлен в высказыва-
нии: «…в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс)?
2. Прокомментируйте высказывание Э. Роттердамского: «Человек –
это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей».
3. Каждый ли человек – личность? Когда начинается и заканчивается процесс формирования личности? Какие вам известны типы личности? Состоялись ли вы как личность?
4. Что представляет собой внутренняя и внешняя, позитивная и негативная свобода? Приведите примеры.
5. Почему человек задается вопросом о смысле жизни? Как соотносятся цели и смысл жизни?
6. Какова структура человеческой деятельности? Чем отличается коммуникация от деятельности? Что общего и различного в материальной и духовной деятельности?
7. Каково содержание и функции процесса социализации? Какую роль в этом процессе играет образование?
8. Раскройте содержание положения: «Сознание не только отражает мир, но и творит его».
9. Каковы качественные отличия сознания людей от психики животных?
10. В чем, по-вашему, отличие содержания понятий: «бессознательное», «неосознанное», «подсознательное», «надсознательное»?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Б. Паскаль писал: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Как вы понимаете эту мысль? Приведите собственные доводы о «незавершенности» и неисчерпаемости человека.
2. Э. Фромм так сказал о двойственности человеческой натуры: «Многие полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Б. Паскаль также говорил, что мы «не ангелы и не животные», а всегда находимся «между». Куда же движется человек, по вашему мнению? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Поэт Н. Мартынов писал: «…И знаете, что значит быть свобод-ным? Ведь это значит быть за все в ответе». К какой философской интерпретации свободы близки эти строки? Согласны ли вы с поэтом?
4. Что такое творчество? Какие элементы творчества возможны в вашей будущей профессиональной деятельности?
5. Телепатия, телекинез, проскопия (видение будущего), экстрасенсорное восприятие, нейролингвистическое программирование, зомбирование личности… Что об этих явлениях говорит современная наука? Дайте оценку возможности подобных явлений с позиций различных подходов к сознанию.
Глоссарий
Архетипы – универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием.
Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа (М. Шелер, А. Гелен и др.), считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся контролю по крайней мере в данный момент.
Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.
Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
Гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека.
Деятельность– специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Духовность – гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры; духовное в человеке – высший культурный слой социального.
Жизненный мир человека (нем. Lebenswelt) – понятие, которое впервые использовал Э.Гуссерль; в его понимании жизненный мир практически совпадает с повседневностью. Этот феномен характеризуется непосредственной очевидностью, фактичностью, интерсубъективностью (возможностью межсубъектных взаимодействий). Это донаучная, дотеоретическая данность, не имеющая строгих контуров, четкой смысловой структуры, в которую мы все погружены. Вместе с тем можно выделить различные типы жизненных миров.
Индивид –это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.
Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, выражающее неповторимость личности и психики индивида.
Информация – сведения о чем-либо, которые используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.
Коммуникация – социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальных связей.
Личность –это индивид, обладающий системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему активно включаться в общественную жизнь.
Мозговой рубикон – объем мозга, равный 850 см3, полагаемый в качестве границы, по которой семейство гоминид выделяется из всего отряда приматов как положившее начало развитию сознания человека.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.
Направленность личности – устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т. д.
Образование – социально-исторический механизм целенаправленной, системной передачи знаний от поколения к поколению.
Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, традиций, а также привычек и настроений людей, в которых отражается жизнь общества.
Отражение –это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки.
Отражение информационное – способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности.
Память – способность к воспроизведению прошлого опыта; одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Практика – совокупность предметно-материальных действий человека в отношениях с природой (производство, научный эксперимент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, реформы и др.).
Психика – свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.
Самосознание –это выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.
Свобода – способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением.
Смысл жизни – предельное основание бытия человека, определяющее направленность самой жизни.
Сознание –высшая функциямозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Социализация –процесс и результат освоения и активного использования индивидом социокультурного опыта, осуществляемого в общении и деятельности; институты социализации – семья, школа, церковь, армия, СМИ, вуз и др.
Творчество– человеческая деятельность, направленная на достижение качественно нового результата, обладающего социальной значимостью и эстетическим совершенством.
Трансгуманизм (от лат. trans – сквозь, через, за и homo – человек) – философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения нежелательных аспектов человеческого существования – страданий, болезней, старения и даже смерти.
Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.
Ценность – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость для индивида какого-либо духовного явления или реального объекта.
Человек – высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и активной деятельности, осуществляемой на основе таких важ-
нейших свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода.
Эвтаназия – право, предоставленное человеку законом на добровольный уход из жизни при условии наличия неизлечимого заболевания.
Эмоциональная сфера – выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе; она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость).
Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения чувств; с помощью языка сознание человека не только выявляется, но и формируется.