Социальная природа знания
Всякое познание есть социокультурный факт, который основан и взаимодействует на иных фактах и формах культуры. Сами стандарты и принципы научного исследования формируются на основе общих социокультурных стандартах, принципах и идеалах. Сама наука могла появиться только тогда, когда эти общие социокультурные принципы создали благоприятную почву для их возникновения.
Как утверждает Д. Блур: «.. идеи знания покоятся на социальных образах, что логическая необходимость является формой морального обязательства, а объективность представляет собой социальный феномен» (цит. Касавин И.Т. Познание в мире традиций М.,1990 , с.80)
Как правильно подчеркивает, для примера, И.Т. Касавин: «Социальная природа познания не исчерпывается социальностью вырабатываемых и используемых в нем схем, норм и идеалов. Познание – неотъемлемый элемент совокупной социальной деятельности человека, так сказать, социальная подсистема. В знании и познании, как в капле воды, отражается социальное окружение познающего субъекта, этого микрокосма внутри социального Космоса» (Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990. С.141)
Основоположником социологического подхода к науке можно считать К. Маркса, известно его высказывание: «В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3 с.1-2)
Маркс правильно подчеркнул, что вопрос об истинности мышления не может быть решен в рамках самого мышления. Эту идею подхватили впоследствии на более солидном уровне М. Вебер, М. Шелер и К. Мангейм, после которых эта идея вошла в «плоть и кровь» современной общественной мысли. Сам же термин «социология знания» был введен в 20-х годах XX века Максом Шелером. Макс Шелер считал, что не технические потребности обусловили возникновение науки и, наоборот, не наука обусловливает появление техники, а появление нового типа человека – буржуа со своей системой ценностей и потребностей.
Наиболее радикально эту идею выразил Д. Лукач, который утверждал, что все принципы науки вырастают на почве капиталистического общества.
Э. Гуссерль писал в своих «Картезианских размышлениях»: «науки как факты культуры и науки в истинном и подлинном смысле – не одно и то же, и первые, кроме своей фактичности, заключают в себе еще некое притязание, которое как раз в голой фактичности не удостоверяется как уже исполненное. Именно в этом притязании заключена (liegt) наука как идея – идея подлинной науки» (Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления… Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000 с.333-334)
Как правильно подчеркивает Микешина Л.А.: «Сегодня стало очевидным, что предпосылки познания не исчерпываются собственно гносеологическими параметрами и компонентами, но одновременно являют собой исторически сложившиеся формы вхождения в специально научное знание различных по природе и генезису ценностных ориентиров, отражающих социально-культурную детерминацию познания, выполняющих нормативные, философско-методологические и мировоззренческие функции» (Микешина Л.А. Фундаментальный поворот в понимании структуры научного знания \\ Философия. Наука. Цивилизация. Эдиториал УРСС., М.,1999 с.120-121)
Хотя этой точке зрения были и появляются новые противники. В частности в выступлении В.Я. Пермякова на конференции в Кремовидово, посвященной теме «Стили в математике» критикуется эта точка зрения: «Наука автономна от культуры в своей структуре.. не существует китайской физики или биологии, ибо структура научной системы задана только системой феноменов, подлежащих объяснению. Система феноменов, являющаяся базой науки, однозначно задается в сфере практики, т.е. независимо от культуры. Каждая наука определена исключительно её предметом и общей логикой организации теории»(Стили в математике: социокультурная философия математики. Под ред.А.Г. Барташова. Спб., РХГИ 199 с.242)
Он далее утверждает следующее: «В своей интенции наука внесоциальна и внекультурна, ибо её успешность напрямую зависит от того, в какой мере она свободна от субъективных установок личностей, сообществ и классов, обусловленных конкретной культурой. В этом плане наука прямой антипод культуры. Ценности субъективны и национальны, наука, по крайней мере в своей тенденции, объективна и интернациональна. Наука независима от культуры по той причине, что и её задачи, и оценки её результатов определены непосредственно практикой, т.е сферой в принципе безразличной к культуре и одинаково необходимой для всех культур»( там же с.242)
Тут приходит на память высказывание известного французского философа Н. Мулуда: «..язык культуры направляет язык науки. Но последний в свою очередь направляет первый» (Мулуд Н. Современный структурализм. М., Прогресс. М.,1973 с.268)
Философскими аспектами знания уделил большое внимание К. Манхейм. По Манхейму «социология знания стремится понять мышление в его конкретной связи с исторической и социальной ситуацией, в рамках которой лишь постепенно возникает индивидуально - дифференцированное мышление. Таким образом, мыслят не люди как таковые и не изолированные индивиды осуществляют процесс мышления, мыслят люди в определенных группах, которые разработали специфический стиль мышления в ходе бесконечного ряда реакций на типичные ситуации, характеризующие общую для них позицию»(с.8-9). Карл Манхейм утверждает следующее: «Модель того, как осуществить плодотворное мышление, явно или скрыто стоит за каждым конкретно сформулированным вопросом и ответом: если последовательно от случая к случаю проследить происхождение и радиус распространения подобной модели мышления, то обнаружится ее связь с социальным положением определенных общественных групп и их интерпретацией мира» (С.229-230) Следует заметить, что Карл Манхейм, в отличие от марксизма, он понимает «под этими социальными единствами не только классы, но и поколения, группы статусов, секты, профессиональные группы, школы и т.п.» (С.230)
Социальная обусловленность научного знания стала объектом серьезного исследования лишь в середине 30-х годов XX века. Одним из первых исследований на эту тему был доклад нашего ученого Б.М. Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» на II Международном конгрессе по истории науки. По мнению Б. Гессена исследования Ньютона явились непосредственным результатов развития путей сообщения, горнодобывающей промышленности и военного дела. Этот доклад произвел большое впечатление. Через несколько лет ученик П. Сорокина Роберт Мертон опубликовал работу «Наука, техника и общество в Англии XVII века», где он более детально рассмотрел системы взаимодействия науки и общества того периода в Англии. Он повторяет мысль Гессена о том, что транспорт, горнодобывающая промышленность и военное дело служили наиболее действенными факторами в деле формирования науки. Центральное место Мертон уделяет влиянию транспорта на науку. Именно развитие транспортных сетей потребовало более точных расчетов, более глубоких познаний в астрономии, географии, математике, механике и часовом деле. Дальнейшее развитие исследовании социальной обусловленности научного знания (экстернализма) было продолжено в предвоенные и послевоенные годы работами английского кристаллографа и историка науки Дж. Бернала, который в русле увлечения в то время многих зарубежных ученых идеями марксизма использовал во многом марксистскую методологию анализа общественных явлений. Его обширная монография «Наука в истории общества» представляет довольно сносную попытку изложения истории науки в контексте человеческой истории.