Философия, её предмет и функции
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Мировоззренческие вопросы. Разновидности мировоззрений. Интеллектуальный и эмоциональный компоненты мировоззрения. Убеждения. Повседневно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Миф, религия и философия как исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение представляет собой обобщённую систему взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё собственное место в нём, понимание и эмоциональную оценку смысла жизни индивида и судеб человечества, совокупность философских, научных, политических, правовых, эстетических, религиозных, моральных убеждений и идеалов людей.
Многосторонность отношения человека к миру обусловила многообразие аспектов осознания человеком себя в мире, то есть различные грани единого мировоззрения.
Каждый из нас – это «природа, ставшая человеком», и мы так или иначе отдаём себе отчёт в том, какое место занимаем в бесконечном круговороте событий. Через труд, науку, искусство мы осознаём своё единство с природой, а вместе с ним и относительную самостоятельность – и по своему происхождению, и во всех своих жизненных отправлениях. Мы живо интересуемся тем, одинок ли человек как разумное существо в мироздании или разумная жизнь есть и на других мирах. Это – мировоззренческие вопросы.
Мы также осознаём своё единство с общественным целым и вместе с тем свою относительную самостоятельность – и по образу своей жизни, и по языку, и по нормам сознания. Общественная жизнь формирует у людей определённые идеалы, политические воззрения, нравственные и эстетические идеи и т. д. Это – также мировоззренческие проблемы.
Человек не только действует, но и мыслит. И человечество издавна интересуется, какое место занимает разум в общем развитии жизни, как он соотносится с действительностью. Всё это – мировоззренческие вопросы.
Поскольку жизнь людей в обществе носит исторический характер, то и мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, индивидов подвержено историческим переменам. Но в пределах некоторого этапа истории мировоззрение характеризуется определёнными типичными общими убеждениями, принципами познания, идеалами, нормами поведения и т.д. Вместе с тем, каждый человек или социальная группа имеет собственные, не во всём совпадающие с другими (или даже сильно отличающиеся от них) представления о жизни и мире. Вот почему для характеристики понятия «мировоззрение» необходимо сказать о многообразии его разновидностей.
Те или иные воззрения на мир имеет каждый, и это составляет одну из особенностей человека, отличающих его от животных. Но в то время как мировоззрение одного сформировалось на основе обыденных представлений стихийным образом, взгляды на мир другого теоретически обоснованы, осознанны, проникнуты определёнными философскими принципами. Вот почему можно выделить такие разновидности мировоззрения, как обыденное и теоретически обоснованное.
Можно различать, далее, научное и ненаучное мировоззрения. Обыденное мировоззрение, конечно, не научно, но ненаучным может быть и теоретически обоснованное, если оно базируется не на научных, а на каких-то иных теориях. Таким теоретически обоснованным, но ненаучным мировоззрением следует признать мировоззрение религиозно образованного человека, например, богослова.
В зависимости от отношения к сверхъестественному можно различать религиозное, антитеистическое и атеистическое мировоззрения. Первое допускает в качестве существующего вне сознания всего, о чём говорится как об обладающем сверхъестественными качествами. Антитеистическое мировоззрение не допускает существование сверхъестественного, в частности бога. Атеистическое мировоззрение индифферентно (безразлично) к проблеме сверхъестественного. В строгом смысле слова атеист «не имеет ничего против бога». Он ему безразличен.
Поскольку роль средства, синтезирующего многообразные, почерпнутые из различных источников, представления о мире и человеке в единство, называемое мировоззрением, выполняет философия, а философские системы (как мы увидим далее) бывают нескольких основных типов: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические – то и мировоззрения могут различаться по этим признакам.
Существенным признаком мировоззрений можно считать также различное отношение их носителей к эпохальным историческим изменениям. Благосклонное отношение к ним, стремление к содействию им свидетельствует о прогрессистском, новаторском мировоззрении. Желание сохранить статус кво как можно дольше присуще человеку (социальной группе) с консервативным мировоззрением. Встречается, кроме того, устремлённость к восстановлению старого, отжившего, возрождению архаики в образе жизни, мышлении, общественном устройстве и т. д. Такое мировоззрение можно квалифицировать как реакционное.
Мировоззрение есть целостное, интегральное образование, состоящее из таких структурных компонентов, как интеллект, эмоции и установки на поведение.
В состав мировоззрения входят не любые, а лишь обобщённые знания. Чем солидней их запас, тем более серьёзную основу может получить мировоззрение индивида, социальной группы, общества. Наивное, непросвещённое сознание не располагает достаточными средствами для рационального и последовательного обоснования взглядов своего носителя. Отсюда – обращение к фантастическим вымыслам, суевериям и т. п.
Как бы широко не было представлено знание в мировоззрении, оно никогда не занимает его целиком. Кроме знаний о себе, об обществе, о мире, в мировоззрении обнаруживаются также оценки самых различных явлений в виде представлений о добре и зле, справедливости и честности, прекрасном и безобразном и т. п. Знания суть результаты стремления к истине как объективному постижению мира. Природа оценивающего сознания иная: оно воплощает в себе отношение людей к происходящему в соответствии с их целями, намерениями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценностное сознание, таким образом, субъективно.
Характеристика мировоззрения как особенности сознания была бы совершенно недостаточной, если бы мы ничего не сказали о его эмоциональной стороне. Настроения, чувства как эмоционально-психологическая сторона мировоззрения носит название мирочувствования в отличие от миропонимания, представляющего собой познавательно-интеллектуальную сторону его. Пропорции сочетания в мировоззрении этих двух сторон в каждом конкретном случае (у разных индивидов, возрастных и социальных групп, наконец, общества в целом на разных этапах его истории) различны. Но, так или иначе, мировоззрение включает в себя оба эти компонента: даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не состоят лишь из интеллектуальных образований. Иммануил Кант, немецкий философ ХVIII века, известен как «сухой человек», ведший педантический образ жизни. Тем не менее, именно ему принадлежит одно из самых эмоциональных положений мировой философии: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».
Природная и общественная жизнь рождает у человека сложную гамму чувств, переживаний: любознательности, удивления, восхищения, благоговения, тревоги, трепета, напряжения и т. д. Здесь мы обнаруживаем эмоции, окрашенные в мрачные тона – страх, отчаяние, одиночество, печаль, беспомощность и др. А причин, вызывающих эти эмоции, великое множество. Можно опасаться, переживать, болеть за близких, за страну, народ, за будущее человечества и за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Но человеку присущ также целый спектр светлых эмоций – чувства радости, счастья, гармонии, удовлетворённости своими делами, жизнью.
Эмоциональное богатство как признак мировоззрения даёт возможность продолжить классификацию его разновидностей. В зависимости от эмоционального настроя мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим. На эмоциональную окраску мировоззрения влияют обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, темперамент, возраст, состояние здоровья.
Разум (интеллект) и чувства, эмоции пребывают в мировоззрении не обособленно, а во взаимодействии между собой и с третьим компонентом – волей. Результат такого взаимодействия – убеждения. Мировоззрение, по крайней мере, его основа, тяготеет к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений.
Убеждение представляет собой осознанную потребность личности, побуждающую её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Лишь те взгляды, которые активно принимаются людьми и соответствуют всему складу их сознания, жизненным устремлениям и установкам, могут быть названы убеждениями, во имя которых люди порой рискуют жизнью – так велика их побудительная сила.
Силу убеждения получают как знания, так и нравственные, политические и другие ценности, нормы, идеалы. Важным условием превращения взглядов (знаний, оценок) в убеждения служит возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности может колебаться от практической, жизненной познавательной несомненности (очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или легковерного принятия нелепых вымыслов.
Убеждённость – одно из отношений носителя мировоззрения к содержанию идей, взглядов и т. п., входящих в его состав. Не менее распространено иное отношение – сомнение, неуверенность, недоверие. Сомнение не есть признак ущербности, а непременный момент самостоятельной, осмысленной позиции субъекта мировоззрения. Напротив, ущербным следует считать фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы взглядов как догм, т. е. положений, не подлежащих критике и пересмотру.
Последняя особенность мышления даёт возможность выделить ещё две разновидности мировоззрения: критическое и догматическое. Жизнь показывает, что догматическая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной развивающейся действительности. Религиозный и политический догматизм нередко оказывались в истории причиной трагедий.
Ранее уже говорилось, что в мировоззрении реально различимы – по степени познавательной глубины, логической последовательности, обоснованности аргументов – повседневно-практический и теоретический уровни.
Во все исторические эпохи большое значение имели взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение содержит в себе умонастроения широких слоёв общества. Игнорировать его на основании того, что оно не «высоко» по своему уровню, не следует, ибо это – массовое и, следовательно, очень влиятельное сознание. Жизненно-практическое мировоззрение очень неоднородно, поскольку неоднородны – по характеру образования, интеллектуальному уровню, по национальным, религиозным и другим традициям – его носители. Отсюда – широта диапазона жизненной философии: от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещённого здравого смысла. При всём этом мировоззрение, выраженное в обыденных, массовых, типовых, элементарных проявлениях, включает множество предрассудков, порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (например, националистических), мифов (типа мифа о примитивно толкуемом равенстве или справедливости). Не застрахованы от этого и взгляды некоторых людей, профессионально занятых инженерным, научным, литературным и иным интеллектуальным трудом. Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах (так называемая «народная мудрость») носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне порой не «сходятся концы с концами», эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла.
Важно то, что на повседневно-житейском уровне миропонимания воззрения, которые формируют мысли и действия, очень редко подвергаются анализу, критическому осмыслению. Это осуществляется уже на другом – теоретическом – уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия. В отличие от других типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность как содержания обобщённых знаний о действительности и человеке, так и способов их получения, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Ведь философ – не только носитель, реформатор, творец определённого мировоззрения. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, подвергнуть его критическому суду разума.
Уровень глубины отражения мира в воззрениях людей исторически изменялся, в связи с чем можно выделить три качественно отличающихся типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
Миф есть представление о мире, характерное для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира, являлись единственной и универсальной формой общественного сознания: миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, представлений о правильной организации общины и месте в ней индивида, разных видов искусства, моральных представлений. Лишь впоследствии эти элементы получили относительно самостоятельную жизнь. Синкретизм (нерасчленённость) мифа выражался и в отсутствии чёткого разграничении мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Человеческая мысль провела эти различия позже.
Миф выполнял многообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась принятая в данном обществе система ценностей, поддерживались и поощрялись определённые формы поведения.
Эпос, сказки, легенды донесли до нас мифологические образы, сюжеты, которые вошли в гуманитарную культуру многих народов – в литературу, музыку, живопись, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Некоторые особенности мифологического мышления сохранились в массовом сознании и тогда, когда мифология утратила свою прежнюю роль. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как тип мировоззрения стал изживать себя. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти – коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа существующие в веках две другие формы мировоззрения – религия и философия.
Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира происходит через его удвоение на земной, естественный, посюсторонний, воспринимаемый органами чувств и постигаемый мыслью, и «небесный», сверхчувственный, сверхъестественный, потусторонний. Формирование искусственного (теоретического, художественного) «мира» в отличие от мира реального – черта всех форм его духовного освоения человеком. Специфика религии – в особом характере её «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественного и в его главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Вера есть способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Исследования показывают, что в религиозных представлениях об одушевлённых силах, непомерно превосходящих силы человеческие, естественные, отражено постоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и общественных процессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Религия и развивалась на почве констатации зависимости людей от этих неподконтрольных сил как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. Эти «высшие силы» (одной из форм их является бог) помогают блюсти обычаи, традиции, нравственность, связующие людей культурные узы, почитаемые в обществе духовные ценности. Отношение религиозного сознания к «высшим силам» двойственно: эгоистическое желание умилостивить духов, богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. Усиление этого второго момента связано с развитием в рамках религиозного сознания этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение к божеству нередко приобретает светлый характер, способствует формированию общечеловеческих ценностей.
Религия – сложное духовное образование, где наряду с формированием сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм обнаруживаются и совсем другие идеи и настроения: фанатизм, догматизм, вражда к людям другой веры.
Как общественно-историческая форма мировоззрения религия вынуждена была уступить монополию новой форме объяснения мира – философии, - отличающейся от религии антидогматизмом, свободомыслием.
В отличие от религиозного мировоззрения с его опорой на веру, философия вынесла на первый план разум, интеллектуальные аспекты мировоззрения. Это – отражение нарастающей в обществе потребности в понимании мира и человека с позиций знания. Философия выступила, таким образом, как поиск мудрости. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцаний философская мысль представляет собой принципиально иной тип миропонимания, прочный фундамент которого – разум, интеллект.
Слово «философия» было синонимом зарождающейся теоретической мысли в противоположность житейскому, обыденному представлению о вещах. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целое и единое в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знание – знание «единого во всём», отличное от знания отдельных вещей. Она была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия. Появление философии означало возникновение особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. С самого начала в философии было схвачено и передано последующим векам ценное прозрение того, что познание само по себе недостаточно, что оно – лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни (добром, красотой и др.). Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть или получить в виде откровения, выучить, затвердить и использовать. Это – стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных сил. Это – путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, всё же должен пройти сам.
ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ
«Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой учу я – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком".
И.Кант
«Философия» буквально означает «любовь к мудрости». Вероятно, слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Чуть выше было сказано, что реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства стали вытеснять фантастический вымысел. Это позволило философской мысли постепенно отмежеваться от мифологии, разорвать узкие рамки обыденного сознания, преодолеть его ограниченность.
Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении, чем закрепившееся за ним позднее. Это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделённого до поры до времени на специальные разделы знания, как конкретного, так и обобщённого. Кроме того, именовавшееся философией знание древних охватывало не только практические наблюдения и выводы (начатки наук), но и такие раздумья людей о мире и о себе, которые в будущем составили корпус философской мысли уже в более специальном, собственном смысле этого слова.
В различные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия, получал различные ответы. Это происходило по ряду причин. С развитием человеческой культуры, практики реально изменялся предмет философии. Да и в рамках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Кроме того, перестраивалось самосознание философов, их понимание данного предмета. Но при всех переменах сохранялась некоторая связь прошлых и новых форм, обеспечивалось некоторое единство того типа духовной деятельности, который характеризует философскую мысль в отличие от всего остального.
Ядром философии на ранних этапах её развития (да и позднее) было учение о первооснове всего сущего, из которой всё возникает и в которую всё превращается. Проблема первоначала смыкалась с другой проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Таким образом, философия выступила как философия природы, или натурфилософия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки они существенно видоизменялись, философский интерес к природе не угас и, насколько можно судить, угаснуть не может.
Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметом её интереса вопросы общественной жизни людей, её политического, правового устройства и др. Подобно натурфилософам – провозвестникам будущего естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для позитивных, конкретных социально-политических знаний. Философы разрабатывали общее понимание, теоретические принципы более или менее единого (без выделения специализированных разделов) знания об обществе. Дифференциация этого знания, как и выделение конкретных наук о природе, будет происходить позже уже на базе философской проработки.
Предметом раздумий философов неизменно выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей. Поворот философского интереса от космоса к человеку совершил в V в. до н. э. Сократ, для которого главными философскими вопросами стали вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существования, предназначения человека, природы знания, истины, справедливости, мужества и других нравственных добродетелей.
Формирование философии как самостоятельной области духовной культуры со своими особыми задачами, не сводимыми ни к мифологическим, ни к научным, ни к религиозным, ни к каким бы то ни было прочим, продлится века. Соответственно растянется во времени и будет постепенно нарастать уяснение природы философии. Первую попытку выделить философию как особую область теоретического знания предпринял древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 годы до н. э.). С тех пор многие мыслители задумывались над вопросом «что такое философия?» (это – один из самых трудных философских вопросов) и вносили свою лепту в его уяснение.
Таким образом,можно определить философию как теоретически сформулированное мировоззрение. Это – система самых общих теоретических взглядов на мир и место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.
В мировоззрении вообще, а в философской его форме в особенности всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование той или иной картины мира и, с другой стороны, – его обращение «внутрь», к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Причём, человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода, «вещь мыслящая» (Декарт). От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчастным, испытывать чувство долга, укоры совести и т. д.
Предмет философии проясняется, если перечислить некоторые философские вопросы. Является ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное вкусовое ощущение человека? А красота? Принадлежит ли она предметам природы, людям, искусным творениям мастеров или продиктована чувством прекрасного, человеческой способностью созидать, воспринимать красоту? Что такое истина? Нечто объективное, не зависящее от людей или же это познавательное достижение человека, неразрывно связанное с его сознанием? Или вопрос о человеческой свободе. Кажется, он касается только человека. Но он предполагает также понимание не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться. Все эти вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.
Философское мировоззрение как бы биполярно. Его смысловые «ядра», «фокусы» - мир и человек. Для философского мышления существенно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру. Это подводит нас к выводу, что большая многоплановая проблема «мир – человек» (у неё много обличий: «субъект – объект», «материальное – духовное» и др.), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определённом смысле названа основным вопросом философии.
«Великий основной вопрос всей… философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Энгельс). Важнейшее его содержание составляет альтернатива: что является первичным – дух или природа. Другая, не менее важная сторона этого вопроса - проблема познаваемости мира, вещей.
В зависимости от того, как философы понимали соотношение между миром и человеком, что принимали за исходное (определяющее, ведущее), они составили два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получил название идеализма (в ряде моментов он пересекается с религией). Существует две разновидности идеализма: субъективный идеализм и объективный идеализм. Сторонники первой разновидности (например, английский философ XVIII века Дж. Беркли) считают, что мир есть творение индивидуального сознания; объективные идеалисты (например, Гегель - немецкий философ конца XVIII – первой трети XIX века) убеждены в том, что мир сотворён мировым духом. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма (начиная с представителей милетской школы, существовавшей в VII-VI вв. до н. э., и кончая сегодняшними философами), во многом родственного по своим установкам науке. Иногда в решении основного вопроса философии встречается позиция, сторонники которой исходят из существования двух субстанций (первооснов мира): материальной и духовной, и каждую вещь истолковывают как проявление обеих первооснов. Такую философию в отличие от материализма и идеализма, исходящих из признания единой субстанции всех вещей и называемых поэтому монистической философией, именуют дуализмом (от латинского dualis – двойной, двойственный). Дуалистом был, например, французский философ XVII века Р. Декарт.
Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и в течение долгого времени основной вопрос философии ни прямо, ни косвенно, как правило, не ставился философами. Для осознания мировоззренческой значимости полярности «материальное – духовное» потребовались века философского развития. Эта значимость отчётливо выявилась лишь к XVII-XVIII векам в процессе активного отмежевания философии от религии, с одной стороны, и от конкретных наук – с другой. Не секрет, что большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики. К примеру, французский философ ХХ века А. Камю считал самой животрепещущей философской проблемой вопрос о смысле человеческой жизни: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого,- значит ответить на основной вопрос философии».
Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Значимые лишь в паре, в их полярной соотнесённости, эти понятия так или иначе охватывают всё поле мировоззрения, носят применительно к нему универсальный характер, составляют его предельно общую основу. Философское уяснение исходных и самых общих предпосылок человеческого существования должно исходить из наличия мира, прежде всего природы, с одной стороны, и людей – с другой. Всё же остальное предстаёт как производное, как результат практического и духовного освоения людьми первичных форм бытия (природы, общества) и взаимодействия людей между собой на этой основе.
Из многообразия отношений «мир – человек» можно выделить три основных типа: познавательные, практические и ценностные отношения. В своё время немецкий философ XVIII в. И.Кант сформулировал три вопроса, имеющие принципиальное значение: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру.
Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь: что собой представляет мир, в котором мы живём? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире?
Философия – не единственная область знания, призванная ответить на данный вопрос. К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (математика, естествознание) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия же берёт на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего. На теоретическое философское познание возлагались и совсем уж особые функции. Свойственная людям любознательность перерастает здесь в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире. Философской мысли присуще рассмотрение мира не только в «малом радиусе», «ближнем горизонте», но и во всё более широком охвате с выходом в неведомые, недосягаемые для человеческого опыта области пространства и времени. Наращивая знания вширь и вглубь, человеческий интеллект умозрительно постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте. По сути, это способность интеллекта к сверхопытному знанию. В самом деле, никаким опытом нельзя постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека и человечества объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Опыт не даёт такого знания, а философская мысль, формирующая общее миропонимание, обязана как-то справиться с этой сложнейшей задачей.
В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно (в определённый исторический период), либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля внимания конкретных наук.
В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм (от греческого «а» - отрицание и «гносис» - знание).
Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными задачами. Без знаний нельзя стать философом. Но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. Кант подчёркивал активный, практический характер философии: «… мудрость… вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании…». Подлинный философ – это философ практический, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом. Вместе с тем, уже древнегреческие мыслители не считали уместным предоставлять миропонимание, жизнепонимание стихии повседневного опыта, здравого человеческого рассудка, непросвещённого, наивного сознания. Для серьёзного обоснования мудрость нуждается в науке, и «философия всегда должна оставаться хранительницей науки» (Кант).
Философия призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего – с нравственными ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей усматривается суть философствования. Любые цели, всякие знания, их применение философия призвана согласовывать с высшими нравственными целями. Без этого «стержня» все стремления, достижения людей теряют смысл. В чём же усматривались высшая цель, главный смысл философских исканий? Размышляя о предназначении философии, Кант пришёл к выводу, что все три вопроса («что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?») можно было бы свести к четвёртому: «что есть человек?». Он писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».
Итак, самой высокой ценностью и высшей целью можно считать человека, человеческое счастье и вместе с тем достоинство, высокий нравственный долг. Извечные надежды на счастье философия ставит в тесную связь с моральным правом на это, с тем, насколько человек сделал себя достойным счастья, заслужил его своим поведением.
К середине XIX века трудами немецких философов (Гегеля, Маркса) было сформировано представление об общественно-историческом характере философии. Что же пришлось пересмотреть в складывавшемся веками образе философии? В историко-философской традиции закрепилось представление о философском разуме как носителе «высшей мудрости», позволяющем понять всё существующее, некие вечные его принципы. В свете новых – материалистических – взглядов на общество представление об особой, сверхисторической позиции философии стало принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося бытия.
Мыслителю, живущему в определённых исторических условиях, крайне трудно преодолеть их влияние. Притязания на абсолютную, вневременную позицию Маркс характеризовал как профессиональную иллюзию философов и других представителей духовного труда. Он пришёл к убеждению: надысторическое, далёкое от конкретной социальной практики, отвлечённое философское мышление не позволяет рационально осмыслить, понять реальные жизненные проблемы. Вековым представлениям о философии как автономном «царстве разума» был противопоставлен иной взгляд: импульсы для теоретического мышления даёт жизнь, практика. Философия же должна осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеалы, цели на основе этого опыта.