Политические науки в аспекте методологического осмысления
Политическая наука является одной из древнейших наук, уходящая своими корнями к истокам синкретической политической мысли, объединявшей философию и науку (6-7 в. до н.э.), к античной эпохе греческих учений об обществе, политике, человеке и мироздании. Уже в античных учениях о политике, власти, государстве наряду с философскими обобщениями достаточно четко выражены и эмпирические подходы, связанные с описанием структуры власти у Платона, полисных организаций у Аристотеля и теоретико-политические построения, выступающие в виде типов государственного строя, политических режимов и т.д.
Становление же политической науки было связано с ее дифференциацией относительно политической философии, которая сама конституировалась как самостоятельное направление практической философии лишь в конце 19 в. – начале 20 в., когда она стала обособляться от философии права, моральной философии, философии государства, хотя политическая философия и политическая наука были в центре учений почти всех крупных философов.
В немалой степени конституированию политической науки мешали как ее смешение с философией, так и сложившиеся традиционные представления о политике как государстве, продержавшиеся до конца 19 в., а также общие тенденции в развитии науки этого времени, когда еще только формировалась дисциплинарно организованное естествознание, а затем осуществлялась дифференциация наук о природе и наук о культуре.
В 1839 г. вышла работа А. Росмини «Философия политики», заявившая о размежевании философии и науки о политике. Кроме того, политическая наука должна была обособиться и от юридического знания, с которым ее связывала органическая форма взаимодействия. Эта теснейшая связь науки и права, в особенности в индустриальных государственных формах долго сдерживала становление как политических, так и юридических наук.
Начиная с античной эпохи полисной организации государства в Греции практическая политика сочеталась с коллективными решениями государственных дел, законотворчеством народных собраний и судопроизводства, осуществляемых избирательными коллегиями граждан, а после 46 г. до н.э. – народным судом. Политическое участие и правовой суверенитет народных собраний в Риме также были тесно связаны друг с другом, хотя здесь формирование судебной власти и ее отделение от политической власти народных собраний началось раньше.
В монархических, имперских режимах исторический процесс разделения политики и права вытесняется процессом их одновременной концентрации. До конца 19 в. проблемы власти и политики решались, прежде всего, как правовые проблемы, что выражалось в борьбе за право на законотворчество между парламентом и монархом; в передаче народу власти, а правителю – права издавать законы вместе с требованием исполнения им законов как основы политического управления. В силу этого политические учения формулировались как правовые. Так, Гегель свою философию политики представлял как философию права. Тем не менее история политических учений Европы включает в себя весьма конкретные труды научно-политического плана[86]. Бурное развитие политической науки начинается в 20-е годы 20 в., который сопровождается опредмечиванием специализированных наук. Этому способствовали потребность в рационализации политики, усложнение структуры общества, изменение статуса политики, формирование новых информационно-технических средств, изменение статуса политики, как массового процесса, повышение моральной и профессиональной ответственности при принятии и осуществлении решений на микро-, макро- и мегауровнях и т.д.
Автономизация политической науки и ее дифференциация от философии политики осуществлялась по линии предметной дифференциации (например, конкретные реальные воплощения отдельных свобод, исследование условий и следствий их реализации – по сравнению с анализом политической свободы, как некоей универсальной сущности, отношений внутренней и внешней свободы в рамках политической философии); по линии функциональной дифференциации (выявление закономерностей и тенденций политического процесса – в политической науке и сущности политических объектов в рамках политической философии); формулировки конкретных практических норм и форм политики в политической науке и выполнения деонтологических функций по определению идеально-универсальных начал в политике – со стороны политической философии; по линии дифференциации по методам (политическая наука использует специальные методы – системный анализ, моделирование, сравнительно-сопоставительный анализ и т.д.; политическая философия использует различные виды рефлексии, выявление рациональных и иррациональных начал в политике и т.п.).
Однако следует иметь ввиду, что дифференциация политической философии и политической науки осуществляется не столько в глубине абстракций, сколько в разделении сфер осмысления многообразных феноменов политики путем их предметной специализации, ибо выполняемые ими социальные, когнитивные, прогностические и критические функции отличаются скорее лишь масштабами.
На эмпирическом уровне политическая наука занимается анализом организации власти, изучая избирательные процедуры, общественное мнение, пропаганду, работу институциональных структур. Это требует использования специальных методов создания образа политика, корректировки его коммуникативной парадигмы и т.п.[87]. На теоретическом уровне политическая наука ориентирована на исследование институтов, систем и структур, специфики политического процесса и т.д., используя при этом как собственные методы, так и методы смежных дисциплин – исторических наук, психологии политики, теории управления и т.д.
Развитие самого политического знания, настоятельная потребность в рационализации политики потребовали к середине 20 в. более конкретного понимания предмета политической науки. В 1948 г. группа экспертов ЮНЕСКО приняла специальную резолюцию, в которой был дан перечень вопросов, по четырем направлениям:
1. политическая теория и история политических идей;
2. политические институты;
3. партии, группы, общественное мнение, выборы, информация и пропаганда;
4. международные отношения и внешняя политика.
В результате уже в начале 50-х гг. пункты второй и третий стали объединяться под общим названием «политическая социология». Появились четыре главные ветви политической науки: политическая теория, политическая социология, административные науки, международные отношения.
В соответствии с этим в определении политологии (“politike” +”logos” – политическая наука) сегодня существует несколько точек зрения:
▪ понимание ее как метатеории политики (включает в себя все дисциплины, исследующие политику, включая изучение механизмов власти);
▪ политология отождествляется с политической социологией, как общественные дисциплины, имеющие в качестве изучения один и тот же предмет (общество, социально-политические явления, феномен власти);
▪ политология рассматривается как общая теория политики (стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть политика; кто занимается политикой, тот стремится к власти.
Существуют и другие подходы относительно предмета политологии, в рамках которых ее определяют как науку о государстве, политическом порядке, формировании и разделении власти, теории регуляции конфликтов.
Интегрирующим началом политологии же являются закономерности, тенденции и проблемы политики и власти в их структурном, институциональном и функциональном измерениях.
Методология политической науки – рационально-рефлексивная область исследования, направленная на изучение и конструирование методов политической науки, ее теории и истории, политических институтов, сравнительных моделей политических режимов динамики политического процесса и властных отношений, механизмов государственного управления и публичной политики, политических проблем международных систем и глобального развития, теоретических проблем прикладной политологии, политической культуры и идеологии.
В методологии политологии наряду с общелогическими и общенаучными методами используются такие методы, как исторический, позволяющий осуществить воспроизведение истории изучаемого политического явления, конкретных его черт и специфических особенностей, присущих в соответствующих исторических условиях; метод сравнения, ориентирующий на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох и выявление специфики функционирования политических систем и режимов, соотношение и расстановку политических сил, характер внешних и внутриполитических конфликтов и т.д.; ситсемный подход, позволяющий исследовать сложные развивающиеся, самоорганизующиеся политические системы во взаимосвязи различных компонентов – государства и гражданского общества, политических институтов как внутри страны, так и в их взаимодействиях с внешним окружением, политики и нравственности, политики и экономики и т.д.; структурно-функциональный анализ, позволяющий выявить важнейшие политические структуры и их функции; метод моделирования, позволяющий исследовать реальное политическое явление, используя модель как его аналог. Осуществляется моделирование механизмов реализации политической власти, процесса принятия решений, управления политической системой, реализации государственной политики и т.д.
В последнее время в политологии используются такие инновационные методы, как теория групп, в рамках которого процесс принятия решений рассматривается как результат деятельности и борьбы отдельных групп за интересы. Главное не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы; это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов; политика – борьба групп (А.Ф. Бентли и Е.Р. Херринг – США). Группы воздействуют на политическую деятельность и процессы. Исследователь должен изучать это воздействие в контексте ряда факторов – общенационального или регионального характера группы; взаимоотношения с политическими партиями и т.д.
Метод политической коммуникации, рассматривающий коммуникацию как передачу смысла с помощью символов и позволяющий разрабатывать успешные модели политических систем как коммуникационных структур (например, «кибернетическая» модель политических систем как коммуникации К. Дойча, обоснованная в его книге «Нервы управления, 1963).
Группа бихевиористических методик (бихевиоризм – от англ. behaviorism – поведение), целью которых является построение системной эмпирической модели политического поведения объекта исследования в различных ситуациях – при проведении выборов в условиях конкуренции различных партий; при принятии политического решения и т.д. используется эксперимент, анкета, интервью, анализ документов.
По отношению к исследованию компонентов политической науки используются специально-научные методы политического анализа.
Современные политические технологии ориентированы на:
▪ проектирование и обзор политических вариантов и процедур выработки государственной политики;
▪ анализ, диагностику и прогнозирование политических событий и ситуаций;
▪ конструирование технологий направленного воздействия на политический процесс.
В соответствии с данными критериями выделяются следующие группы методов современной прикладной политологии[88]:
1) Методы исследования фаз политического процесса:
а) метод формулирования государственной политики (Policy formulation). Позволяет выяснить политические проблемы (со стороны субъектов политической деятельности); выработать политический курс с четким формулированием целей и задач программ посредством участников различных групп, СМИ, исследовательских центров;
б) метода формулирования «повестки дня политики» (Policy agenda), отражающий выдвижение проблем на повестку дня политики посредством институтов представительства интересов различных социальных групп – общественных объединений граждан, политических партий, общественного мнения, СМИ, избирательных компаний, государственного управления;
г) метод имплементации (Decision making policy), позволяющий рассматривать политическую проблему с точки зрения альтернативных путей достижения целей и последствий принятия решений, разработать программу по различным направлениям государственной политики;
д) метод оценки государственной политики (Policy evaluation) связан с определением критериев ее эффективности и рациональности. Импульсы и методы «входа» политической системы (первых два метода – метод формулирования политики и метод повестки дня политики) проходят внутрисистемную конверсию, преобразовываясь в решения и действия на «выходе» (методы принятия решений и метод имплементации). Заключительная фаза политического процесса связана с оценкой «выходов» (метод оценки государственной политики).
2) Методики, применяемые для решения конкретных задач политического анализа:
а) метод сценариев, как описательная картина предполагаемого развития событий (Т. Канн, США). Логика событий, описываемых в сценарии, приводит к формулированию «систематического контекста» или «альтернативного будущего»;
б) метод Дельфи (метод экспертных оценок). (Название от древнегреческого города Дельфы, который был известен предсказателями, оракулами). Основная задача метода Дельфи (Хелмер, Гордон, 1950-е годы, США) – использовать обобщающие прогностические оценки как можно большего числа экспертов (до нескольких десятков) наиболее эффективным путем. Процедура метода предусматривает анонимность высказываний, т.е. получение мнений экспертов в письменном виде, без их взаимных контактов; повторение и контроль выводов каждого предыдущего тура экспертных оценок на последующий; статистическую обработку данных;
в) ивент-анализ мировой обзор событий и взаимодействий (Ч. Маклелланд, 1970-1980 гг., США). В основе ивент-анализа - допущение, что политический процесс слагается из первичных клеточек событий: субъекты события - инициаторы акций или целей; типы действий и взаимодействий; сфера и контекст событий; источник информации. По данной схеме создаются в исследовательских центрах базы данных.
г) позиционный и ресурсный методы. В данной методике интересы и ресурсы рассматриваются как элементы системы, а их взаимодействие образует структуру системы: интересы + ресурсы = цель. Анализ «позиций» и «ресурсов» полезен для оценки «административного веса» в исполнительных и законодательных органах власти. Позиционный и ресурсный методы наиболее часто используются в избирательных компаниях; выявляя акции и взаимодействия между участниками компаний.
Таким образом, при разработке социальных и политических технологий в важнейших сферах государственной политики используются методы исследования фаз политического процесса, а также аналитические методики, применяемые для решения конкретных задач политического анализа.