Место и роль науки в цивилизациях разного типа. наука и иные формы освоения мира. функции науки в жизни современного общества
Цивилизация – конкретный вид общества, который имеет свою самобытную историю.
Арнольд Тойнби, основной труд – «Постижения истории», выделил и описал 21 вид цивилизаций.
2 класса цивилизаций (типа цивилизационного развития):
Традиционалистский тип науки (с момента формирования теоретического знания (до XV - XVII веков, то есть до Нового времени) | Техногенный (последующие столетия) |
Медленные изменения, социальные процессы в традиции обществе носят заторможенный характер (несколько поколений людей может жить при одних и тех же структурах общественной жизни) | Быстрые изменения – и социальные, и научные |
Преобладание традиций | Преобладание инноваций |
Экстенсивное освоение пространства, в том числе, географического | Интенсивное освоение пространства, в том числе, географического |
Ценность: традиция, символ – 7 чудес света, призванные подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже свершилось. | Ценность: инновация, оригинальное, новое, символ – книга рекордов Гиннеса, которая наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычайного, главное – быстрее . |
Ценность:вечность, если истина открыта, то на века | Ценность:время |
Ценность:накопление | Ценность:преобразование |
Ценность:гармоничное устроение мира, как греческий Космос Человек и окружающий мир:принцип древнекитайской культуры «у-вэй»: невмешательство в протекание природного процесса и адаптация индивида к сложившейся социальной среде. Деятельность – ориентированная вовнутрь человека, на самосозерцание и самоконтроль. Природа – живой организм, в который органично встроен человека. Само понятие закона природы, отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, было чуждо традиционным культурам. | Ценность:человек Человек и окружающий мир:человек понимался как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Деятельность должна быть направлена вовне, на преобразование внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен был подчинить себе. Внешний мир как арена деятельности человека. Природа – упорядоченное, закономерно устроенное поле, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Проявление деятельностно-активного идеала отношения человека к природе в сфере социальных отношений: культ борьбы, революций как локомотивов истории (концепция классовой борьбы, социальных революций и диктатуры в марксизме). |
Время:воспринималось чаще всего как циклическое, когда мир периодически возвращается к исходному состоянию. «золотой век» уже пройден, он в далеком прошлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым надо подражать. | Время:представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее и будущее. Идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство. |
Власть: непосредственная власть одного человека над другим. Так, в патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство не только распространялись на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи на женой и детьми, которым он владел так же, как царь или император – телами и душами своих подданных. | Власть: власть человека над природой, окружающим миром, вещами. Отношения личной зависимости сменяются отношениями владения и присвоения товарами (вещей, человеческих способностей, информации как товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент). |
Личность и общество: личность реализуется только через принадлежность к определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. | Личность и общество: особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, включаться в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции. |
Мышление и научная деятельность: Приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается как высшая ценность, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. | Мышление и научная деятельность:более сильная рефлексивность научного сознания, ориентация на идеалы доказательности и обоснованности суждений, традиции языковых игр, лежащих в основе европейского юмора, насыщенность обыденного мышления догадками, прогнозами в отношении социальной жизни, пронизанность рассуждений абстрактно-логическими структурами. Только в этой системе ценностей научная рациональность и научная деятельность приобретают приоритетный статус, категория научности воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. |
История техногенной цивилизации:
1. Предыстория.
А) Развитие античной полисной культуры, в рамках которой можно выделить два достижения:
- демократия, т.е. в сфере регуляции социальных связей
- теоретическая наука, т.е. в способе познания мира (евклидова геометрия)
Б) Средневековье: культ человекобога и культ любви человека к человекобогу, к Христу, культ человеческого разума, способного понять и постигнуть тайну божественного творения. Цель познания – расшифровка промысла Божьего.
В) Возрождение: восстановление достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. Закладывается матрица техногенной цивилизации.
2. Непосредственно техногенная цивилизация. Этапы:
а) предындустриальная;
б) индустриальная;
в) постиндустриальная.