Т е м а 7. Теория познания и философия науки

1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.

2. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

3. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Познание и понимание.

4. Познание как постижение истины. Основные концепции истины.

5. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки.

6. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.

Темы рефератов и докладов

1. Проблема познаваемости мира (историко-философский аспект).

2. Проблема соотношения знания и веры в процессе познавательной деятельности.

3. Роль интуиции в познании.

4. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

5. Наука и вненаучное знание в современной культуре.

6. Соотношение философии и науки. Роль философии в научном исследовании.

7. Современные физическая и биологическая научные картины мира (по профилю факультетов).

8. Природа и типы научных революций.

9. Сциентизм и антисциентизм – два подхода к пониманию роли науки в жизни общества.

10. Этика науки и социальная ответственность ученого.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоят различия между классической и неклассической гносеологией?

2. Знаменитый афоризм Сократа гласит: «Я знаю только то, что ничего не знаю. А ты не знаешь даже этого». Был ли Сократ агностиком?

3. Назовите основные формы чувственного и рационального познания. Каковы их особенности и роль в процессе познания? В чем вам видятся недостатки сенсуализма и рационализма – двух полярных позиций по этому вопросу?

4. Ф. Бэкон считал, что достижению истины препятствуют «четыре вида идолов, которые осаждают умы людей». Что это за идолы и как они проявляются в познании у современного человека?

5. Почему, оперируя объектами, которых не существует в действительности (точка, идеальный газ и др.), можно достичь более глубокого познания действительности, чем при ее опытном познании?

6. Проанализируйте следующие определения истины и установите, к каким философским концепциям они относятся: 1) истина – соответствие знаний действительности; 2) это знание, которое выводится из другого, уже известного истинного знания и не противоречит ему;
3) это результат соглашения ученых; 4) истинность – это полезность, эффективность знаний; 5) в каждой эпохе и культуре, у каждого народа и человека может быть своя истина, а абсолютной истины нет.

7. Назовите теоретические методы научного исследования. Какие из них используются в вашей профессиональной сфере?

8. Выявите и охарактеризуйте логический прием, на основе которого были сделаны важные естественнонаучные выводы:

а) «Один свет затемняет другой, например, солнце – свет свечи, подобно тому, как более сильный голос заглушает другой, слабый. Отсюда следует, что свет есть материя» (М. В. Ломоносов).

б) «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо… Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула мысль: вот изображение бензола» (П. Кекуле).

9. Что называется проблемной ситуацией в науке?

10. В истории науки известны случаи, когда ученые пытались прекратить свои исследования, так как предвидели их использование во вред человечеству. Можно ли считать такое поведение оправданным?

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. На вопрос «Смог бы человек познать больше, если бы у него бы-

ло больше органов чувств?» – есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли вы с таким ответом?

2. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики – это просто интеллектуальная игра». Проинтерпретируйте этот афоризм.

3. Какое свойство истины выражено в словах Б. Паскаля: «Истина так нежна, что, чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение. Но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него и оказываешься в истине»?

4. К. Маркс писал: «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.

5. А. Швейцер: «Добро то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Как вы относитесь к этому высказыванию? Как тогда быть с развитием сельскохозяйственной химии?

Глоссарий

Аксиома – исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без логического доказательства и лежит в основе доказательства других положений этой теории.

Вера – признание чего-нибудь истинным без опоры на факты или логику, лишь на основании внутренней (субъективной) убежденности, которая не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Гипотеза– научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту.

Знание– проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, поня-

тий, законов, теорий и в других знаковых формах.

Интуиция– процесс внезапного отчетливого, достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконт-

рольности ведущих к нему путей.

Истина – адекватное воспроизведение действительности познающим субъектом.

Картина мира –это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения.

Концепция– определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип.

Методология– форма рефлексивного осмысления предпосылок, средств и методов рационализации и оптимизации деятельности (философия методов познания и преобразования реальности); в более узком смысле – учение о методах познания, структуре и динамике научного знания.

Наука– сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности.

Научный метод– система предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) исследователя.

Объект– то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта.

Познание– процесс постижения действительности и приобретения знаний.

Постулат – положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы.

Проблема– поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований.

Релятивизм – методологический принцип, утверждающий относительность, условность и субъективность человеческого познания, от-

рицающий объективное содержание знания.

Субъект познания– носитель человеческой активности (индивид либо группа людей), направленной на адекватное воспроизведение ре-

альности в форме знаний.

Сциентизм (сайентизм) – философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, куль-

туры, идейной сфере, в решении социальных проблем).

Теория– наиболее системная форма научного знания, содержащая такой набор законов и идей, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам.

Факт– основная форма эмпирического знания, выраженная в особого рода предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента.

Наши рекомендации