Т е м а 7. Теория познания и философия науки
1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.
2. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.
3. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Познание и понимание.
4. Познание как постижение истины. Основные концепции истины.
5. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки.
6. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.
Темы рефератов и докладов
1. Проблема познаваемости мира (историко-философский аспект).
2. Проблема соотношения знания и веры в процессе познавательной деятельности.
3. Роль интуиции в познании.
4. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
5. Наука и вненаучное знание в современной культуре.
6. Соотношение философии и науки. Роль философии в научном исследовании.
7. Современные физическая и биологическая научные картины мира (по профилю факультетов).
8. Природа и типы научных революций.
9. Сциентизм и антисциентизм – два подхода к пониманию роли науки в жизни общества.
10. Этика науки и социальная ответственность ученого.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоят различия между классической и неклассической гносеологией?
2. Знаменитый афоризм Сократа гласит: «Я знаю только то, что ничего не знаю. А ты не знаешь даже этого». Был ли Сократ агностиком?
3. Назовите основные формы чувственного и рационального познания. Каковы их особенности и роль в процессе познания? В чем вам видятся недостатки сенсуализма и рационализма – двух полярных позиций по этому вопросу?
4. Ф. Бэкон считал, что достижению истины препятствуют «четыре вида идолов, которые осаждают умы людей». Что это за идолы и как они проявляются в познании у современного человека?
5. Почему, оперируя объектами, которых не существует в действительности (точка, идеальный газ и др.), можно достичь более глубокого познания действительности, чем при ее опытном познании?
6. Проанализируйте следующие определения истины и установите, к каким философским концепциям они относятся: 1) истина – соответствие знаний действительности; 2) это знание, которое выводится из другого, уже известного истинного знания и не противоречит ему;
3) это результат соглашения ученых; 4) истинность – это полезность, эффективность знаний; 5) в каждой эпохе и культуре, у каждого народа и человека может быть своя истина, а абсолютной истины нет.
7. Назовите теоретические методы научного исследования. Какие из них используются в вашей профессиональной сфере?
8. Выявите и охарактеризуйте логический прием, на основе которого были сделаны важные естественнонаучные выводы:
а) «Один свет затемняет другой, например, солнце – свет свечи, подобно тому, как более сильный голос заглушает другой, слабый. Отсюда следует, что свет есть материя» (М. В. Ломоносов).
б) «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо… Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула мысль: вот изображение бензола» (П. Кекуле).
9. Что называется проблемной ситуацией в науке?
10. В истории науки известны случаи, когда ученые пытались прекратить свои исследования, так как предвидели их использование во вред человечеству. Можно ли считать такое поведение оправданным?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. На вопрос «Смог бы человек познать больше, если бы у него бы-
ло больше органов чувств?» – есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли вы с таким ответом?
2. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики – это просто интеллектуальная игра». Проинтерпретируйте этот афоризм.
3. Какое свойство истины выражено в словах Б. Паскаля: «Истина так нежна, что, чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение. Но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него и оказываешься в истине»?
4. К. Маркс писал: «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.
5. А. Швейцер: «Добро то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Как вы относитесь к этому высказыванию? Как тогда быть с развитием сельскохозяйственной химии?
Глоссарий
Аксиома – исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без логического доказательства и лежит в основе доказательства других положений этой теории.
Вера – признание чего-нибудь истинным без опоры на факты или логику, лишь на основании внутренней (субъективной) убежденности, которая не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Гипотеза– научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту.
Знание– проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, поня-
тий, законов, теорий и в других знаковых формах.
Интуиция– процесс внезапного отчетливого, достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконт-
рольности ведущих к нему путей.
Истина – адекватное воспроизведение действительности познающим субъектом.
Картина мира –это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения.
Концепция– определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип.
Методология– форма рефлексивного осмысления предпосылок, средств и методов рационализации и оптимизации деятельности (философия методов познания и преобразования реальности); в более узком смысле – учение о методах познания, структуре и динамике научного знания.
Наука– сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности.
Научный метод– система предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) исследователя.
Объект– то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта.
Познание– процесс постижения действительности и приобретения знаний.
Постулат – положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы.
Проблема– поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований.
Релятивизм – методологический принцип, утверждающий относительность, условность и субъективность человеческого познания, от-
рицающий объективное содержание знания.
Субъект познания– носитель человеческой активности (индивид либо группа людей), направленной на адекватное воспроизведение ре-
альности в форме знаний.
Сциентизм (сайентизм) – философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, куль-
туры, идейной сфере, в решении социальных проблем).
Теория– наиболее системная форма научного знания, содержащая такой набор законов и идей, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам.
Факт– основная форма эмпирического знания, выраженная в особого рода предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента.