Философские открытия Ф. Энгельса

В разработку философской концепции внес вклад Фридрих Энгельс (1820-1895). Ф. Энгельс разрабатывал материалистическую концепцию бытия и концептуально оформлял («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). Уделял взимание сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим, осмыслению достижений естественно-научного знания.

Оба разработали теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.

Материалистическое понимание истории К. Маркса - исторический материализм – распространение материализма на общественную жизнь, историю.

К. Маркс абсолютизировал социальные антагонизмы, классовую борьбу и насилие, отрицал возможность прогрессивной эволюции общества.

Философию К. Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов.

Несмотря на различные подходы, в целом марксизм исходил из признания большой роли злого разума в решении комплекса социальных, экономических, экологических, антропологических и других проблем.

18.Особенности русской классической философии XIX-XX вв.

(Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев).

Основной лейтмотив русской философии - нравственное вето на любой "прогресс", любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

Глубокие исследователи, подлинные знатоки истории нашей отечественной философии (Н. Бердяев, Р. Шпет, Н. Лосский, В. Зеньковский, А. Лосев) всегда подчеркивали сверхрационалистический способ и характер русского философствования, связывая его обычно с православным, восточно-христианским мировидением. "Русские не допускают, - писал Н. Бердяев, - что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путем. И никакая гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому, поколебать того дорационального убеждения русских, что постижение сущего дается лишь цельной жизни духа, лишь полноте жизни".

Проблемы, которые пытались разрешить русские философы, касались вопросов мироустройства, места и роли России в историческом развитии, роли человека, личности в обществе. Кроме этих вопросов, русских философов всегда волновал вопрос о ценностях в мире, что в нем преобладает - материально-вещественное или незримое, духовное? В 40-50-е гг. прошлого века эти вопросы размежевали русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.

Можно отметить еще некоторые особенности русской философии, помимо тех на которые мы уже обратили внимание, и позволяющих отличать ее от многочисленных зарубежных философий:

1. Русской философия, в отличие от европейской, и в большей степени немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего.

2. Особенностью русской философии можно считать ее преимущественно религиозный характер. Философские системы, как правило, возникали на базе православия. Это отчасти определялось тем, что многие русские философы этой эпохи были священнослужителями и их обращения к православию было совершенно естественно.

3. Другой особенностью русской философии следует считать ее социальную ориентированность. Эта особенность русской философии была обусловлена остротой социальных противоречий. Россия находилась на грани антифеодального взрыва, что естественно сказывалось на философской проблематике русских мыслителей.

4. Особенностью русской философии следует считать ее антропологическую направленность. Русских мыслителей очень волновала проблема смысла человеческого существования. Хотя, как правило, она оставалась в антитезе «человек – бог», она не становилась от этого менее значимой и актуальной.

5. Существенной особенностью русской философии может считаться ее связь с художественной литературой. Творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова настолько пронизано философскими идеями, что и сегодня о русской философии за рубежом больше судят по их творчеству, чем по творчеству русских философов – профессионалов.

(Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев).

Наши рекомендации