Глава 7. философия эпохи возрождения
Понятия и термины. Периодизация
Термин «Возрождение» может пониматься как в широком, так и узком смысле это-го слова. В широком смысле под «Возрождением» понимается в широком смысле как пе-риод быстрого и интенсивного культурного развития, приходящий на смену длительным периодам духовной и творческой инертности. В этом широком смысле говорят о Каро-лингском Возрождении VIII - IX вв., о Возрождении XII в., связанном с подъемом город-ской жизни в Европе, а также о грузинском, иранском, армянском, арабском, индийском, китайском «Возрождении».
В узком смысле слова «Возрождение», или «Ренесса́нс» (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от лат. renovatio (обновление) – это эпоха в истории культуры Европы, при-шедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV - последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Историки культуры выделяют четыре периода эпохи Возрождения:
• Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)
• Раннее Возрождение (начало XV века - конец XV века)
• Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
• Позднее Возрождение (середина XVI - 90-е годы XVI века)
Учитывая специфику развития культуры Возрождения в разных регионах Западной Европы выделяют собственно «Итальянское Возрождение» и «Северное Возрождение». Понятие «Северное Возрождение» применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству XVI в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции, или более обобщающее - во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. В свою очередь, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты, поэтому имеет смысл говорить о немецком, нидерландском, французском, испанском, английском, польском Возрождение и др.
Общая характеристика эпохи Возрождения.
В истории Западной Европы XIV-XVI вв. во многих отношениях являются веками кардинальных изменений в жизни общества. В социально-экономическом плане – это пе-реход от феодализма к капитализму, сопровождавшийся потрясением всех основ и устоев традиционного общества. Прежде всего, это было связано с переходом от деревенской к городской культуре. В этих городах процветала торговля, банковское дело, появились шерстяные и другие мануфактуры, возникала раннекапиталистическая экономика. Все это привело к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров, что предполагало расширение свободы индивидуальной деятельности и возрастание личностного начала в жизни представителей этого сословия.
Усложнение и дифференциация производственной и культурной деятельности вкупе с улучшением благосостояния и появления фактора свободного времени как следствия изменившихся форм труда, привели выросшем запросе на умственный труд, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий.
В европейском Средневековье они входили в корпорации, объединявшие их по профессиям («цехам»), будь то преподаватели университетов и других школ, врачи или художники. Деятельность таких корпораций строго регламентировалась, что во многом объяснялось ее сакральной оценкой. Отсюда огромная роль церкви в такого рода регла-ментациях. Представители умственного труда, не связанные с церковью, в условиях евро-пейского средневековья явление очень редкое.
Распад корпоративно-цеховых связей в городах и усиление в них роли индивиду-ального начала вместе с большим ростом числа лиц, профессией которых становился ум-ственный труд, во многом предопределили то, что эта активнейшая социальная прослойка далеко не всегда зависела от церкви и находилась непосредственно на ее службе. Появление данной категории лиц, в сущности, положило начало процессу возникновения в эту эпоху светской интеллигенции.
Ослабление связей интеллигенции с церковью усиливало их неприязнь по отноше-нию к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. У многих из них такая неприязнь перерастала в резко критическое отношение ко всей системе этой учености, к ее теоретическим и философским основам, к авторитарности, вне и без кото-рой эта ученость не могла существовать. Немаловажным было и то, зарождение ренес-сансной культуры происходило на фоне упадка морально-политического авторитета пап-ства, связанного с событиями его «авиньонского пленения» (1309-1375), нередкими рас-колами католической церкви, когда в противовес «законным» папам появлялись антипа-пы, и когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви.
Таким образом, формировалась потребность в новом образе жизни и новом миро-воззрении. Такой формой реализации этой потребности стала философия Возрождения.