Воспитательная функция
Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.
Прогностическая функция.
Наряду с вышеназванными функциямифилософия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.
Критическая функция.
С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.
Взаимосвязь функций обусловлена рассматриваемой проблематикой, преимущественное проявление каких-либо функций связано с решением определенных задач, целевой установкой теоретической и практической значимостью. Благодаря функциям философии раскрывается все богатство и многообразие возможностей в познании мира.
Социокультурное значение философии – быть особого рода познанием, которое интегрировано в ткань духовной жизнь и культуры человека и общества.
Философская культура личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания в своей духовно – практической, профессиональной и общественной деятельности.
Философская культура – это не только умение формулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на ни, но и особый образ жизни – мировосприятие, миропонимание.
Философствовать – значит развивать в себе человека как единое, стройное, целостное существо.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается основной вопрос философии?
2. Какова структура философского знания?
3. Каковы основные функции философии?
План семинарского занятия
Тема 1. Философия, ее проблематика, основные направления.
Вопросы:
1. Предмет философии. Философия и мировоззрение. Мировоззрение - исторические типы (мифология, религия, философия).
2. Основные разделы философского знания (структура – онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия).
3. Соотношение философии и частных наук. Функции философии.
4. Типология философских учений. Основные направления философской мысли.
Основные понятия
Философия, мифология, религия, культура, мировоззрение, философское знание, онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия, праксиология, материализм, идеализм (объективный, субъективный), агностицизм, скептицизм, диалектика, метафизика, рационализм, эмпиризм, деизм, теизм, пантеизм, монизм, дуализм, плюрализм.
Темы докладов
Многообразие философских учений в современном мире.
Мифология как исторический тип мировоззрения.
Современные социальные мифы.
Мифология и религия как истоки философского мышления.
Мифология, религия, философия – этапы развития человеческого мировоззрения.
Философия и нравственные идеи Библии.
Сущность философии в произведениях Х. Ортега-и-Гассета.
Роль философии в жизни человека.
Соотношение философии и частных наук: философия и экономика.
Список литературы
Основной
1. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Питер, 2009. – 432 с.
2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 368 с.
3. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 735 с.
4. Островский Э. В. Философия: учебник для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с.
5. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов [и др.]. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Культурная революция: [Республика], 2007. - 623 с.
6. Краткий философский словарь / отв. ред. Алексеев А.П. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 496 с.
Дополнительный
1. Чунаева А.А., Мысык И.Г. Философия в кратком изложении: учеб. пос. - 5 - е изд., испр. и доп. - Одесса: Феникс: М.: ТрансЛит, 2007. - 312 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пос. для ссузов. - 2 - е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2008. - 288 с.
3. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пос. для ссузов. - М.: Гардарики, 2007. - 439 с.
4. Кохановский В.П. и др. Основы философии: учеб. пос. для ссузов. - 6 - е изд. - Ростов н/Д, 2007. - 315 с.
5. Сычев А.А. Основы философии: учеб. пос. для ссузов. - М.: Альфа - М: ИНФРА - М, 2008. - 368 с.
6. Смазнова, О.Ф. Личность и миф (о субъекте мифической речи) / О.Ф. Смазнова // Вопросы философии. - 2008. - № 6. - С. 56 – 65.
7. Рычков А.К., Яшин Б.Л.Философия: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 384 с.