Вселенная - бесконечна и многообразна
***
210. Какие из ниже названных философов относятся к направлению реализма в средневековой философии?
Августин Аврелий, Фома Аквинский
Пьер Абеляр, Росцелин
Р.Бэкон, Боэций
Ж.Буридан, Н.Кузанский
Дж.Бруно, Коперник
***
211. Авиценна понимал мир как творение ... Укажите, из ниже перечисленого верный ответ://
слепых сил природы//
божественного разума//
божественной роли//
божественной воли и разума//
нет верного ответа
***
212. Укажите, правильное описание материального мира по Аверроэсу://
вечен но в пространстве ограничен//
сотворён Богом из ничего//
обречён на гибель//
вечен в пространстве и безграничен//
бесконечен и безграничен
***
213. Укажите, что писал Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»?://
опровергал учение Аристотеля//
высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых Аристотеликов»//
описывал расцвет университетов позднего Средневековья//
считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии//
дорабатывал учение Аристотеля
***
214. Квинт Тертуллиан провозгласил://
«христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»//
«верую, потому что нелепо»//
«божественное и дьявольское постоянно борются между собой»//
«верую и понимаю»//
«понимаю чтобы верить»
***
215. Лютер выступал против идеи о том, что://
человек может напрямую обращаться к богу//
церковь - единственный посредник между богом и человеком//
священники не могут отпускать мирянам грехи//
человек полон чувства вины и греха//
человек есть образ и подобие Бога
***
216. По Лютеру, спасение человека достигается им://
путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм//
чистой верой, которая является «божьим даром»//
только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека//
по собственной воле, без помощи и воли божьей//
не достигается никогда
***
217. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о://
личной свободе и творческой активности человека//
предопределении как вечном спасении только по воле бога//
независимости человека от социального окружения и государства//
ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души//
творении собственной судьбы самим человеком
***
218. Что означает термин "фальсафа" в средневековой мусульманской мысли:?//
рациональный способ постижения мира//
мусульманское богословие//
мусульманское право//
мистический способ постижения Бога//
борьба за веру
***
219. Высказывание Ф.Энгельса "Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости ... было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил... вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление и освобождение естествознания от теологии..." характеризует систему мира://
геоцентрическую//
теоцентрическую//
антропоцентрическую//
космоцентрическую//
Гелиоцентрическую
***
220. Какие идеалы характерны для суфизма?://
полезность, выгода, успех//
истинное, красота, вера//
добро, красота, совесть//
божественное, сакральное//
любовь, надежда
***
221. Калам - это ...://
рациональное толкование догматов ислам//
мусульманское вероучение//
мусульманское право//
борьба за веру//
мистическое знание
Глобальные проблемы.
222. Укажите глобальные проблемы современности?://
проблема языка//
проблема жизни и смерти//
проблема происхождения жизни на земле//
проблема смысла жизни//
Экологическая проблема, демографическая проблема
***
223. Чему отведена основная роль в «ноосферной» модели человеческой цивилизации?://
Государству//
Нации//
Природе//
Экономике//
Науке
***
224. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху://
античности//
средних веков//
Возрождения//
Нового времени//
Древнего мира
***
225. Научное допущение или предположение, истинность которого еще требуется доказать…
идея//
гипотеза//
проблема//
категория//
принцип
***
226. Высшая, самая развитая форма организации научного знания – это…
гипотеза//
проблема//
идея//
принцип//
Теория
***
227. Для какого периода характерно явление «университетская наука»?://
Античность//
Возрождение//
ХХ век//
Средневековье//
Новое время
***
228. Какое из нижеперечисленных форм не требует доказательств своей истинности?://
Теория//
Гипотеза//
Факт//
Аксиома//
Проблема
***
229. Формой практики не является://
преобразование природы с помощью орудий труда//
преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений//
воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека//
научный эксперимент//
нет правильного ответа
***
230. Исключите метод, не относящийся к общелогическим методам познания://
синтез//
наблюдение //
анализ//
эксперимент//
абстрагирование
***
231. Выделите метод, относящийся к научным методам эмпирического исследования://
синтез//
наблюдение//
абстрагирование//
анализ//
дедукция
***
232. Что означает слово «техника» в переводе с древнегреческого языка?://
опыт, эксперимент, практика//
технология, правило, образец//
искусство, мастерство, умение//
магия, обряд, ритуал//
проба, отношение, образец
***
233. Практика по своим функциям не является://
основой познания и его движущей силой//
целью познания//
критерием истины//
успешной заменой теоретических исследований и научного творчества//
всем вышеперечисленным
***
234. Какое утверждение раскрывает сущность научного познания?://
научное познание есть отражение действительности в ее существенных закономерностях и отношениях//
научное познание есть преобразование материальных систем//
научное познание есть чувственное отражение действительности//
научное познание есть накопление эмпирических фактов//
научное познание есть совокупность практических знаний
***
235. Какое определение не характеризует науку?://
наука – это совокупность чувственных представлений//
наука – это процесс выработки научных знаний//
наука – это система развивающегося знания//
наука – это массив накопленного знания//
наука – это рациональная форма познания
Философия нового времени.
236. Целый ряд философских направлений развивают идеи Декарта. Укажите, как в истории философии их называют?://
картезианством//
сенсуализмом//
реализмом//
деизмом//
прагматизмом
***
237. Что означает понятие «модус», которое используется Спинозой?://
внешняя причина//
единичная конечная вещь//
атрибут субстанции//
воздействие и связь//
нечто неопределенное
***
238. Что является «Монадой» в учении Г.В.Лейбница?://
Единая субстанция//
Простая субстанция//
Материальная субстанция//
Объективная акциденция//
Единичная конечная вещь
***
239. Кто является автором морального принципа: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»?://
К.Маркс//
Л.Фейербах//
И.Кант//
Ф.Шеллинг//
И.Г.Фихте
***
240. К какому периоду относится деятельность И.Канта как астронома, физика, географа?://
докритическому периоду//
критическому периоду//
метафизическому периоду//
период научной деятельности//
гуманистическому периоду
***
241. Кто впервые сформулировал основные законы диалектики?://
И.Кант//
Л.Фейербах//
Г.Гегель//
Ф.Шеллинг//
И.Г.Фихте
***
242. Какому типу философствования относится система Гегеля?://
субъективный идеализм//
материализм//
объективный идеализм//
дуализм//
нет верного ответа
***
243. Какая работа является кратким очерком всей философии Гегеля://
Феноменологии духа//
Энциклопедия философских наук//
Наука логики//
История философии//
Новый Органон
***
244. К какому типу философствования относится учение Л.Фейербаха?://
субъективный идеализм//
дуализм//
антропологический материализм//
объективный идеализм//
нет правильного ответа
***
245. По мнению большинства историков философии, Ф.Бэкон являлся родоначальником европейского://
идеализма и стоицизма//
объективизма и скептицизма//
эмпиризма//
позитивизма и прагматизма//
идеализма и скептицизма
***
246. Метод познания, способствующий достижению истины по Бэкону - это://
анализ//
синтез//
дедукция//
индукция//
все вышеперечисленное
***
247. Согласно Локку, основой всякого познания является://
ощущение//
мысль//
интуиция//
опыт//
мистификация
***
248. Беркли отрицал существование://
материи//
бога//
ощущений//
сознания//
истины
***
249. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был://
Вольтер//
Руссо//
Д'Аламбер//
Дидро//
Спиноза
***
250. Учение о врожденных идеях выдвигал философ://
Локк//
Спиноза//
Декарт//
Д.Юм//
Гоббс
***
251. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика://
права//
государства//
абсолюта//
любви//
знания
***
252. Точка зрения, что цивилизация ведет к моральной деградации общества, принадлежит://
Гегелю//
Конту//
И.Фихте//
Руссо//
Ламетри
***
253. Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения солнечный системы это://
Л.Фейербах//
Г.Гегель//
Ф.Шеллинг//
И.Фихте//
И.Кант
***
254. Что составляет первоэлемент бытия по Лейбницу?://
корпускула//
нус//
семена//
монада//
атомы
***
255. «Путь паука» выведение истин из чистого сознания. Для какой философии этот метод является основным но мнению Ф.Бэкона?://
схоластическая философия//
скептицизм//
рационализм//
сенсуализм//
эмпиризм
***
256. Дуалистическое рассмотрение проблемы субстанции характерно для://
Декарта//
Бэкона//
Руссо//
Гегеля//
Фихте
***
257. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого ://
Субстанция//
Атрибут//
Причина//
Субстрат//
Модус
***
258. Учение о врожденных идеях выдвигал://
Локк//
Декарт//
Юм//
Гоббс//
Лейбниц
***
259. Метод познания, способствующий достижению истины по Бэкону://
Индукция//
Дедукция//
Интуиция//
Анализ//
Синтез
***
260. Укажите, что утверждал Декарт прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую»?://
«верую, потому что нелепо»//
«во всем должно сомневаться»//
«любовь движет солнца и светила»//
«знание-сила»//
«ничто не вечно»
***
261. Укажите, что есть, по мнению Джона Локка, «душа человека»?://
частица мирового духа, познающая путем интуиций и откровений//
вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания//
человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта//
совокупность «врожденных принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи//
нет правильного ответа
***
262. Какое из ниженазванных определений означает «быть» в философии Джорджа Беркли://
существовать независимо от нашего сознания//
определяться совокупностью свойств в пределах субстанции//
быть воспринимаемым //
существовать в человеческом представлении//
существовать в мире
***
263. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения… укажите правильный ответ из нижеуказанных: //
реальных вещей//
представлений//
впечатлений//
сущности//
представлений
***
264. Представление о «духе закона» Ш.Монтескье положило начало направлению… Укажите правильный ответ://
духовного монизма//
географического детерминизма//
европейского гуманизма//
социального фатализма//
субъективного идеализма
***
265. Согласно Руссо причина неравенства людей заключается в?//
божественном предопределении//
умственном превосходстве одних людей над другими//
естественных природных различиях//
неодинаковом отношении к собственности//
способе организации своей производительной деятельности
***
266. Какое из перечисленных определений пространства и времени принадлежит И.Канту?://
пространства и время – доопытные формы чувственности//
пространства и время самостоятельные сущности//
пространства и время не имеют отношения к материи//
пространства и время есть комплекс ощущений//
пространства и время - пустые абстракции
***
267. Какое противоречие характерно для философии Гегеля?://
Разумом и волей//
Системой и методом//
Логикой и моралью//
Правом и философией//
Наукой и моралью
***
268. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело://
Развитие протестантизма как нового направления мирового христианства//
формирование наук, в первую очередь, естественных//
становление абсолютной монархии//
подъем народного и революционного движения//
развитие божественного объяснения бытия
***
269. Социальная утопия Френсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи://
Сократа//
Платона//
Аристотеля//
Мора//
Кампанеллы
***
270. По убеждению Ф.Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это://
развитие человеческого духа и знаний о мире//
достижение славы и власти//
общественная польза и улучшение жизни людей//
окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины//
получение адекватного знания
***
271. В основе философской системы Спинозы лежит учение о://
методе//
акциденции//
субстанции//
боге//
познании
***
272. С точки зрения Спинозы://
бог и субстанция (природа) – это одно понятие//
бог находится вне субстанции, но не является ее творцом//
бог находится в природе, являясь ее творцом//
бог находится в природе, являясь ее субстанцией//
природе не зависит от божественной воли и существует отдельно
***
273. В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал://
аффект//
необходимость//
произвол//
предопределение//
практика
***
274. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились://
человек и бог//
бог и дьявол//
ученый и невежда//
мошенник и глупец//
умный и злой
***
275. Гоббс утверждал: «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все». Укажите правильный ответ из нижеследующих://
социальный упадок//
естественное состояние//
природное заблуждение//
психическое отклонение//
общественное мнение
***
276. Гоббс утверждает, что государство-это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда://
великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных//
старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей//
жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных//
каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой//
выявляются правящая элита – философы
***
277. Что из положений философии Канта называют коперниканской революцией в философии?://
Признание активности субъекта познания//
Опытное происхождение понятий науки//
Учение о практическом разуме//
Дуализм философии//
Априорные формы познания
***
278. Укажите, какое из ниженазванных утверждений справедливо для гносеологии Канта?://
все наше познание начинается с чувственного опыта//
познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом//
познание-это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениями наших органов чувств//
познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и рационального (категорий рассудка)//
познание - обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний
***
279. По теории Канта, время и пространство://
являются вечными реальными атрибутами субстанции//
не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту//
возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира//
являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей//
развиваются независимо от нашего сознания
***
280. Вершина немецкого классического идеализма ://
Экономическая теория//
Диалектика Г. Гегеля//
«Практическая философия» И. Фихте//
Этика И. Канта//
«Мифология творчества» Ф. Шеллинга
***
281. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он://
соответствует действующему закону//
доставляет личное удовлетворение//
подчинен абстрактному чувству долга//
связан с гуманными или дружескими чувствами//
предопределен к положительному
***
282. Гносеологический переворот в философии, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил://
Г. Гегель//
И. Кант//
Г. Лейбниц//
Л. Фейербах//
К. Маркс
***
283. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И.Канта?://
что я могу знать?//
что я должен делать?//
что есть моя конечная цель?//
На что я могу надеяться?//
Что такое человек и чем он может стать?
***
284. Выделите суждение, соответствующее философии Локка://
все знание проистекает из опыта, поэтому не существует врожденных идей//
человек имеет такие знания, которые не могут быть получены из опыта//
знания не могут быть получены в процессе опыта//
в разуме есть врожденной знания//
мыслю, следовательно существую