Александр Гумбольдт писал: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает»

Вопрос: Как вы считаете, существует ли судьба? И что она собой представляет?

1.9.8. Современный английский историк философии Б. Рас­сел писал: «Душа человека — сплав бога и зверя, арена борь­бы двух начал: одно — частичное, ограниченное, эгоистиче­ское, а другое — всеобщее, бесконечное и беспристрастное».

Вопрос: Есть ли у человека душа? Что писали о душе античные философы и средневековые схоласты?

1.9.7. Ф. Де Ларошфуко писал: «С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует наслаждаться ею, а когда начинает капризничать — терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам».

ЧАСТЬ П. ФИЛОСОФИЯ

Предмет философии

2.1.1. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

2.1.2. Греческое слово «филео» означает любовь:

а) страсть;

б) братскую;

в) стремление;

г) половую.

2.1.3. Что является источником философского знания, со­гласно Сократу?

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежности смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

2.1.4. В развитии философии нет:

а) преемственности;

б) научных достижений;

в) ценностной составляющей;

г) устаревших идей.

2.1.5. Философские решения не могут быть:

а) гипотетическими;

б) окончательными;

в) неоднозначными;

г) сложными.

2.1.6. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума.

2.1.7. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха,

а) по естественной склонности души;

б) во имя реализации своей общественной сущности;

в) для решения стратегических жизненных задач;

г) ради постижения мира в идеях.

2.1.8. Философские проблемы изначально и непосредствен­но касаются:

а) природных явлений;

б) объективного мира в целом;

в) социальной жизни;

г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека.

2.1.9. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?

а) Что я могу знать?

б) Что я должен делать?

в) Что есть моя конечная цель?

г) На что я могу надеяться?

2.1.10. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:

а) естественных наук;

б) религии;

в) истории;

г) математики.

2.1.11. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

а) мировосприятие;

б) миропонимание;

в) мировоззрение;

г) мироощущение.

2.1.12. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем это:

а) методика;

б) метод;

в) методология;

г) механизм.

2.1.13. Философское учение о ценностных отношениях че­ловека и мира — это:

а) гносеология;

б) онтология;

в) эстетика;

г) этика.

Бытие

2.2.1. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями: элеатов, брахманизма, даосизма, атомистов

а) безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественно­сти, но подчиняющее небо, землю и человека;

б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и
землю; движение частиц подчинено необходимости;

в) единое под разными именами; ни сущее, ни несущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающееи поглощающее все видимые вещи и явления;

г) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, от­сутствие небытия.

2.2.2. Какому философу — Гегелю, Марксу, Платону, Пло­тину— какая трактовка бытия принадлежит?

а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью
размышления;

б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа,
биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие;

в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;

г) бытие — это Единое, которое есть все и ничто; оно — потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно — пре­краснейшее, совершенное.

2..2.3. Какому философу— Фоме Аквинскому, Аврелию Ав­густину, Дою. Беркли, Ж. П. Сартру — какое определение бы­тия принадлежит?

а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существова­нию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом
он осужден быть свободным;

б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;

в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же;

г) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность.

2.2.4. Онтология как раздел философского знания — наука о всеобщем, в истории философии не называлась:

а) первая философия;

б) метафизика;

в) объективная логика;

г) эпистемология.

Сознание

2,3.1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм.

2.3.2. В психофизиологическом аспекте материалистиче­ская философия рассматривает сознание как :

а) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;

б) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;

в) высшую функцию мозга, связанную с речью;

г) душу, использующую мозг в качестве орудия для реали­зации своих целей.

2.3.3. Человеческому сознанию присуще:

а) пассивное отражение действительности;

б) активная, творческая деятельность;

в) непосредственное воздействие на действительность;

г) порождение объективной реальности.

2.3.4. Самосознание человека—это:

а) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;

б) осознание себя человеком в процессе общения с други­ми людьми;

в) осознание себя в процессе освоения материальной и ду­ховной культуры человечества;

г) результат рефлексии, размышления личности о себе са­мой.

2.3.5. В современной философии это понимается как выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это

а) рассудок;

Александр Гумбольдт писал: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает» - student2.ru б) разум;

в) мышление;

г) ум.

2.3.6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:

а) согласовывать внутренние правила с внешней деятель­ностью;

б) ориентации в обыденной жизни;

в) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определен­ным правилам;

г) разложения целостных объектов на составные части.

2.3.7. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, потому во­рос некорректен.

2.3.8. В современной семиотике естественный язык рас­сматривается как:

а) непосредственная деятельность сознания;

б) адекватное выражение мысли;

в) система естественных и искусственных знаков;

г) вторая сигнальная система.

2.3.9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:

а) позволяет передавать и распространять информацию;

б) способствует совершенствованию профессиональных знаний;

в) является средством общения всех людей между собой;

г) служит средством передачи традиций и является важ­нейшим условием культурной самоидентификации.

2.3.10. «Бессознательное» в современной философии - это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) все, что не осознается человеком;

г) нечто, присущее только отдельному человеку.

Человек

2.4.1. Для антропоцентрического мировоззрения харак­терно положение:

а) человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел;

б) весь земной мир и человек в нем — это момент неук­лонного движения к Богу;

в) человек есть совокупность всех общественных отноше­ний;

г) человек есть мыслящая вещь.

2.4.2. В структуру человека как живой системы сегодня не включается:

а) психическое;

б) социальное;

в) техническое;

г) идеальное.

2.4.3. По мысли Ж.П. Сартра, человек—это:

а) сверхчеловек;

б) богочеловек;

в) человекобог;

г) будущее человека.

2.4.4, С точки зрения И. Хейзинги, человек — это существо:

а) изготавливающее орудия;

б) рациональное;

в) играющее;

г) символическое.

2.4.5. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бес­сознательное в психике отдельного человека включает:

а) Аниму/Анимуса;

б) архетипы;

в) маску;

г) тень.

2.4.6. Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутству­ет:

а) защита определенного местообитания;

б) семейственность;

в) социализация;

г) миролюбие.

2.4.7. Социал-дарвинизм признает, что:

а) человек есть и природное, и социальное существо;

б) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;

в) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей;

г) социальные проблемы и конфликты не зависят от при­родных задатков человеческого рода.

2.4.8. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, — это:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) личность;

г) субъект.

2.4.9. С биологической точки зрения, человек— это мно­гоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоноч­ных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, от­ряду:

а) гоминидов;

б) приматов;

в) питеков;

г) парапитеков.

2.4.10. В материалистической философии душу человека ассоциируют с:

а) психикой;

б) сознанием;

в) идеальным центром «я»;

г) бессознательным.

2.4.11. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному на­значению человека;

в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;

г) жить — значит из всего извлекать пользу.

2.4.12. По мысли М. Бубера, смысл и основание собствен­ного бытия для человека обнаруживается в:

а) саморефлексии;

б) самоутверждении;

в) сопереживании жизни других существ;

г) соучастии в бытии других существ.

2.4.13. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:

а) необходимость;

б) знание;

в) волю;

г) произвол.

2 4.14. Лишение человека свободы, трансформация челове­ческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии пони­мается как:

а) произвол;

б) фатум (рок);

в) предопределение;

г) отчуждение.

2.4.15. Ответственность человека за свои поступки возмюжно только при наличии:

а) выбора;

б) вины;

в) непреодолимой силы;

г) необходимости.

Познание

2.5.1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний;

2.5.2. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

г) сомнение в возможности познания.

2.5.3. В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) противостоит субъекту познания;

в) в своем определении зависит от концептуальной систе­мы познающего;

г) является частью самопознающего субъекта.

2.5.4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение.

2.5.5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

2.5.6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна.

2.5.7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) ложь;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок.

2.5.8. Среди современных концепций истины отсутствует:

а) когерентная;

б) соответствия;

в) системная;

г) прагматическая.

2.5.9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

а) прогнозирование;

б) предусмотрение;

в) целеполагание;

г) опережение.

2.5.10. Любое изменение, преобразование, процесс

а) эволюция;

б) развитие;

в) инволюция;

г) движение.

2.5.11. Субъект познания в современной гносеологии— это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный ученый или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудова­ние и т.д.);

г) мыслительный коллектив.

2.5.12. Современные гносеологические исследования пред­полагают:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) интуитивизм;

г) теоретико-методологический плюрализм.

2.5.13. Формой практики не является:

а) преобразование природы с помощью орудий труда;

б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

г) научный эксперимент.

2.5.14. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

2.5.15. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

в) идея;

г) ощущение.

2.5.16. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма.

2.5.17. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе мые в определениях (словах):

а) понятие;

б) категория;

в)дефиниция.

2.5.18. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие;

б) категория;

в) суждение;

г) умозаключение.

2.5.19. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и сужде­ния, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умо­заключение:

а) я отношусь ко всем людям;

б) все люди похожи на меня;

в) я мыслю;

г) животные тоже мыслят.

2.5.20. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания явля­ется:

а) смысл;

б) текст;

в) «суть дела»;

г) контекст.

2.5.21. Наука как специфический тип духовного производ­ства и социальный институт возникла в эпоху:

А) античности

б) средних веков;

в) Возрождения;

г) Нового времени.

2.5.22. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода:

А) аналогии

б) ИНДУКЦИИ;

в) дедукции;

г) анализа.

Общество

2.6.1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология;

б) социальная философия;

в) гносеология;

г)политология

2.6.2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дою. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:

а) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;

б) человека, и общество понималось как совокупность от­дельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;

в) общество, как совокупность объективно данных челове­ку общественных отношений, а человек при этом нахо­дится на пересечении, в «узлах» разнообразных общест­венных связей;

г) человека и общество одновременно, поскольку они яв­ляются взаимодополняющими и постоянно взаимодей­ствующими сторонами.

2.6.3. Согласно концепции М. Вебера, общество — это:

а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноме­нологией сознания;

б) понимающее «бытие-в-мире»;

в) свободный практический и творческий выбор;

г) система социальных действий и их смыслов.

2.6.4. В марксизме утверждается, что структура обще­ства вытекает из:

а) жизни людей согласно их речевым актам;

б) истолкования смысла социальных действий людей;

в) формы материального производства;

г) соответствующего общественного договора.

2.6.5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхо­да, при котором общество — это:

а) воплощение совершенной идеи справедливости;

б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;

в) продолжение природы и космических закономерностей;

г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».

2.6.6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

б) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результа­тов;

г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

2.6.7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:

а) антропосфера;

б) социосфера;

в) ноосфера;

г) техносфера.

2.6.8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:

а) взаимодействие общества и природы;

б) использование техники и новых информационно- технологических возможностей в целях совершенство­вания человеческого существования;

в) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;

г) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.

2.6.9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

а) циклов;

б) стрелы;

в) спирали;

г) маятника.

2.6.10. Ход человеческой истории в виде линейного посту­пательного движения (прогресса) описывался, преимущест­венно, в трудах:

а) немецкого философа К. Ясперса;

б) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;

в) французского историка и культуролога Ф. Броделя;

г) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.

2.6.11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:

а) Ф. Бродель;

б) П. Сорокин;

в) Ф. Фукуяма;

г) А. Тойнби.

2.6.12. Против самой идеи прогресса в человеческой исто­рии выступали:

а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;

б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;

в) К. Маркс и Ф. Энгельс;

г) Ф. Ницше и А. Камю.

2.6.13. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:

а) герменевтики;

б) структурализма;

в) постмодернизма;

г) синергетики.

2.6.14. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем орга­низации этноса не является:

а) популяция;

б) семья;

в) группа (община, анклав и т.д.);

г) субэтнос.

2.6.15. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

а) семья;

Александр Гумбольдт писал: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает» - student2.ru б) государство;

в) собственность;

г) власть.

2.6.16. На современном этапе мощных социальных потря­сений важную роль играют гуманистические концепции, от­ражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция:

а) «заслужи любовь ближнего»;

б) «путь ненасилия»;

в) «благоговение перед жизнью»;

г) «цель для человечества».

2.6.17. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

б) нации;

в) экономике;

г) науке.

Наши рекомендации