Нравственное значение казахской философской мысли в воспитании казахстанского патриотизма
Национальное воспитаниеявляется органической частью единого процесса формирования личности. Под национальным воспитанием студенческой молодежи понимается совместная деятельность преподавателя и студентов, направленная на формирование личности выпускника высшей школы – гражданина и патриота Республики Казахстан, на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
По мнению Г. Г. Барлыбаевой, философское осмысление мира, человека, его места и роли в жизни – особенность казахской философской мысли. Этим она продолжает традицию восточной философии. Если в западной философии больше внимания обращается на построение философской системы, на создание учений о мире, о мировом космосе, на исследование проблем логики, гносеологии, на создание учений об обществе, о государстве, то в восточной философии прежде всего изучается человек, его душа, психология. Этическая проблематика – проблемы счастья, добра, долга, совести человека, назначения, смысла и цели его бытия – составляют сердцевину казахской философской мысли 18-19 веков.
В Казахстане как в многонациональной республике необходима реализация как этнокультурной, так и гражданской концепций нации, т.к. от позиции в этом вопросе зависит трактовка национальной идеи как методологической основы национального воспитания. В этом плане мы согласны с позицией доктора философских наук А.Н.Нысанбаева и Р.Кадыржанова, которые обосновывают необходимость, потребность и интересы казахстанского общества в укреплении гражданской национальной индентичности следующим образом:
«Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества.
Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп, преодолению разделительных линий, границ и дистанций между ними.
Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной – Республикой Казахстан. Единая нация станет реальным воплощением лозунга «Казахстан – наш общий дом». Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, то есть они не будут благими пожеланиями и мечтами, а реальной социальной и политической силой.
В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, взаимно предполагают друг друга и не могут существовать друг без друга. В социальном плане это связано с тем, что и гражданская нация и гражданское общество основаны на горизонтальных связях, а не на вертикальных связях в обществе».
Следующим важным понятием, составляющим методологию национального воспитания, является «национальная идея». По этому вопросу имеются два подхода. Первый подход отдает приоритет титульной нации. По мнению ее сторонников, особое положение казахов среди всех наций, населяющих Казахстан, должно обусловить приоритет казахской национальной идеи. Второй подход – гражданский. Он предполагает, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. Основной проблемой противостояния двух подходов является языковый вопрос. Вопрос разработки национальной идеи очень сложен и всегда вызывает споры и противодействие. Однако по многим направлениям существует единство. Абсолютное большинство граждан республики понимает, что строительство единой нации должно опираться на культуру ведущей, государствообразующей нации. Тем более что нация казахов имеет общепризнанные этнические и исторические корни. Как отмечает д.ф.н., проф. Нысанбев А.Н., «национальная идея должна вытекать из всей логики национальной истории и культуры и опираться на общечеловеческие ценности и Конституцию страны. Она определяет контуры будущего. Обобщая исторический опыт, выявляя тенденции исторического развития, идея выводит за пределы данного опыта, проектирует должное, то, к чему мы все стремимся, чего страстно желаем». И далее – «казахстанская народная идея призвана способствовать внутреннему единству, устойчивости и стабильности общества, сплочению и взаимопониманию, тем самым укреплению независимой государственности. Она должна содействовать разрешению противоречий между интересами различных этносов, конфессий, социальных слоев с тем чтобы образовалась социально-экономическая, политическая, а главное – духовно-нравственная целостность, составляющая казахстанский народ» (8, 30).
Существенное влияние на сущность национальной идеи влияют современные проблемы глобализации. Существуют два типа глобализации.
Первый – это американизация, негативный характер которой в последние десятилетия стал всем очевиден. Второй, который часто называют «другой глобализацией» – это использование научно-технических достижений для всех народов мира с целью преодоления современных вызовов человечеству.
Глобализация формирует новый мир, единые взгляды на ключевые проблемы современности, но это единство должно способствовать развитию национальных культур, а не развития одного космополитизма.
Это позволит создать мощное государство, которое в свою очередь должно быть гарантом реализации национальной идеи в жизнь.
Институт государства является средством сохранения культурной самобытности, духовной культуры, т.е. полноценного культурного развития, в особенности для народов, получивших возможность построения отдельного государства не так давно. Важность духовной составляющей культурного развития все больше осознается нации, т.е. казахской в последнее время. В мировой культурологии, философии ведутся активные поиски выхода из духовного кризиса, наличие которого сейчас (особенно в западной цивилизации) признает большинство исследователей феномена культуры.
Общенациональная идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народов Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства… Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Компоненты национальной идеи содержаться в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия. Национальная идея находит свое выражение в самых различных формах национальной культуры: философии, истории, науки, Литературы, музыки, живописи, танце, пластическом искусстве, языке и т.д.
Национальная идея «является системообразующим началом консолидации и интеграции казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой устойчивого поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях расширяющейся глобализации».
Таким образом, в современном казахстанском обществе существуют различные позиции по вопросу о необходимости разработки и осознания гражданами республики национальной идеи.
Одни считают что в ней просто нет необходимости в виду особенностей рыночных отношений, другие – что она вредна, т.к. инициирует появление национализма, но большинство населения высказывается за то, что национальная идея казахстанцам нужна.
Национальная идея может служить основой национальной идеологии.
По мнению ряда казахстанских ученых, «ключевой идеей национальной идеологии может стать мысль о «совестливом разуме» Шакарима.