Библиографический список. 1.Философия. Учебник

О с н о в н о й:

1.Философия. Учебник. Под ред. Лавриненко В.Н. М., 2014

2. Философия. Учебник. Под ред. Спиркина А.Г. М., 2002.

3. Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

Дополнительный:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика М.,1991

2. Лекторский Б.А. Субъект, объект. Познание. М., 1980.

3. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1988.

ТЕМА 13. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Вопрос о природе или сущности человека, его происхождении, о месте в окружающем мире – одна из основных проблем в философии, а также в естественных и гуманитарных науках. На протяжении всей истории философской мысли человек всегда стоял в центре размышлений о его природе сущности и смысле его жизни. В настоящее время человека можно рассматривать как живую систему, представляющую собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Люди накапливают в себе все, что достигнуто в предшествующие века. Эта аккумуляция знаний происходит и через механизм биологической наследственности, и через приобщение к культурной традиции путем обучения и воспитания. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, врожденных задатков. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях жизни в обществе людей, в процессе общения ребенка с взрослыми.

Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и вместе с тем он несет в себе и родовую сущность, являясь элементом человечества в целом. Каждый человек выступает как личность только при условии самосознания, понимания своих социальных функций, своего места в обществе. Соответственно , человек может быть свободным только в свободном обществе. Нельзя быть свободным на необитаемом острове. Кроме этих вопросов, мы рассмотрим в этой теме проблему смысла жизни, волнующую человечество, пожалуй, даже больше, чем указанные выше. Смысл жизни – идея жизни, конечная цель жизни, ее ценность. Ввиду многообразия смыслов жизни в разные исторические эпохи существует мнение о невозможности научно достоверного ответа на этот вопрос. Тем не менее, необходимо рассмотреть имеющиеся варианты поиска решения этого всегда интересного и важного вопроса. Зачем ты пришел в этот мир, Человек?

Изучив содержание данной темы, бакалавр должен:

Знать

-решение проблем человека в философии Древнего мира; религиозное решение проблем человека в средневековой философии; проблемы человека в философии эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения;

-постановку и решение проблем личности в работах представителей немецкой классической философии; марксистской философии и

- человек, личность, индивид в марксистской философии; решение проблемы человека в русской философии;

-сущность проблемы антропогенеза и ее решение в истории общественного развития;

-содержание понятий «сущность» человека и его существования в обществе и в мире;

-взаимодействие личности и общества, проблемы смысла жизни;

Уметь

-использовать русское философское наследие по проблемам человека, прежде всего работы, которых глубоко решены мировоззренческие и методологические проблемы;

-применять научные данные, полученные при решении указанных выше проблем, для более глубокого постижения мыслительной деятельности людей;

Владеть

-основным содержанием русской философии по проблемам человека, чтобы использовать его в научных исследованиях.

- пониманием основных проблем современной философской антропологии, чтобы использовать их при более глубоком изучении человека, его личностных качеств, в частности, весьма сложной деятельности.

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии

Занятие 1

1. Проблема человека в истории философии. (Древний Восток, Античная Греция, Средневековая христианская концепция человека, эпоха Возрождения и Новое время, Просвещение и антропологическая проблема русской философии).

2. Человек в современной философии. ( Марксизм, философия «жизни», фрейдизм, экзистенциализм, тейярдизм и др.)

3. Проблемы антропогенеза

4. Биологическое и социальное в развитии человека.

Занятие 2

1.Сущность и существование человека.

2. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

3.Индивид, личность и индивидуальность.

4. Смысл и цель жизни.

Основные понятия: антропогенез, эволюционная теория, наследственность, естественный отбор, онтогенез, антропосоциогенез, панбиологизм, пансоциалогизм, бессознательное, сознательное, коллективное бессознательное, архетип, индивид, личность, смысл жизни, цель жизни.

Темы докладов:

1.Современные концепции антропогенеза.

2.Роль личности в истории.

3.Соотношение биологического и социального в человеке.

4. Сознательное и бессознательное в человеке.

Контрольные вопросы:

1.Чем отличается философский подход к человеку от частнонаучных трактовок его?

2. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?

3. Ф.М.Достоевский говорил, что надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Вы согласны с этим?

4. Наука утверждает, что человек – единственное существо, которое осознает свою смерть. Как Вы думаете, для чего человеку дана возможность осознания факта смерти?

5. Как можно понять изречение Гераклита: «Бессмертные смертны, смертные бессмертны, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают».

6.Как Вы относитесь к требованию достижения равенства людей? Возможно ли преодоление всех форм человеческого неравенства?

7. Возможна ли дальнейшая биологическая эволюция человека?

8. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на формирование человеком смысла собственной жизни? Может ли в течение жизни меняться понимание ее смысла?

9. Cогласны ли Вы с тем, что достижение человеком бессмертия сделало бы его жизнь более осмысленной и наполненной?

10. Какие философские, научные и религиозные версии бессмертия Вам известны?

11.Как Вы относитесь к проблеме клонирования человека?

12. Почему в конце ХХ в. обострилась проблема эвтаназии, и какие основные направления ее решения существуют в настоящее время?

13. «Ценна только та жизнь, которая прожита для людей»…А, Эйнштейн. Прокомментируйте слова ученого.

14. Кто из философов впервые определил человека как «общественное животное» ?

Контрольные задания:

1.Какое определение понятия «человек», с Вашей точки зрения, наиболее полно раскрывает его содержание?

Человек – это…

- индивид с присущей ему генетической программой;

- субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления;

- животное, способное изготавливать орудия труда;

- биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться;

- общественное животное, способное мыслить.

2. Перечислите свойства человека, характеризующие его как представителя Homo sapiens:

а) чувствительность е) рефлективность

б) разумность ж) уникальность

в) раздражимость з) целостность

г) возбудимость и) интуиция

д) социальная активность к) способность трудиться

3. Установите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:

Живи наслаждаясь эвдемонизм
Из всего извлекай пользу утилитаризм
Следуй своему идеалу Этика долга и следование предначертанному долгу
Будь смиренным, живи во искупление своих грехов прагматизм
Счастье – вот подлинное предназначение человека гедонизм
Цель оправдывает средства аскетизм

4. Кому из философов, перечисленных во втором столбце таблицы, принадлежат высказывания, приведенные в первом столбце?

Человек- это чистая доска, на котором пишет общество Б.Паскаль
Человек – не то, чем следует гордиться, но то, что необходимо превзойти Психоаналитическая философия
Жизнь человека – арена борьбы между сознанием и бессознательным Ф.Ницше
Человек есть мера всех вещей – существования существующих и несуществования несуществующих марксизм
Человек – продукт истории и ее творец Философия эпохи Просвещения
Человек – житель двух миров – свободы и необходимости (природы) Аристотель
Человек – это мыслящий тростник экзистенциализм
Человек – это общественное животное софисты
Смысл человеческой жизни – преодоление жажды жизни И.Кант
Выбирая себя, человек выбирает все человечество, так как несет ответственность за все происходящее в мире Буддизм или А.Шопенгауэр

5.Как Вы думаете, если понимать человека как творца всех форм общественно-исторической практики, то можно ли считать его творчество неограниченным? Существуют ли преграды преобразовательной деятельности человека?

6.Почему новорожденного называют «кандидатом в человека»? Могут ли физически здоровые дети, обладающие нормальным мозгом, стать людьми вне социального окружения?

7. Насколько созвучно Ваше мнение о роли человека в истории со словами Г.В.Плеханова: «И не для одних только «начинателей», не для одних «великих» людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя»?

8.В романе «Тошнота» французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр писал: «Ад – это другие…» Как, по Вашему мнению, он относился к проблеме взаимоотношений общества и индивида?

9. У Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание один из героев говорит: «Виноват» - В чем?- «В грязных мыслях». Отвечает ли человек, по Вашему мнению, за собственные мысли, или его ответственность распространяется только на поведение?

10.Что подразумевалось в высказывании Б.Паскаля: «Человек не теряет человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет «перья»?

11.Как Вы относитесь к высказыванию Эпиктета: «Человек – это душонка, обремененная трупом»?

12.Согласны ли Вы с утверждением Ингмара Бергмана: «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить»?

13. Можно ли составить универсальную иерархию ценностей человеческого бытия, применимую для всех людей всех времен и народов?

14. Как Вы думаете, кому могли бы принадлежать эти слова: « Я прошел сансару многих рождений. Рождение вновь и вновь – горестно». Аргументируйте свой ответ.

15. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар принадлежит высказывание «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как Вы его понимаете?

16. Как следует понимать следующее высказывание Э.Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом и Гитлером»?

17.Что имел в виду К.Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:

1) человек – это марионетка общества;

2) сущность человека социальна, а не биологична;

3) оригинальность личности не более чем иллюзия;

4)изменение общественных отношений меняет личность.

18. Свобода – это:

1) возможность человека делать то, что он хочет;

2) умение действовать на основе познанной необходимости;

3) умение подчинять все своей воле;

4) осознанная необходимость.

19. В современной философии человек рассматривается как:

а) раб божий и червь земной;

б) главная тайна мироздания;

в) космобиопсихоинформационное существо;

г) венец природы;

д) микрокосм общества.

20.. Согласно ряду современных научных гипотез, человек – это природный мутант, который сформировался благодаря:

а) вспышке близкой Сверхновой звезды;

б) инверсиям геомагнитного поля;

в) постепенному эволюционному процессу;

г) ледниковому периоду;

д) экстремальному тепловому стрессу.

21.Человек отличается от животных:

а) наличием мышления;

б) физиологией;

в) умением создавать и использовать орудия труда;

г) социокультурной средой обитания;

д) духовно-нравственной эволюцией.

22. Рассмотрение отличительных особенностей человеческого существа в философии осуществляется с помощью понятий:

а) объект;

б) человек;

в) индивидуальность;

г) личность;

д) субъект.

23. Личность в философии понимается как:

а) синоним понятия «индивид»;

б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты,

присущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт,

характеристика человека как члена общества;

г) совокупность физических и духовных способностей

отдельного человека.

24. Прокомментируйте слова Л.Н Толстого: « Мы любим других за то добро, которое сделали для них и ненавидим за то зло, которое им причинили».

25.Что имел в виду В.Франкл, говоря: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?

26.Можете Вы согласиться, что:

поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

личностью не рождаются, личностью становятся

- личность– это: продукт общественных отношений

27.Как называется направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо.

28. Одна из важных особенностей жизни в том, что при смертности отдельных живых организмов, вся биосфера в целом поддерживает своё существование как единая система благодаря а) процессу воспроизведения жизни б) существованию материи в) существованию сознания г) существованию Высшего Разума.

29.Особенностью бытия человека, отличающей его от всего живого является : а) «нечто», выражающее внутренний мир человека б) способность к прямохождению в) способность к выражению мысли г) способность видеть и понимать.

29.Абсолютным и необходимым условием для бытия человека является то, что человек а) есть неразрывное единство тела и духа б) может мыслить при помощи высокоорганизованной материи – мозга в) обладает способностью к прямохождению г) развивается во Вселенной.

30. Специфика бытия человека заключается в том, что оно имеет три измерения как исходные характеристики человеческого существования, взятые в единстве. Что из нижеперечисленного не относится к этим измерениям? а) реально существующий отдельный человек, как данная мыслящая и чувствующая «вещь» б) индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития в) социально-историческое существо г) определённая ступень эволюции космоса.

31. Какая из нижеперечисленных точек зрения на место и значение человека в целостном единстве бытия соответствует современному научному видению:

а) жизнь человека и бытие человечества – важнейшие «мгновения» в безграничной длительности мира б) человек и даже человечество- песчинка в необозримом мире в) бытие человеческого рода лишь краткий эпизод в безграничной длительности мира г) человек – это вершина развития мира

Наши рекомендации