Универсалиях: номинализм и реализм
Средневековая философия в период ранней схоластики развивалась на философии Аристотеля и идеи неоплатонизма. У истоков схоластики стоял Боэций (480-524 гг.), которого позднее называли «отцом схоластики». Он развивает систему изучения 7 наук, как пропедевтики к изучению теологии: trivium(«трехпутье») – грамматика, риторика и диалектика (логика); quadrivium («четырехпутье») – арифметика, геометрия, акустика (музыка) и астрономия. Перевел логические трактаты Аристотеля, ставшего учебником по логике. Философия – наставница теологии, призвана научить людей к почитанию бога. Мудрость теоретическая – это знание о боге, его отношений к миру и человеку. Мудрость практическая – покорность провидению. Будучи консулом, в результате дворцовых интриг, был заключен в тюрьму. Там он написал книгу «Утешение философией», ставшей очень популярной на тот период. Во сне к нему приходит «женщина – философия», и говорит, что счастья нет в земной жизни. Счастье человека, судьба его – в свободе духа, в стремлении к богу. Он сформулировал вопросы, ставшие главными для последующего развития схоластики. Среди которых,были: рациональные доказательства бытия Бога; свобода воли и совместимость ее с провидением; оправдание существования в мире зла; устройство мира и его божественное происхождение.
Важную роль в формировании средневековой философии сыграл Иоанн Скот Эриугена(810-877), по происхождению ирландец, жил во Франции. На основании неоплатонизма создал свое мистическое учение, изложенное в соч. «О разделении природы». Бытие он разделяет на четыре природы: 1) не сотворенная, но творящая – бог, как источник всех вещей. Он бесформен, невыразим и постигается через бытие вещей; 2) сотворенная и творящая – божественные идеи, выступающие как первичные причины; 3) сотворенная и не творящая – чувственно-воспринимаемый мир; 4) не сотворенная и не творящая – бог, воспринимаемая как конечная цель. Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования, а есть различные проявления единой божественной сущности, присутствующей во всем. Образование вещей связано с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. В отличие от катафатической теологии (предлагаются положительные характеристики бога), Эригуен свою философию строит на апофатической теологии, которая утверждает неприложимость к богу положительной характеристики. Пантеистическая система Эригуена была осуждена церковью.
Но перед средневековыми философами, при объяснении догм веры возникают сложные вопросы об отношении единичного к общему и о реальности общего. Они стали одним из основных проблем, рассматриваемых в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение, прежде всего, к обоснованию существования бога в трех лицах – Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия божия. Ансельм Кентерберийский(1033-1109 гг.) утверждает, что мир получает бытие от бога и считал возможным через разум доказать бытие бога, догматы троичности и воплощения. Особое внимание он уделяет доказательству бытия бога. Апостериорное – доказательство, идущее от следствий к их причинам, то есть косвенное: «мы видим вещи различных совершенств, разные блага… Следовательно, есть причина их существования, то есть существует самое высшее, самое благое, самое большое – Бог». Априорное – бытие бога выводиться из самого понятия бога. Бог наибольший объект мысли, Если допустить, что его не существует, то он будет меньше другого, аналогичного объекта мысли. А это противоречит понятию бога, как наиболее возможного объекта мысли. Поэтому бог существует. Исходя из этого, в споре об универсалиях, он настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие бога в мысли - он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения, называется «реализмом». Реализм средневековый (лат.realis – действительный, вещественный) – направление в схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. То есть, общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия лишь имена, а реально существуют только отдельные вещи. Общие понятия создаются только нашим мышлением, и они не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Таким образом, они лишь слова и даже «звуки голоса» - «ноумены» (лат. nomen – имя, название). Отсюда название этого направления – «номинализм». Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди, «человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный человек. Общее – отвлечение, абстракция (если есть только «единичное», то Троица, либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях одного реального существующего Лица). В зависимости от способа их решения религиозная философия, получившая название схоластики, выработала ряд точек зрения, основанных на борьбе между собой учений реализма и номинализма.
Против крайностей обеих точек зрения выступил в 12 в. Абеляр, пытавшийся примирить реализм и номинализм. По нему общее существует реально, но только в уме человека. Учение получила название «концептуализма». Но и он не подходил церкви, ибо тогда получается, что триединый бог - общее – существует только в уме. Церковь официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так и «концептуализм». Ожесточенные споры по этому вопросу продолжались довольно долго, и только Форма Аквинский предложил решение, принятое Церковью. Общее существует вполне реально, не в уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог есть общая полнота бытия – общее в чистом виде. С середины 12 в. главные сочинения Аристотеля были переведены на латынь, встреченное церковью вначале враждебно, но вскоре учение Аристотеля было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учители схоластики превращаются в толкователей и в систематизаторов Аристотеля. Они приспособляют аристотелизм к своим религиозным и философским понятиям, догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля (напр. геоцентрическую систему, принципы его физики), отвергает все поиски нового в науке.