Тесты для самоконтроля. 1. Как называется раздел философии, в котором изучаются проблемы познания?
1. Как называется раздел философии, в котором изучаются проблемы познания?
а) аксиология;
б) гносеология;
в) антропология;
г) онтология.
2. Каким термином в философии обозначается носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект?
а) предмет;
б) субъект;
в) тип;
г) элемент.
3. Какая из перечисленных концепций трактует истинность как соответствие знаний объективному положению вещей?
а) конвенционализм;
б) концепция когеренции;
в) концепция корреспонденции;
г) прагматизм.
4. Как называется способность непосредственного усмотрения истины без использования процедур логического вывода и доказательства?
а) индукция;
б) интенция;
в) интроспекция;
г) интуиция.
5. Какая из перечисленных форм знания является результатом исследования на эмпирическом уровне?
а) аксиома;
б) принцип;
в) теория;
г) факт.
6. Как называется философское направление, полагающее, что теоретические принципы не выводимы из данных чувственного опыта, а берутся только из разума?
а) интуитивизм;
б) иррационализм;
в) рационализм;
г) сенсуализм.
7. Как называется сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности?
а) наука;
б) образование;
в) практика;
г) теория.
8. Какое понятие Т. Кун определил словами: «некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой»?
а) дифференциация наук;
б) научная революция;
в) стагнация в науке;
г) экстенсивное развитие науки.
9. Как называется представление о науке как высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире?
а) синкретизм;
б) снобизм;
в) сциентизм;
г) сюрреализм.
10. Каким термином обозначается совокупность нравственных норм, принятых в научном сообществе?
а) казус науки;
б) статус науки;
в) эйдос науки;
г) этос науки.
Л и т е р а т у р а: [1; 8, с. 208–265; 12, с. 223–261; 15, с. 267–363; 16, с. 307–331; 17,
с. 217–271; 18, ч. 1, с. 478–658; 21, с. 268–317; 22, с. 270–426; 25, с. 433–464; 36, с. 452–472, 538–571; 39; 46, с. 195–212, 273–295; 66; 75, с. 164–185].
ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПОЗНАНИИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Т е м а 8. Социальная философия
Занятие 1
1. Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.
2. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Сельскохозяйственное производство и его роль в жизни белорусского общества.
3. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, ее уровни и области. Социальная сфера общественной жизни.