Некоторые проблемы, с которыми Вы можете столкнуться
1. Что Вам делать, когда Вы больны, слишком заняты или в отъезде, и не можете вести Вашу группу в течение недели/недель?
Однажды начав, Вринда никогда не должна прекращать действовать, даже временно. Это потому, что встреча один раз в неделю – минимальное требование для устойчивого развития членов в сознании Кришны.
Бхакти-врикша – это хорошо составленная программа, со старшими лидерами, к которым можно обратиться для консультации и помощи. И поскольку они ответственны за тех, о ком заботятся, непрерывно проводить программу Вринды возможно, по крайней мере, один раз в неделю.
Всякий раз, когда для Вас действительно невозможно провести программу, Вы можете заранее проконсультироваться с лидером Вашего сектора, чтобы он смог предложить необходимые шаги, чтобы заместить Вас. Он может предложить сам провести программу, или предложить для проведения других лидеров или места, где члены группы могли бы встретиться в Ваше отсутствие.
В случае если Ваша программа недостаточно большая и у Вас нет лидеров сектора, или нет никого, кто мог бы заместить Вас, то Вы можете найти людей среди членов Вашей группы, которые могут пожелать проводить встречи в своих домах. В том случае, если желающих больше чем один, члены группы могут проводить встречи в разных домах по очереди.
Они могут вместе спеть киртан, почитать джапу и посмотреть видеофильм о сознании Кришны. Если они достаточно развиты в сознании Кришны, они могли бы вместе прочитать отрывок из Бхагавад-гиты.
Таким образом, Вы можете обеспечить непрерывность их еженедельного общения.
2) Как отслеживать прогресс членов, когда они временно прекращают посещать группу (например, студенты в течение сессии), или когда они уезжают в отпуск или на каникулы?
Вы можете обсудить с членом группы, который уезжает в отпуск, какую минимальную программу садханы он может поддерживать самостоятельно в течение этого промежутка времени. В качестве альтернативы, если это выполнимо, Вы можете периодически звонить ему и поддерживать с ним контакт, чтобы никоим образом не повредился его хрупкий побег преданного служения. Вы можете даже попросить старшего члена Вашей Вринды время от времени поддерживать с ним контакт и давать ему свое общение.
Отрывки из духовных наставлений и вопросы к ним, которые обсуждались в течение недели, можно посылать ему по электронной почте или обычной почтой, чтобы член группы был воодушевлен философией. Таким образом, заботясь о члене группы в течение его/ее временного отсутствия на еженедельной программе, Вы можете сделать так, что член группы не потеряет сознание Кришны и воссоединится с группой.
3) Предоставление полномочий женщинам:
Женщины являются превосходными лидерами группы Бхакти-врикши, поскольку они естественно обладают и проявляют многие из характеристик, ожидаемых от лидера Бхакти-врикши. Они хорошо заботятся о людях, воспитывают их и помогают им расти в сознании Кришны; другими словами, все они являются экспансиями качеств материнства. Поэтому женщины также становятся хорошими преподавателями для детей и могут проводить для них еженедельные программы.
В начале, женщины могут проводить встречи Вринды для других женщин и детей, но по мере зрелости в сознании Кришны, женщины-грихастхи могут проводить программу Вринды и для пар домохозяев. Для того чтобы давать близкое общение мужьям, женщине может помочь либо ее муж, либо другой преданный.
Женщины также становятся превосходными помощниками для своих мужей, которые могут выполнять различные обязанности в программе Бхакти-врикши. Так, благодаря общению с женами преданных, женщины очень легко прогрессируют.
Поскольку их служение и обязанности расширяются, женщины могут также стать лидерами сектора, контролируя и координируя 3 Вринды или более, собирать отчеты у лидеров и быть ответственным и ценным звеном в иерархии Бхакти-врикши.
Также они могут проводить учебные занятия, курсы Бхакти-шастры, помогать в организации фестивалей, а так же в творческих видах служения, подобно изобразительному искусству, музыке, письму, и т.д., чтобы поддержать программу. В программе Бхакти-врикши возможность служения для женщин-преданных неограниченна.
Женщины составляют половину населения. Так что включение женщин в различные аспекты программы Бхакти-врикши гарантирует ее успех. Женщины будут хорошо представлены и смогут внести вклад в расширение проповеди.
4) Члены группы, переехавшие туда, где нет центров ИСККОН.
По различным причинам преданные могут переезжать в другие города или страны. Иногда в этих местах может отсутствовать доступное общение с преданными. Всегда хорошо вести записи обо всех членах программы, включая номера их контактных телефонов, адреса электронной почты и т.д., чтобы поддерживать с ними отношения, давать общение и помогать им в их духовном продвижении и прогрессе в проповеди.
В этом отношении есть 2 категории базы данных
Во-первых, лидер Вринды регулярно записывает детали и прогресс членов своей группы в формах, приведенных в учебных модулях в конце каждой недели. Эту информацию можно ввести в общую базу данных ятры.
Во-вторых, есть потребность вести записи о подтвержденных преданных (тех, кто находится на уровне Шрила Прабхупада Ашрая и выше), с их фотографиями, личной информацией об адресах, занятиях, членах семейства, выполняемом служении и духовном статусе.
От этих старших преданных можно получить больше деталей, включая их фотографии, для ведения постоянных записей.
5) Регулирующие принципы, подход лидера Вринды
Материальные привязанности бросить очень трудно, но могущественное сознание Кришны может ослабить эти привязанности с помощью более высокого вкуса, которое оно дает людям. Лидеры могут развивать этот более высокий вкус своей поддержкой, любовью и терпением, хорошо зная, что это является могущественной силой любви Кришны и Его преданного, которая может растопить сердце каждого и дать им более высокий вкус.
Несмотря на самую лучшую заботу, могут быть такие люди, для которых понадобится больше времени на то, чтобы бросить дурные привычки.
Лидерам стоит избегать тенденции принуждать людей или отвергать людей или демонстрировать непринятие людей, если они сохраняют некоторые слабости. (Конечно, нельзя допускать оскорблений вайшнавов и отклонений от парампары). Пока они не оправдывают свои слабости, не отклоняются философски и искренне стараются продвинуться в сознании Кришны, они не могут быть источником беспокойства для других членов; им нужно дать достаточно времени для того, чтобы подняться на надлежащий уровень преданного служения. Хотя лидеры должны поддерживать самые высокие духовные стандарты, если они вынуждают или отвергают людей из-за их медленного прогресса, мы рискуем всецело потерять их в сознании Кришны.
6) Инициация. Гуру, уполномоченный Джи-Би-Си
Для членов Вринды естественно тяготеть к гуру их лидера для получения инициации, но это не должно быть правилом. Духовная жизнь – вещь совершенно свободная, добровольная и личная. Ученики разных гуру могут сотрудничать, если они понимают тот факт, что помощь душе прогрессировать в сознании Кришны является служением их гуру, и что они должны продолжать помогать прогрессировать человеку, даже если этот человек решает принять гуру, отличного от их собственного. Помощь, оказываемая людям в их духовной жизни, продолжает быть служением их собственному гуру, другим гуру и Шриле Прабхупаде.
Поскольку ИСККОН является обширной, многочисленной и быстро развивающейся семьей различных гуру, принявших прибежище у Шрилы Прабхупады, то это понимание экстатического, самоотверженного настроения служения очень существенно, если мы хотим, чтобы программа Бхакти-врикши расширялась и процветала. Такое сотрудничество существует в группах Бхакти-врикши в некоторых ятрах.
63-я неделя содержит семинар на тему "Гуру Ашрая". После семинара преданных нужно спросить, у кого из уполномоченных гуру ИСККОН они хотели бы принять инициацию, при этом их выбор должен уважаться.
7) Защита членов от философских отклонений.
Вследствие того, что члены Вринды в ранние дни своей духовной жизни будут иметь тенденцию быть весьма неразборчивыми в том, кого следует слушать, а кого слушать не следует, они склонны к тому, чтобы запутываться в правильном понимании сознания Кришны. Вдобавок к этому, существуют их сохраняющиеся привязанности и влияния старых философий, которым они следовали ранее.
Поэтому майавади, ритвики, оскорбители и апа-сампрадайи представляют опасную угрозу для культивирования сада бхакти.
Лидер Вринды должен защищать их от этих философских отклонений, и в то же самое время не быть слишком критическим, поскольку догматизм или фанатизм членов группы может быть неправильно понят.
К счастью, собрания, посвященные духовным наставлениям, призваны выявить любые отклонения в понимании, и лидер Вринды должен воспользоваться каждой возможностью, чтобы мягко исправлять их в течение обсуждения, советуя им сначала понять сознание Кришны из книг Шрилы Прабхупады так, чтобы они не были сбиты с толку, слушая противоречивые теории. Чтобы привести в порядок спекулятивные и беспокойные умы членов группы, потребуется немного времени. Но, смягчив их сердца с помощью процесса сознания Кришны, и завоевав их сердца нашей дружбой, для них становится легче различать правду.
8) Лидер Вринды – пользующийся доверием друг
Лидер Вринды должен защищать конфиденциальность членов, когда они просят у него совета относительно различных личных вопросов, и не должен раскрывать эти вещи другим.
Он должен равно относиться ко всем членам и быть их доброжелателем и другом.
9) Просьба пожертвований у членов группы
Когда человек достаточно мотивирован в сознании Кришны, процесс совершения пожертвований для служения Кришне становится естественным, добровольным и радостным. Но если людей вынуждать жертвовать, прежде чем они обретут вкус или убежденность в сознании Кришны, они могут подозрительно относиться к нашим мотивам при проведении программ.
Следовательно, в первые месяцы благоразумно воздержаться от просьбы о любых пожертвованиях. К ним можно обратиться только когда их энтузиазм и вера достаточно разовьются, и возникнут отношения доверия и любви.
Кроме того, пожертвование, сделанное в надлежащем знании, даст им больший духовный результат, чем пожертвование без духовного понимания.
Тогда преданные, в соответствии со своими возможностями, могут согласиться на регулярные ежемесячные пожертвования для ятры. Инициированные преданные в особенности могут каждый месяц отдавать установленный процент от своего дохода для развития сознания Кришны.
Когда первостепенной заботой лидеров является духовное благосостояние преданных, это создает замечательный взаимный обмен. С другой стороны, равнодушное отношение к ним может закончиться напряженными отношениями и неприятными ощущениями.
В случае с подтвержденными преданными (уровень Шрила Прабхупада Ашрая и выше), если возникает потребность, их можно даже попросить собирать денежные средства среди их знакомых. Но сбор средств никогда не должен быть целью в отношениях с людьми.
10) Поиск места
Ваш собственный дом может быть идеальным местом, чтобы начать программу Вринда, потому что это позволит Вам играть роль совершенного хозяина. Однако, если это невозможно, может быть выбран дом другого преданного, если он того пожелает.
Если это невозможно, то можно выбрать общественное место, например храм или даже парк, пока Вы не найдете человека, желающего принимает у себя гостей программы.
Если программа Вринда проводится для студентов школы или общежития колледжа, или рабочих завода, то было бы идеально найти место в пределах их собственных помещений для проведения программы.
11) Лидеры Бхакти-врикши, работающие вместе как одно звено.
Лидеры Вринды как правило ищут серьезных и постоянных членов Вринды. Иногда два различных лидера Вринды могут обратиться к одному и тому же предполагаемому члену, и у них могут возникнуть трения по поводу того, какую из групп Вринды он должен посещать. Чтобы уладить подобные проблемы, нужно обратиться к лидеру сектора. Он, консультируясь со своими старшими наставниками, сможет быть способен разрешить такие проблемы.
Садхана-бхакти
Преданных, достигших уровня Шрила Прабхупада Ашрая, можно считать серьезными преданными, поскольку они согласились следовать всем ангам садхана-бхакти, а именно, повторение 16 (шестнадцати) кругов джапы, проведение мангала-арати и других арати, предложение пищи Богу, чтение Шримад Бхагавад-гиты и "Шримад Бхагаватам", совершение преданного служения, включая проповедь и преданность Шриле Прабхупаде и парампаре.
Но они должны развить привычку выполнять все это регулярно, а это требует в начале некоторого наблюдения и побуждения со стороны старших. Держа в поле зрения этот момент, мы разработали следующую процедуру, позволяющую отслеживать прогресс и направлять их в понимании важности садхана-бхакти, а также помогать им быть активными и ответственными в искреннем и регулярном следовании своей садхане. Они могут сталкиваться с некоторыми препятствиями, которые следует совместно обсуждать и решать. Например, они могут работать допоздна или проводить программы поздно вечером, что делает невозможным ранний отход ко сну. Но, так или иначе, они должны обеспечить максимальный приоритет выполнению своей садханы, насколько это возможно.
Тем, кому трудно просыпаться самостоятельно, можно звонить по утрам. Преданные могут перезваниваться между собой. Одному преданному дается задание позвонить другому, он в свою очередь звонит кому-то еще, пока цепочка, наконец, не достигает лидера. В таком случае он знает, что все проснулись!
Поскольку все члены группы обучаются быть лидерами, хорошие стандарты садханы, поддерживаемые ими, будут передаваться будущим поколениям преданных.
Лидер Бхакти-врикши может следить за членами своей группы; упа-чакрапати может заботиться обо всех подопечных лидерахБхакти-врикши. Подобно этому, чакрапати могут заботиться обо всех упа-чакрапати. Маха-чакрапати могут следить за чакрапати. Маха-чакрапати могут отдавать свои записи директору программы, и так далее. Идея состоит в обеспечении непрерывности процесса ведения записей, чтобы избежать застоя в садхане, который может со временем произойти из-за самоуспокоенности или недосмотра. Кроме того, Вы будете вдвойне вдохновлены следовать своей садхане совершенным образом и не отставать от других, зная, что другие тоже делают это.
Чтобы представить им концепцию ведения записей о ежедневной садхане,лидеры Бхакти-врикшидолжны созвать встречу всех преданных уровня Прабхупада Ашрая и выше. Сюда может быть включен, если он того желает, любой преданный, которого лидеры считают серьезным, но который не находится на уровне Прабхупада Ашрая.
Подобным образом, упа-чакрапати, чакрапати, маха-чакрапати, и т.д. могут созывать встречи для своих соответствующих групп, которые они курируют.
После первоначальной вводной встречи должны проводиться регулярные ежемесячные встречи для сдачи этих записей и обсуждения того, как они могли бы улучшить свою садхану на уровне любого стандарта, которому они следуют.
Сначала прочтите вслух отрывок из "Нектара преданности", гл.2, с.20, посвященный садхана-бхакти и ее важности:
“Вот общее описание преданного служения, данноеШрилой Рупой Госвами в его книге "Бхакти-расамрита-синдху". Ранее было заявлено, что преданное служение может быть разделено на три категории, а именно практическое преданное служение, преданное служение в экстазе и преданное служение в чистой любви к Богу. Теперь Шрила Рупа Госвами предлагает описать практическое преданное служение.
Практика означает использование наших чувств в определенном типе деятельности. Поэтому практическое преданное служение означает использование наших различных органов чувств в служении Кришне. Некоторые из чувств предназначены для приобретения знания, а некоторые предназначены для исполнения результатов наших размышлений, чувств и желаний. Таким образом, практика означает использование ума и чувств в практическом преданном служении. Эта практика не предназначена для развития чего-то искусственного. Например, ребенок учится или пытается ходить. Ходьба не является неестественной деятельностью. Способность ходьбы изначально заложена в ребенке, и просто благодаря небольшой практике, он начинает прекрасно ходить. Точно так же преданное служение Верховному Господу представляет собой естественный инстинкт каждого живого существа. Даже нецивилизованные люди, подобно аборигенам, предлагают свои почтительные поклоны удивительным проявлениям законов природы, признавая, что за ошеломляющими проявлениями или действиями стоит некое высшее начало. Это сознание, дремлющее в материально загрязненном человеке, находится в каждом живом существе, и, будучи очищенным, оно называется сознанием Кришны.
Существуют определенные предписанные методы для использования наших чувств и ума таким образом, чтобы наше дремлющее сознание любви Кришне пробудилось, подобно тому, как ребенок может начать ходить после небольшой практики. Тот, кто, в сущности, не способен ходить, не сможет научиться ходить, сколько бы он не пытался этому научиться. Точно так же, сознание Кришны не может быть пробуждено просто практикой. Фактически такой практики нет. Если мы желаем развить нашу врожденную способность к преданному служению, существуют определенные процессы, принятие и выполнение которых пробудит в нас эту дремлющую способность. Такая практика называется садхана-бхакти.
Каждое живое существо под покровом материальной энергии удерживается в ненормальном состоянии безумия. В "Шримад Бхагаватам" сказано: “В общем смысле, обусловленная душа безумна, потому что она всегда занята действиями, которые являются причиной неволи и страданий”, духовная душа в своем изначальном состоянии радостна, блаженна, вечна и исполнена знания. Только ее вовлеченность в материальную деятельность делает ее несчастной, временной и полной невежества. Это происходит из-за викармы. Викарма означает “действия, которые не следует совершать”. Поэтому, мы должны практиковать садхану-бхакти, что означает предлагатьутром мангала-арати (поклонение Божествам), воздерживаться от определенных материальных действий, предлагать почтение духовному учителю и следовать многим другим правилам и предписаниям, которые будут обсуждены здесь, одно за другим. Эти методы помогут вылечиться от безумия. Подобно тому, как умственное заболевание у человека вылечивается благодаря предписаниям психиатра, также и садхана-бхакти вылечивает обусловленную душу от ее безумия, вызванного чарами майи, материальной иллюзии.
Нарада Муни упоминает о садхана-бхакти вШримад-Бхагаватам(7.1 32). Он говорит царю Юдхиштхире: “Мой дорогой Царь, каждый должен зафиксировать свой ум на Кришне любым способом”. Это называют сознанием Кришны. Обязанность ачарьи, духовного учителя, состоит в том, чтобы находить пути и средства для своего ученика, чтобы тот зафиксировал свой ум на Кришне. Это и есть начало садхана-бхакти.
Шри ЧайтаньяМахапрабху дал нам надежную программу для этой цели, которая сосредоточена вокруг повторения мантры Харе Кришна. Это повторение имеет такое большое могущество, что немедленно связывает человека с Кришной. Это начало садхана-бхакти. Так или иначе, каждый должен зафиксировать свой ум на Кришне. Великий святой АмбаришаМахараджа, хотя и выполнял обязанности царя, зафиксировал свой ум на Кришне, и подобно ему любой, кто пробует зафиксировать свой ум таким способом, очень быстро достигнет прогресса в успешном возрождении своего изначального сознания Кришны.
Садхана-бхакти, или практика преданного служения, может быть разделены на две части.Первую часть называют служением. Согласно регулирующим принципам, каждый должен следовать различным регулирующим принципам согласно наставлению духовного учителя или на основании авторитетных священных писаний, и здесь не может быть никакого вопроса об отказе. Это называют ваидхи, или регулируемое служение. Каждый должен сделать это без каких-либо споров.
Другую часть садхана-бхакти называют рагануга. Рагануга имеет отношение к состоянию, в котором, следуя регулирующим принципам, человек становится более привязан к Кришне и выполняет преданное служение из чувства естественной любви. Например, человеку, занятому в преданном служении, можно дать наставление вставать рано утром и предлагать арати, что является формой поклонения Божеству. В начале, по приказу своего духовного учителя, человек встает рано утром и предлагает арати, но затем он развивает реальную привязанность. Когда он получает эту привязанность, он автоматически пытается украшать Божество, предлагает Ему различные виды одежды и думает о том, как бы хорошо выполнить свое преданное служение. Хотя описываемое состояние находится в пределах категории практики, это предложение любовного служения является спонтанным. Таким образом, практика преданного служения, садхана-бхакти, может быть разделена на две части, а именно, на регулируемую и спонтанную.
Рупа Госвами определяет первую часть религиозной практики или ваидхи-бхакти следующим образом: “Когда нет привязанности или спонтанного любовного служения Богу, и человек занят в служении Богу просто из повиновения указаниям духовного учителя или согласно священным писаниям, такое обязывающее служение называют ваидхи-бхакти".
Эти принципы ваидхи-бхакти также описаны в "Шримад Бхагаватам" (2.1.5), где Шукадева Госвами дает наставления умирающемуМахарадже Парикшиту относительно его образа действий.Махараджа Парикшит встретил Шукадеву Госвами всего за неделю до своей смерти, и царь был озадачен относительно того, что должно быть сделано прежде, чем он оставит свое тело. Туда также прибыло множество других мудрецов, но никто из них не мог дать ему надлежащее наставление. Шукадева Госвами, однако, дал ему следующее указание: “Мой дорогой царь, если ты хочешь быть бесстрашным при встрече со своей смертью на следующей неделе (поскольку в момент смерти фактически каждый боится), тогда ты должен немедленно начать процесс слушания, повторения и памятования о Боге”. Если человек можете повторять и слушать Харе Кришна и всегда помнить Господа Кришну, то он, несомненно, станет бесстрашным к смерти, которая может настать в любой момент”.
Надлежащие стандарты садханы:
Примечание:Это минимальная программа рассчитана для преданных, у которых есть ежедневный рабочий график, таких как студенты или служащие. Те, кто имеет больше свободного времени, могут включить больше пунктов арати и пуджи, например туласи-арати, гуру-пуджу, сандхья-арати, бхога-арати, и т.д., как это обычно принято.
Идеально, если человек будет вставать в 3:30 утра, тогда все следующие аспекты садханы можно прекрасно вписать в ежедневный график. Для этого нужно отходить ко сну в 21:30, чтобы спать не менее 6 часов. Шрила Прабхупада сказал: “Мы не должны спать больше семи часов. Шесть часов ночью и еще один час днем, этого достаточно. С медицинской точки зрения шести часов сна достаточно, шести часов …”
Джапа: Наиболее предпочтительно заканчивать повторение 16 кругов в ранние утренние часы, к 6.30 утра. Этот час называется Брахма-мухурта, в это время в воздухе распространяются духовные вибрации, ум спокоен и умиротворен, и ни один из видов дневной деятельности еще не начался. Шрила Прабхупада говорил, что “повторение джапы должно совершаться рано утром с полной концентрацией, предпочтительно в течение времени Брахма-мухурты. Если раннее утро – это период для духовного развития, то ранний вечер – это период для страсти”.
Шрила Прабхупада также подчеркивал, что делать это может быть научиться каждый. “Фактически все зависит от практики. Абхьяса-йога-юктена четаса нанья гамина (Бхагавад-гита, 8.8). Абхьяса-йога означает практику йоги… Практикуйте ее. В целом, движение сознания Кришны предназначено для практики, которая переносит с одного уровня сознания на другой. Например, человек может пробежать несколько миль. Я не могу пробежать даже одной мили. Но он тренировался. Мы видим, как мальчишки бегают, бегают, бегают. Они практикуются. Практикуйте этот процесс. Сила сердца увеличивается благодаря практике. Но если я пробегу, мое сердце будет стучать очень сильно. Поскольку у меня нет никакой практики. Таким образом, все может быть достигнуто через практику. Жизнь коротка и полна беспокойств. Как же возможно практиковать? – Поэтому этот вид практики – повторение и слушание Харе Кришна – является просто замечательным. И молить Кришну: “Пожалуйста, дай мне силу". Харе, "O энергия Кришны, я падший, у меня нет сил. Пожалуйста, прими меня”. Это все. “Я не имею никакой квалификации. Я хилый. Я пытаюсь, но терплю неудачу”. Так следует обращаться к Богу. А Кришна – всемогущий, Он может сделать все, что угодно”.
В случае если кто-то думает, что эти предписания предназначены только для резидентов храма, Шрила Прабхупада говорит: “Домохозяева обязаны подниматься рано утром, и после купания они должны предложить домашнему Божеству поклоны с молитвами”. “Тот, кто не может вставать рано утром, не является духовно серьезным. Это тест”.
Мангала-арати: Между 5.00 - 5.30 утра, после мангала-арати, Их Светлостям нужно предложить арати, в сопровождении Гурваштакам и маха-мантры Харе Кришна, … это должно занять приблизительно 30 минут.
Примечание: Предложение мангала-арати в 5 утра должно быть стандартом. Если вследствие неизбежных обстоятельств человек встал позже, то после омовения следует предложить быстрое мангала-арати. Подготовив накануне вечером все необходимые предметы для арати, можно предложить мангала-арати очень быстро.
Чтение "Шримад Бхагаватам": Читайте в день по одному стиху и комментарию.
Также продолжайте читать в течение свободного времени, которое у Вас может остаться перед началом рабочего дня.
"Шримад Бхагавад-гита": Читайте ежедневно, последовательно, как можно больше.
"Нектар преданности","Нектар Наставлений" и"Шри Ишопанишад".
Для тех, кто находится на уровне, начиная с Прабхупада Ашрая, маленькие книги Шрилы Прабхупады также могут быть включены в этот список для обязательного чтения.
Если в определенные дни человек может читать только в течение коротких отрезков времени вследствие занятости, то следует восполнить это отставание в другие дни. Ведя записи, можно обеспечить минимальное количество часов для чтения каждую неделю.
Примечание: Если в определенные дни, вследствие неизбежных обстоятельств, человек ограничивает время для выполнения садханы, то приоритетом всегда должно быть повторение святых имен, и если позволяет время, то и предложение мангала-арати. Для чтения можно отвести время в течение дня.
Как правило, лидер должен проявлять сострадание и терпимость при подведении членов группы к этим высоким стандартам. Если настаивать на следовании упомянутым совершенным стандартам прямо с самого начала, члены группы могут почувствовать дискомфорт. Вдохновив их на этом собрании и объяснив совершенные стандарты, можно дать имтаблицу садханы* или регистрационную запись, чтобы они могли ей следовать и вести записи самостоятельно. Они должны приносить их с собой каждую неделю, приходя на учебные занятия, чтобы лидер их просматривал. Существуют оценки для классификации их уровня выполнения. Эти оценки должны постоянно улучшаться. В случае какого-либо замедления, лидер может обсудить с членами группы, с какими проблемами они столкнулись, и попробовать помочь им преодолеть эти проблемы. Встречу для обсуждения прогресса членов группы можно проводить каждый месяц.
* Таблица садханы приведена в этой книге.