Тема 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ХVII–ХVIII вв.— это эпоха выдающихся достижений философии, науки и культуры в Западной Европе. ХVII век часто в литературе определяют как век гениев и свободомыслия, а ХVIII век — как век просвещения.
В XVІII веке сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность, резкой критике подвергается метафизика. Разум должен быть освобожден от предрассудков и религиозных, и метафизических, он должен опираться на опыт. К ключевым идеям Просвещения можно отнести следующие: разумность, естественность, свободомыслие, скептицизм, веру во всесилие человеческого разума и общественный прогресс, острую критику феодализма, церковной идеологии, религии, ориентацию на светскую культуру, внимание к педагогике и проблемам общественного устройства.
Интеллектуальный и духовный потенциал этой эпохи опирается не только на процессы развития буржуазных экономических отношений, но и на великие научные открытия Николая Коперника, Галилео Галилея и Иоганна Кеплера. Возникает не только подлинно научное естествознание, но и основанная на науке и ее философском осмыслении качественно новая картина мира.
Что же нового дала эта эпоха в понимании природного и социального мира? Чем пополнила общечеловеческие методы и приемы познания и преобразования мира?
В центре внимания философов находилась теория познания. Одну из важнейших задач они видели в выработке общего метода познания истины. Осью теоретических споров этого периода стал вопрос об определении источников человеческих знаний. В решении этого вопроса определялись два основных направления.
Сторонники первого направления считали единственным источником человеческих знаний чувственный опыт (данные органов чувств человека). Они справедливо утверждали, что знания начинаются с ощущений. Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы дано в чувственном восприятии. Это направление получило название эмпиризма (сенсуализма).
Сенсуалисты активно разрабатывали методы анализа и индукции, рассматривая их как единственно правильное средство познания, и недооценивали методы синтеза и дедукции. Такая односторонность способствовала утверждению в философии метафизического способа мышления.
Сторонники второго направления считали источником знаний разум, логическое мышление. Они полагали, что чувственный опыт не способен обеспечить достоверное знание. Это направление получило название рационализма.
Рассмотрим философские воззрения некоторых представителей этих направлений.
Родоначальником эмпиризма и ма-
Эмпиризм
териализма Нового времени был анг-
Западноевропейской
лийский философ, основоположник ма-
Философии
териализма Нового времени Фрэнсис
Бэкон (1561–1626 гг.). Основное произведение Бэкона «Новый органон». Органоном в то время называли собрание трактатов по логике Аристотеля. Понятие «органон» (орудие, инструмент) в какой-то мере равнозначно понятию «метод». Поэтому, называя свое произведение «Новый органон», Бэкон недвусмысленно противопоставлял свой метод методу Аристотеля. В «Новом органоне» Бэкон провозглашает принцип эмпиризма как основу познания и разрабатывает индуктивный метод, согласно которому получение общих положений, общего знания о мире осуществляется путем изучения многообразных индивидуальных вещей.
Пытаясь раскрыть причины схоластических заблуждений и расчистить почву для новой науки, он проделал огромную работу по «великому восстановлению наук».
Рис. 19.Фрэнсис Бэкон |
Свой замысел он воплотил в индуктивном методе получения знаний (следовании от частного к общему), разработанном в «Новом органоне».
На пути познания природы имеются препятствия — это засоренность сознания людей «идолами» (или призраками), искаженными образами действительности и ложными представлениями. Ф. Бэкон выделил четыре вида «идолов»: рода, рынка, пещеры и театра.
Понимание Ф. Бэконом опыта кардинально отличается от прежнего подхода: во-первых, он переходит от рассмотрения опыта отдельного человека к анализу опыта человечества, т. е. наряду с таким свойством опыта, как фактичность, немаловажное значение получает свойство историчности; во-вторых, Ф. Бэкон переходит от обыденного понимания опыта к научному — опыту как эксперименту.
Бэкон возродил материализм, получивший свое начало в античности. Материю он рассматривал как активное начало, неотъемлемое от движения. Получает дальнейшее развитие и представление о целях и назначениях познания. Знаменитый афоризм Бэкона «знание — сила» выразил идею экспериментальной науки, приносящей человеку практи-
ческую пользу. Получение знания ориентировалось на его последующее практическое применение. В этом ярко выразился дух зарождавшихся новых экономических отношений в канун буржуазных революций.
Дальнейшее развитие материализм и принцип эмпиризма получили в воззрениях известного английского философа Томаса Гоббса (1588–1679 гг.). Его материализм был более последовательным, чем материализм Бэкона, но и более механистическим. Гоббс — типичный представитель метафизического материализма XVIII в., сводившего все многообразие природы к механическому движению материальных тел.
Рис. 20.Томас Гоббс |
В своей теории познания Гоббс был последовательным сенсуалистом-эмпириком. Любое знание начинается с ощущения и никогда не выходит за пределы доступных ощущению реалий. Гоббс объединяет индукцию и дедукцию, так как считает, что сначала надо идти путем познания простейших, элементарных качеств предметов (дедукция), а потом объединять их, синтезировать (индукция). Познание через анализ выявляет главные акциденции (свойства предметов): протяженность, место, движение, качество.
Особое место в учении Гоббса занимают проблемы социологии. Но наряду с множеством верных наблюдений и выводов по вопросам устройства общества в его работах встречаются и антинаучные положения. Так, он ошибочно считал, что в обществе, как и в природе, все находится в состоянии «войны всех против всех».
Философские взгляды Бэкона
и Гоббса в дальнейшем развивает и обо
сновывает выдающийся английский
ученый Джон Локк (1632–1704 гг.).
В своем главном философском сочине
нии «Опыт о человеческом разумении»
Локк утверждал, что в нашем интеллек
те нет ничего, чего не было бы раньше
в наших чувствах. С рождения созна-
Рис. 21.Джон Локк ние человека, по Локку, представляет
собой «Tabula rasa» — чистую доску, т. е. просто способность быть органом познания и мышления. С этих сенсуалистических позиций Локк активно выступал против утверждений Платона о врожденных идеях. Все знания основываются на опыте — таков основной тезис Локка. Локк выделял два источника знаний: ощущения, которые дают нам простые идеи (белое, овальное, сладкое и др.), и рефлексия — деятельность разума, направленная на сопоставление и обобщение простых идей и образование на их основе «сложных идей». Локк опирается на здравый смысл человека, выделяет в каждой вещи объективные, первичные (протяженность, фигура, объем, движение и покой) и субъективные, вторичные (цвет, запах, вкус и др.) качества, которые связаны с индивидуальными особенностями субъекта познания. Ф. Локком разрабатывается теория естественного права. К неотчуждаемым правам человека он относил жизнь, свободу и собственность. Собственность им представлялась как результат труда человека. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Новая юридическая всеобщность, перед лицом которой все люди равны, приходит на смену прежним — сословным, конфессиональным — общностям.
Крупнейшим сторонником идеалистического сенсуализма был видный английский философ Джордж Беркли (1685–1753 гг.). Именно абсолютизация роли чувств в познании привела его на позиции субъективного идеализма. Он пытался обосновать, что все вещи суть только комбинации наших ощущений. Если использовать пример, приведенный Беркли, то яблоко, например, это просто совокупность желтого, красного, кислого, сочного, круглого и т. д., т. е. оно является лишь совокупностью наших ощущений. Что остается от яблока, спрашивал Беркли, если мы отбросим от него наши ощущения желтого, красного, кислого и пр.? «Ничего»,— отвечал он и добавлял, что если материалистам нравится называть это «ничто» материей, то тогда якобы нужно соглашаться, что «материя» и «ничто» — это одно и то же. Такая логика Беркли приводит к интересным выводам: все существующее не более чем мои ощущения. Из этого следует, что существую только я сам. Такая концепция в философии получила название солипсизма («сам» и «единственный»). Беркли понимал, что солипсизм — это нелепость. Поэтому он изыскивает всяческие возможности, чтобы как-то замаскировать ее.
Перу Беркли принадлежит популярное в свое время сочинение «Сейрис» — своеобразная смесь медицины, алхимии, мистики, философии, в котором Беркли пропагандировал как средство едва ли не от
всех болезней раствор дегтярной воды. В связи со спорами среди врачей о пользе этого раствора Беркли написал шуточное стихотворение, пародируя известный монолог Гамлета: «Пить или не пить — вот в чем вопрос».
Рис. 22.Дэвид Юм |
Более последовательным субъективным идеалистом, чем Беркли, был английский философ Дэвид Юм (1711–1776 гг.). Он вошел в историю философии как основоположник агностицизма. Важнейший философский труд Юма «Исследования о человеческом разуме», как и большинство работ английской философии Нового времени, посвящен проблеме познания. В сущности, он поддерживает принципы сенсуализма, но в ответе на вопрос о том, что же является поводом или источником наших ощущений, отличается как от Локка, так и от Беркли. Он не принимает гипотезу Локка о существовании внешнего мира как источника наших ощущений, но и не соглашается с попыткой Беркли доказать, что материи не существует. Позиция Юма примерно такова: существует ли внешний мир как природа наших ощущений доказать мы не можем. Но мы не можем и доказать, что внешний мир не существует, как утверждает Беркли. Мы имеем дело только с нашими ощущениями, считает Юм, а что лежит за ними, нам никогда известно не будет.
Такова кратко характеристика западноевропейских философов, стоящих на позиции эмпиризма (сенсуализма).
Теперь о рационализме. Родоначаль-
Рационализм
ником рационализма был идеолог на-
В философии
рождающейся французской буржуазии
Нового времени
Рене Декарт (1596–1650 гг.). По-латы-ни имя Декарта произносилось «Картезиус». Поэтому философию Декарта назвали картезианской. Основное сочинение Декарта «Рассуждение о методе» написано не на латыни, как было тогда принято, а по-французски. Подобно тому, как Галилей в Италии впервые стал писать по-итальянски, а Ломоносов в России в XVIII в. по-русски, а не по-старославянски.
Рис. 23.Рене Декарт |
Рене Декарт стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (от лат. «раци-оналис» - разумный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум. Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т. е. следование от общего к частному. В познании он считал необходимым сомневаться («Мыслю, следовательно, существую»). На основе сомнения и дедукции, считал он, можно получить истинный метод познания. Критерием истинности выступает очевидность чего-либо для разума. Новая наука, по мнению Декарта, должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Научные знания - это не отдельные открытия (результаты опыта - эксперимента), а создание всеобщей понятийной сетки, в которой легко заполнить отдельные ячейки.
Декарт полагал, что в человеческом познании имеется ряд врожденных идей, в первую очередь, идея Бога, а также идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. В решении основного вопроса философии Декарт был дуалистом, т. е. признавал существование двух начал - материального и духовного. Он считал, что существует две субстанции: протяженная и мыслящая. Его учение о протяженной субстанции носило механистический характер: главным, основным свойством материи является протяженность в пространстве. Наряду с этим существует, согласно Декарту, непротяженная, мыслящая, духовная субстанция. Рене Декарт впервые ввел в науку понятие рефлекса - важнейшее понятие физиологии.
Рационалистический метод Декарта
был далее развит известным голландским
философом Бенедиктом Спинозой (1632-
1677 гг.). Это довольно интересная лич
ность. Родители Спинозы, евреи, хотели,
чтобы их сын стал раввином, но уже в ев
рейской школе он начинает критически
относиться к библейским текстам. Борьба Рис. 24.Бенедикт Спиноза
между Спинозой и воинствующим иудаизмом раввинов завершается тем, что 24-летнего Спинозу отлучают от еврейской общины и высылают в Амстердам. Он поселился недалеко от Гааги и целиком посвятил себя философии.
Спиноза, как и Декарт, был убежденным рационалистом. Познание он подразделял на два основных вида: чувственное и рациональное. Чувственное познание он считал смутным, неистинным, рациональное же — истинным, ясным и отчетливым. Источником истинного познания признавал отрываемый им от чувственного опыта разум. В отличие от дуалистической философии Декарта Спиноза создает монистическую философскую систему. Он учил, что существует лишь одна субстанция — природа, которая есть причина самой себя, т. е. не нуждается для своего существования ни в чем другом. Природа, по учению Спинозы, вечна и бесконечна, она и причина, и следствие, и существование. Это положение лежит в основе материализма и атеизма Спинозы.
В воззрениях Спинозы содержались также элементы диалектического понимания мира. Это проявилось, например, в решении проблемы свободы и необходимости. Он доказывал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве.
Как рационалист он считал, что в самом разуме заключено соответствие образуемых идей с сущностью познаваемых вещей. Критерием истины для него является разум. Универсальным методом познания для Спинозы выступает математика, точнее, геометрия.
Немецкий философ Лейбниц (1646–1716 гг.) выдвинул учение о множественности субстанций. Самостоятельно существующие субстанции философ называл монадами. Монада проста, неделима, нематериальна. Ее сущность составляет деятельность, заключающаяся в представлении или восприятии и стремлении. Монада называется душой, когда в ней есть чувство, духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады отличаются по уровню сознательности. Бог — абсолютно сознательная монада, в которой не осталось ничего бессознательного. Каждая из монад подобна самостоятельной, обособленной Вселенной.
Дальнейшее развитие философии Нового времени шло по двум линиям. Первая: Ф. Бэкон — Дж. Локк — французские материалисты XVIII в. — сенсуализм Дж. Беркли и Д. Юма — Л. Фейербах. Вторая: Р. Декарт — Б. Спиноза — Г. Лейбниц — классическая немецкая философия — русская и украинская философия.
Социальная жизнь также интересовала философов ХVІІІ века. Они сознательно защищали гуманистические идеи и ценности, особое внимание уделяя при этом принципам разума и свободы (концепция «свободной необходимости» Спинозы). Мыслители Нового времени Гоббс, Локк пытались рационально объяснить происхождение общества и государства, дать абстрактно-теоретическое понимание сущности человека.
Своего высшего уровня западно-
Французский
европейская философия рассматривае-