Система и метод в философии Г.Гегеля. Философия истории Гегеля
Фундаментальность и основательность философской системе Г. Гегеля придало глубокое знание истории философии, в которой он усмотрел ясную логику развития форм мирового сознания. Длительное время Г. Гегель находился под влиянием идей Ф.В. Шеллинга, вместе с которым он выступал с критикой субъективизма И.Г. Фихте. Однако в 1807 году в работе «Феноменология духа» он уже сам выступил с критикой Ф.В. Шеллинга, упрекая его в необоснованном увлечении иррациональными эстетическими формами знания. В этой работе Г. Гегель четко сформулировал принцип исторического подхода к истине, согласно которому истина всегда представляет собой не просто результат развития, а включает также весь процесс, который привел к этому результату. Эта первая крупная работа, несмотря на тяжеловесный стиль и неясность изложения, принесла Г. Гегелю признание в качестве нового оригинального представителя немецкой классической философии. Цель этой работы состояла в том, чтобы проследить развитие мирового разума, начиная с первых первых форм и заканчивая современностью. Отличительной особенностью первого варианта системы Г. Гегеля, которая опиралась на достижения И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга, стало беспрецедентное использование конкретного исторического материала. За множеством форм духовной культуры, сменявших друг друга в течение многих столетий, Г. Гегель сумел увидеть логичность и последовательность развития единой идеи, которую он отождествлял с божественным разумом. Логика развития мирового духа в «Феноменологии духа» воспроизводит стадии развития отдельного индивида, начиная с простейшего чувственного опыта и актов наименования вещей, проходя через формы философии, права и pent различных эпох и заканчивая абсолютным знанием, преданным искусством, религией и философией.
В завершенном варианте философская система Г. Гегеля представлена в трехтомной работе «Энциклопедия философских наук» (1817). Она включала три части: логику (учение о бытии), философиюприроды (учение о неорганической и органической природе) и философию духа (учение о человеке и обществе). Триадитическое деление системы обусловлено диалектическим методом Г. Гегеля, который вобрал в себя как влияния И.Г. Фихте и Ф.В Шеллинга, так и Платона и неоплатоников. Три этапа диалектического развития представляют собой единство (тезис), множество (антитезис) и структурированное единство (синтез двух Предыдущих моментов). Диалектическое движение - предполагает выявление целостности предмета, аналитическое разбиение его на отдельные моменты и восстановление единства на новом, более высоком уровне. Все три момента являются частями единого процесса, органично переходя друг в друга. Поэтому три части системы Г. Гегеля - это три момента развития единого божественною разума, три этапа творения, которые разворачиваются в ходе Человеческой истории. Г. Гегель был убежден, что его философская система одновременно является теологическим учением, которое объясняет весь мир как явление Бога.
В «Логике» Г. Гегель рассматривает систему понятий, которые определяют структуру и направление развития любого мирового процесса. Для Г. Гегеля все множество вещей и событий окружающего мира является проявлениями единого мирового разума, который выступает в виде развивающейся системы понятий. Поэтому в мире нет и не может быть ничего неразумного, все представляет собой проявление божественного разума и подчинено логике понятий. Гегелевские понятия представляют собой объективные духовные образования, которые можно сравнить с платоновскими идеями. Как у Платона учение о бытии есть учение о множестве идей, из которых состоит космический ум, так и у Г. Гегеля логика представляет собой учение о множестве понятий, из которых состоит мировой разум. Важнейшее из таких понятий - понятиебытия, из которого путем постановки и разрешения противоречий диалектически развиваются понятия становления, количества, качества, меры и т.д. Г. Гегель справедливо полагает, что без этих понятий невозможно помыслить ни про одну вещь, следовательно, они составляют условие бытия каждой вещи и мира в целом. Действительно, любая вещь представляет в мышлении человека как обладающая качественными, количественными, структурными характеристиками. Развитие категорий происходит от абстрактного к конкретному, то есть каждая следующая категория более конкретна и богата по содержанию, чем предыдущая. Этот же принцип определяет и развитие божественного мирового разума, которое представлено в трех частях гегелевской системы. Поэтому первая часть системы, «Логика», является наиболее абстрактным состоянием мирового разума, а последняя - «Философия духа» - наиболее конкретным и содержательным. Порядок развития категорий в «Логике» соответствует у Г. Гегеля порядку смены философских течений в истории философии. Каждое философское течение прошлого Г. Гегель рассматривает как один из моментов развития мирового разума или абсолютной идеи. В этом смысле ход истории философии, представленный в «Лекциях по истории философии», становится блестящей иллюстрацией диалектического развития категорий в «Логике».