В возникновении и развитии языка
Особая роль в возникновении и развитии человеческого языка и сознания отводилась в рамках марксистской философии. Наиболее видной работой, на которую опирались в своих исследованиях многие поколения ученых, была работа Ф. Энгельса «Роль труда в происхождении и развитии сознания». В данной работе достаточно убедительно и последовательно было показано то, что именно трудовая деятельность способствовала совершенствованию руки, развитию мозга и языка. Именно усложнение трудовой деятельности вело к усложнению языка.
Опыт одних поколений с помощью языка передавался другим поколениям. При этом не только реализовывалась коммуникативная функция, но и функция адаптационная. С помощью языка, в процессе общения передавались умения и навыки определенной профессиональной деятельности, знания и умения изготовления орудий труда, возможности их применения.
Человек никогда не был созерцательным существом, как это понималось некоторыми философами. Не природа играла ощущениями человека, и в результате чего возникали человеческие знания. Человек всегда был в первую очередь предметным и практическим существом. Каждому человеку в истории человечества необходимо было, как и в настоящее время, есть, пить и иметь крышу над головой, а также многое другое, по мере развития человеческих потребностей. Но само удовлетворение потребностей напрямую зависело от возможностей материального и духовного производства. Без производства нет, и не может быть потребления. Да и без потребления любое производство теряет всякий смысл. Поэтому вполне определенно можно утверждать то, что для обеспечения жизнедеятельности человека и общества необходим процесс не просто производства, а как отмечал К. Маркс, - необходим процесс расширенного производства. И именно расширенное воспроизводство является основой развития общества.
Но расширенное воспроизводство не сводится только к процессу материального воспроизводства, а органически включает в себя различные сферы духовного воспроизводства. Но ни материальное воспроизводство и тем более, духовное воспроизводство немыслимо без языка, без его использования и развития. Это особенно ярко видно из современной действительности, так как именно в наше время в язык входит такое количество новых технических терминов, что часто можно услышать нечто новое и незнакомое в структуре словарного состава языка.
Для обеспечения процесса производства необходимы средства человеческой деятельности, и именно они, явились основой развития человеческого сознания и языка. Не просто абстрактный или конкретный труд является основой формирования и развития общественного сознания. Хотя данное положение мы не пытаемся оспаривать. Но главное в трудовой деятельности основным средством развития сознания и языка сыграли орудия труда.
Орудийная деятельность в зачаточной форме присуща уже высшим животным и, в первую очередь, обезьянам. Специальные исследования показали то, что обезьяны достаточно сообразительны в том, чтобы ставить ящики друг на друга, если надо достать подвешенный банан. В разбивании камнями орехов. Используют палки и не только используют, но и соединяют друг с другом для удлинения две палки. В фильме «Обезьяний остров» хорошо показано то, что обезьяны использовали ветки, палки, для того чтобы напугать чучело тигра, которое исследователи выдвигали незаметно на поляну. Но использование отдельных предметов в качестве средств деятельности носило ситуативный характер, только в конкретной ситуации, а затем выбрасывалось за ненадобностью.
Полани отмечает, что, «благодаря структурному сходству двух главных типов неявного знания (практического и интеллектуального), они всегда даны в сочетании друг с другом, а иногда даже и в равных пропорциях. Это справедливо в отношении любого инструментального действия. Инструменты схожи с деталями сложного целого, поскольку тот или иной предмет выступает для нас в качестве инструмента в силу того, что мы полагаемся на него в выполнении того, на чем фокусируется наше внимание в процессе использования инструмента. В подобном случае мы можем уподобить его объекту, который мы используем, но в большинстве случаев не знаем (или знаем недостаточно), как именно мы это делаем. Ибо, сконцентрировав наше внимание на инструменте как на объекте, мы парализуем действие»[45]. Исследователи на «обезьяньем острове» установили, что граница в использовании орудий труда обезьян и человека лежит в коллективном использовании орудий труда. Каждая обезьяна использует отдельные предметы сугубо индивидуально, в конкретной ситуации. Первобытные люди начали использовать орудия труда коллективно, и это послужило началом человеческой истории, в то время как обезьяны вплотную подошли к этому, но лишь те из них кто начал осуществлять коллективную трудовую деятельность в процессе труда постепенно пошли по пути исторического прогресса.
Орудия труда в самом начале и затем на всем протяжении человеческой истории выполняли ряд функций, которые явились основой и причиной развития человеческого языка и сознания. Чтобы не быть голословным в данном вопросе, рассмотрим эти функции. Они пока не имеют специального названия, но суть их в следующем:
А) Орудия труда значительно усиливали естественные возможности организма. Одно дело, когда обезьяна ударяет кулаком, но совершенно другое дело, когда удар наносится дубиной, а коллективное использование дубин во время охоты позволяло уже одолеть крупных животных и более успешно противостоять опасным хищникам;
Б) Орудия труда открывали те свойства действительности, которые не лежат на поверхности, не даны в явлениях. Как говорят психологи, исследователи поведения обезьян, мышление у обезьян ручное, то есть обезьяны видят и знают окружающий мир лишь в той степени, в какой он дан им в ощущениях или поверхностно. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что проникновение в сущностный уровень окружающего мира позволяло использование специальных предметов в качестве орудий труда;
В) Орудия труда, как в самом начале человеческой истории, так и на всем протяжении выполняли функцию абстрагирования от конкретной ситуации, формировалось знание меры и границ применимости их использования. Это, несомненно, способствовало развитию абстрактного мышления. В качестве примера можно привести то, что уже первые дубины могли быть использованы универсально и при охоте, и при защите от хищников или представителей другого племени. Невольно в качестве примера напрашивается и одна из современных реклам утюгов, на которых можно жарить яйца, с их помощью можно поливать цветы, забивать гвозди. Мы привели данный пример в связи с тем, что он показывает универсальность орудия, которое можно использовать в разных ситуациях. Подобное универсальное использование орудий труда определенным образом способствовало и способствует развитию сознания, расширению опыта, выходу за рамки сложившихся стереотипов;
Г) Орудия труда в процессе их изготовления и использования значительно расширяли сферу неосознаваемого в процессе познания, так называемую область «подсознания», то есть ту часть сознания, которая не осознается, но выполняет колоссальный объем получения и обработки информации. А коллективное использование орудийной деятельности с необходимостью предполагало расширение и усложнение информационных процессов, то есть способствовало развитию языка;
Д) Трудовая деятельность с использованием орудий труда формировала и развивала такой элемент сознания человека, как практическое мышление, которое отвечает за умение выполнения различных действий, в том числе и умение, мыслить, говорить, ходить, осуществлять те или иные виды деятельности, в том числе и в творческой форме ее проявления. Но сами умения передавались от поколения к поколению с помощью языка;
Е) Усложнение орудийной деятельности вело к изменению и усложнению отношений между участниками трудового процесса и это вело, в свою очередь к развитию языка и сознания.
Все те функции орудийной деятельности не только не утратили своего значения в настоящее время, но значительно расширили свои возможности в различных формах человеческой деятельности. Это видно и в современном промышленном производстве. Значительно усилилась роль различных орудий и приборов с современной научной деятельности. Это, прежде всего, современная компьютерная техника, современные ускорители, телескопы, микроскопы и т.д. Роль их настолько возросла, что некоторые современные философы считают прибор необходимым элементом субъектно-объектного отношения в процессе теоретико-познавательной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что не просто труд, а коллективная трудовая деятельность с использованием орудий труда явилась основой развития человеческого сознания, языка и различных видов творческой деятельности.