Основные эстетические категории: прекрасное-безобразное, трагическое-комическое, возвышенное-низменное
"Прекрасное" - самая ранняя эстетическая категория, отражающая реально существующее прекрасное в природе, обществе, искусстве и культуре. Она характеризует явления, обладающие высшей эстетической ценностью.
Эстетика с самых первых своих шагов определяла прекрасное как гармонию. И в дальнейшем при определении прекрасного основное внимание сосредоточивалось на раскрытии содержания понятия "гармония".Античные мыслители понимали прекрасное как свойство мира, а воплощением прекрасного для них был сам космос - идеальный порядок.Продолжая традицию Пифагора, который отождествлял эстетическое с этическим и рассматривал прекрасное с математической точки зрения, Аристотель самые главные формы прекрасного видит как порядок в пространстве, соразмерность и определенность, как гармонию.Настаивая на идее соразмерности, Аристотель утверждал, что прекрасное не должно быть ни слишком большим, ни слишком малым. И эта идея сыграла гуманистическую роль в греческой архитектуре: несмотря на свое величие греческие храмы были соразмерны человеку, в отличие от египетских, своими размерами полностью подавлявшими человека.Прекрасное - это совершенная гармония как объективное свойство действительности во всех ее проявлениях.
Другим понятием, углубляющим понятие прекрасного, является понятие симметрии, играющее важную методологическую функцию в теории искусства. Симметрия - это соразмерность, свойство инвариантности процессов и отношений относительно некоторых преобразований.
Категория безобразного возникла в эстетике как оппозиционная категории прекрасного. Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п.
Более сложный характер имеет историческое осмысление безоразного в искусстве. Уже Аристотелъ узаконивает его место различных искусствах. В контексте своей теории мимесиса он признавал, что изображение безобразных предметов (трупов, отвратительных животных) допустимо в живописи, ибо доставляет удовольствие самим фактом искусства - искусного подражания. В драматических искусствах безобразное, согласно Аристотелю, как не доставляющее реального страдания (в отличие от действительности) трансформируется в смешное в комедии или способствует самоотрицанию (или своеобразной профилактике безобразного в действительности) в трагедии.
Категория трагического как эстетическая категория впервые была разработана Аристотелем, для которого трагическим был неразрешимый конфликт, обязательным элементом которого был пафос, то есть страсть, которая вызывает деяние, влекущее за собой страдание. Действие, послужившее причиной страдания, по мнению Аристотеля, должно было предполагать нечто возвышенное, но одновременно не быть преувеличенным. Само понимание трагического за более чем две с половиной тысячи лет существенно изменилось с того момента, как появилось само понятие и сам термин "трагическое". С точки зрения аристотелевского учения о нусе (уме) трагическое возникает, когда этот вечный ум отдается во власть инобытия и становится из вечного временным, из самодовлеющего - подчиненным необходимости, из блаженного - страдающим и скорбным" Тогда начинается "человеческое действие и жизнь", подражание которым является сутью трагедии, с ее радостями и скорбями, с ее переходами от счастья к несчастью, с ее виной, преступлениями и расплатой.
Впервые философское осмысление категории трагического дали немецкие классики: Шиллер, Шеллинг, Гегель, но еще до них эту проблему поставил Кант как антиномию должного и сущего, как абсолютный характер этого противоречия.
Категория "комическое" - одна из важнейших эстетических категорий. Само слово "комическое", т.е. смешное, происходит от греческого слова "веселый" и слова, означающего веселую ватагу ряженых на празднестве Диониса в Древней Греции.
О комическом много писали Платон и Аристотель, но и у них не было научно обоснованной теории комического..В произведениях Цицерона к Квинтилиана есть классификация родов комического и предназначавшиеся для ораторов рекомендации по их применению.В целом же на основании данных, имеющихся о комическом у Платона и Аристотеля, можно представить, как понимали комическое древние. В "Поэтике" Аристотель утверждал, что смешное есть часть безобразного: смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубное.
В современной господствующей эстетике Низменное - эстетическая категория, противоположная Возвышенному; характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную общественную значимость и таящие в себе угрозу для человечества, т. к. на данном этапе развития общества, общественного производства они ещё не освоены и не подчинены человеческой воле.