Философские идеалы французского Просвещения
Идейной формой свободомыслия в Европе в XVIII веке становится деизм. Бог является творцом всей живой и неживой природы. Но после сотворения мира бог не вмешивается в природу. Теперь причины и объяснения всех событий и процессов следует искать только в природных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
Французское просвещение было ориентировано на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.
Идейным вождем этого начинания выступает Дени Дидро (1713 – 1784). Статьи для этой “Энциклопедии” соглашались писать выдающиеся философы Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только научные достижения, но и новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. В “Энциклопедии” стали помещаться статьи, с критикой традиционной религиозной догматики. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел.
Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места Богу. Вся наблюдаемая действительность, бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все бесчисленные тела - это материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».
Материальный мир вечен, бесконечен во времени, и в пространстве. Важным свойством материи считалось движение, как способ существования материи. Многообразие материального мира связывалось с процессом изменения и развития. Человек как биологический вид имеет свою историю становления (Д.Дидро). Развитие связывалось с усложнением организации материальных объектов. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации (К.Гельвеций, Д.Дидро).
В природе все взаимосвязано, подчинено объективным законам. Случайности в самой природе отвергались. (Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что и в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит). Здесь они были, по-видимому, в плену механистического детерминизма Лапласа, полагавшего, что все изменения, все события в этом мире жестко определяются фундаментальными законами механики: все разложимо на материальные точки и их движение, и потому все подчинено механике.
Мир познаваем. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств. Развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Познание определялось как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности.
Идея существования бога отвергалась, доказывалась иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.
В эпоху Просвещения рассматривались вопросы социально-политического характера. Философы критиковали абсолютную монархию, разрабатывали концепцию гражданского общества, основанного на принципах свободы, равенства и братства (Руссо).
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не было частной собственности. Когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим. Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота.
В работах Монтескье (1689 – 1755) абсолютизировалась роль географического фактора в развитии общества: природная среда определяет дух народов и законы общественной жизни.
Представитель французского Просвещения Франсуа Вольтер (1694 – 1778) критиковал феодальные порядки, доказывал, что человека никто не имеет право лишить ни жизни, ни свободы, ни собственности. Частную собственность он рассматривал как необходимое условий свободы гражданина.
Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха (каким многим из них представлялась Екатерина II). Подчеркивали существенную зависимость психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой человек воспитывается.
Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» - о двух основных направлениях своего творчества. (Механика Ньютона и моральная философия.)
Основные принципы классической философии выражены в немецком идеализме второй половины XVIII – начала XIX вв. В ряду деятелей немецкой культуры того времени одно из центральных мест принадлежит Иммануилу Канту. (1724 – 1804 гг.)
Родился в семье ремесленника. Отец И. Канта мечтал о духовной карьере для сына и способствовал его воспитанию в духе религиозности и высокой нравственности. После окончания Кенигсбергского университета, где он изучал богословие и с увлечением занимался философией и естественными науками, Кант в течении 9 лет работал домашним учителем и активно занимался самообразованием. Получив место приват-доцента, а затем и профессора в родном университете, Кант остается верным ему до выхода в отставку в 1801 году. (Его жизнь бедна внешними событиями и богата внутренней духовной работой. Отличался пунктуальностью. Местные жители могли сверять часы по его ежедневным прогулкам. Любил проводить свободное время в кругу близких друзей и красивых воспитанных женщин. Женат не был.
В научной деятельности И. Канта можно выделить два периода: докритический (до 1770 г.) и критический. В первый период И.Кант занимался проблемами происхождения солнечной системы. Он стал автором “Всеобщей естественной истории и теории неба”, в которой обосновывалась космогоническая гипотеза. С начала 70-х годов XVIII века, (после знакомства с работами Д.Юма, который сомневался в реальном существовании вещей вне нас), в творчестве И.Кант начинается «критический» период. Название периода обозначает новый подход Канта к задачам философии. Они состоит в исследовании процесса познания, морали, религии и т.д. и критического отношения к догматизму. Кант приходит к мысли о том, что человек если и познает что-то, то только не природу саму по себе (существующую независимо от человека), не реальные природные процессы сами по себе. В это время появляются работы «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770), главный труд этого периода «Критика чистого разума» (1781 г.), которая затянулась на целых 16 лет, «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
Теория познания Канта основана на критике познавательных способностей человека. Человек является субъектом познания. В субъекте Кант различает личность (социально-психологические особенности человека) и область надличностную (трансцендентную). Она обеспечивает деятельность познающего субъекта. Познающий субъект – это абстрактная концентрация познавательных способностей человека (чистого разума, практического разума, способностей к суждению, умозаключению). Кант исследует три основные способности познания человека:
1. Чувственный опыт (чувственность)
2. Рассудок (способность составлять суждения, житейское мышление, здравый смысл).
3. Разум – логически организованное сложное мышление
Эти способности познания не могут дать человеку истину. Взаимодействие человека с миром вещей, окружающих его, позволяет понять только явление (феномен), а не сами вещи. Кант утверждал, что действие вещей на наши органы чувств порождает наши ощущения, восприятия. Следует различать «вещи в себе» - ноумены и явления вещей – «феномены». «Вещи в себе» существуют реально вне человека в своем естественном виде. Явления вещей – это восприятие вещей нашим сознанием при помощи органов чувств. Научному познанию доступны лишь явления вещей, поскольку “вещи в себе” – «ноумены», в нашем сознании не отражаются. Скажем, боль вызывает у человека крик, но по этому крику ни один врач не в состоянии поставить уверенный диагноз о болезни человека. Так и в нашем случае: “вещь в себе” порождает в нашем сознании явление свое (“явление вещи”), но по этому явлению наука не может сказать ничего определенного о самой “вещи в себе”.
Познание «вещей в себе» происходит при помощи априорных (т.е. внеопытных) форм созерцания и рассудка. Познавательные способности существуют в сознании человека. Человеческое знание является результатом объединения восприятия и рассудка.
К априорным формам чувственности Кант относит пространство и время. Это учение является предметом изучения первой части «Критики чистого разума», которая называется «Трансцендентальная аналитика». Содержание этой части призвано дать ответ на вопрос «Как возможна математика?». Кант доказывает, что пространство и время являются общими формами нашего созерцания, поскольку представить нечто, лишенное пространственно-временных характеристик мы не можем. Математика как наука имеет дело с пространством и временем, как с чистыми формами созерцания.
На уровне рассудка априорными формами сознания являются основные категории, при помощи которых люди познают природу. Это категории по количеству: единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое). Категории по качеству (реальность, отрицание, ограничение). Категории по отношению (субстанция, причинность, взаимность). Категории по модальности (возможность, действительность, необходимость). (Критерии деления взяты из теории суждений Аристотеля). Естествознание зависимо от опыта. Возможности науки ограничены лишь опытом, т.е. миром феноменов. Таков ответ на вопрос «Как возможна наука?».
В человеческом познании присутствует склонность к объединению рассудочных операций под формой идеи. К априорным формам чистого разума относятся идеи души, мира, Бога. Они являются предельными идеями нашего познания. Завершающая часть «Критики чистого разума» призвана ответить на вопрос «Как возможна метафизика?». В этой склонности к объединению выражается действие человеческого разума. В отличие от категорий рассудка, идеи лежат за пределами опыта. По отношению к рассудку идеи разума выступают как никогда недостижимые задачи. Методы метафизических наук ведут к антиномиям в пределах самого разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и так далее, впадает в противоречия.
Ни одно из используемых человеком средств познания не в состоянии выйти за пределы опыта или мира явлений. Получаемая познающим субъектом картина соответствует законам человеческого опыта и его логики, а сущность «вещей в себе» находится за пределами человеческого существования. Она «по ту сторону» рассудка и разума, она трансцендентальна.
Выводы:
Заслуга Канта в теории познания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического метода для науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научном исследовании.
Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы (агностицизм приводит Канта к идеализму). Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка.
Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой. Формально Кант признает, что познание имеет своим предметом природу, но по существу он противопоставляет природу объективному миру.