Онтология — теория бытия мира и человека
1. Структура философского знания.
2. Становление онтологической проблематики в греческой философии.
3. Содержание категории «бытие».
4. Категориальное описание мира.
Литература
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. — М., 1998.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской традиции. — М., 1986.
Макушинский А. Современный "образ мира": действительность // Вопросы философии. — 2002. — № 6.
Основы онтологии. — СПб., 1997.
Философский энциклопедический словарь (любое издание).
Философская энциклопедия (любое издание).
Философия, как и любая другая отрасль знания, включает различные разделы. В основе их выделения лежит принцип различия объектов изучения.
Логически и исторически первым разделом философии является онтология (греч. ontos — сущее и logos — учение, слово) — наука об истинно сущем, о том, что есть на самом деле в противовес того, что нам о мире представляется. Именно различие истинно сущего и существующего только в нашем мнении и есть первая философская идея. На основании идей об истинно сущем возможно сформулировать общую теорию знания о реальности (гносеологию), которая позволит нам улавливать не иллюзии и собственные мнения, а действительное положение дел в мире. Научное познание исходит из того, что возможно установить общие для всех людей структуры доказательства и точно определить последовательность шагов, ведущих к результату. Так появляется методология — философская наука о методах познания. Современная культура рассматривает мышление как совершенный вид познания и теорию как важнейшую часть науки; поэтому логика — наука о формах и закономерностях мышления — длительное время является неотъемлемой частью философии.
Все названные разделы философии ориентированы на изучение объектов таких, как они есть в реальности; все эти объекты представлены как внешние по отношению к человеку. Это справедливо и по отношению к логике, которая изучает не индивидуальное мышление, закономерности которого человек может изменить по собственному произволу, но общие законы, внешние по отношению к человеку и жестко определяющие характеристики логического мышления.
Существует, однако, иная часть мира, прямо зависящая от человека, производимая им. Это мир человеческой культуры. Абсурдно описывать такой мир с помощью естественнонаучных терминов, фиксирующих объективные закономерности. Человеческий мир понимается через идеи добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия. Все эти термины служат основой для структурирования человеческого мира, а также для собственно человеческой оценки мира. Таким образом, возникает аксиология — философская наука о ценностях. Аксиология, в свою очередь, делится на несколько дисциплин в зависимости от вида изучаемых ценностей. Этика есть философская наука о морали. Эстетика изучает прекрасное как таковое (идею прекрасного). Культурология концентрирует свое внимание на философских проблемах культуры.
Особняком от двух этих групп стоит история философии, изучающая возникновение, развитие и преемственность философских идей.
Как видно из приведенной выше структуры философского знания, философия изучает достаточное количество предметов, различаясь даже в основных подходах к материалу. И все же основным вопросом философии, основным углом зрения, под которым рассматривается та или иная проблема, остается вопрос о том, как это существует? или что является основой существования? или почему вещь существует так, а не иначе?; то есть, несмотря на все различия философских дисциплин, решающими остаются вопросы именно онтологические.
Первым шагом философии и всей современной культуры является та простая мысль, что мир, как он нам представляется, и мир, как он есть на самом деле, — не одно и то же. Таким образом, естественно возникает вопрос о том, что есть мир на самом деле. Проследить это направление мышления возможно на примере первого европейского философа — Фалеса. От многочисленных, по преданию, философских работ этого мыслителя сохранилась только одна фраза: "Всё происходит из воды и превращается опять в воду". Автор одной из наиболее популярных историй философии — Б. Рассел — отмечал, что начинать рассказ об историческом пути философии с такой фразы — значит привести читателя в состояние недоумения. Действительно, с точки зрения современной науки, данная фраза не имеет никакого смысла. Для её расшифровки необходимо, хотя бы примерно, восстановить вопросы, которыми задавался Фалес.
Возможно, началом его философствования было постулирование различия между двумя всем известными фактами: 1) все вещи изменяются; мы не можем указать отдельного предмета, который бы был постоянным во времени; 2) порядок мира остаётся неизменным, или в менее жёсткой характеристике — мир имеет некоторый порядок, так, например, после лета всегда наступает осень, после детства — юность, а затем зрелость. Два этих факта явно противоречат друг другу — если все предметы изменяются, должен изменяться и порядок мира, мир должен хаотизироваться, но этого не происходит. Следовательно, мир не исчерпывается известными нам предметами, существует ещё нечто, что поддерживает порядок мира, его первооснова. Таким образом, греческий мыслитель совершил переворот в нашем восприятии мира, сдвинув фокус внимания с мира отдельных ежедневных объектов на мир определяющих эти объекты базовых структур, которые можно представить как первоматерию (архэ), как это сделал Фалес, или как законы природы, как это было потом у Ньютона в классической физике.
Философ из Милета открыл особую реальность, для которой не было адекватного определения в языке, ведь мы не можем наблюдать основу вещей. Исходя из аналогии с водой как основы всего живого, Фалес и назвал эту реальность водой. Основными характеристиками ее также являются: 1) неизменность как залог неизменности основных характеристик мира; 2) все остальные предметы и явления заимствуют своё существование от этой реальности. Достигнув образа бытия как первоматерии, Фалес создал основание для различных натуралистических учений Древней Греции: от Анаксимандра и Анаксимена до Анаксагора; однако основа мира не может быть представлена как первовещество, так как в этом случае аналогии с миром обычных вещей остаются слишком явными. Основа мира должна быть представлена как способ мысли, особое направление нашего мышления.
Создателем полностью теоретической системы онтологии стал Парменид. Исходя из тезиса, что невозможно быть существующем на какую-то часть, он сформулировал свой центральный тезис: "бытие есть, небытия нет". Бытие едино, так как единственное, чем оно может быть разделено, есть небытие, а небытия нет. Бытие неизменно, т.к. превратиться оно может только в небытие, а небытия нет. Таким образом, бытие едино, неизменно, тождественно самому себе. Следовательно, знание о таком неизменном бытие может быть только одновариантным. Так, Парменид ввел понятие истины как онтологически обоснованной идеи.
Что же обозначает понятие «бытие»? Сразу оговоримся, что оно, являясь самой древней философской идеей, является, пожалуй, и самой сложной, и всё же попытаемся ее определить как особое направление мышления, которое обозначает: 1) всё существующее в мире вообще; 2) принцип, благодаря которому всё существующее приведено в порядок и, несмотря на все изменения, не хаотизируется; 3) особого вида реальность, которая охватывает все вещи, однако доступна нам только в мышлении.
Постигая мир в мышлении, философия описывает мир в категориях, особых универсальных понятиях, которые фиксируют абсолютно необходимые для нашего мышления идеи, или, вернее, наше мышление порождает эти идеи с абсолютной необходимостью. Основой категориального описания мира является существование в мире мыслящего "я". Относительно этого "я" в мире выделяются процессы и предметы, которые мы не можем подчинить нашей воли, существующие сами по себе. Одновременно, мы хорошо понимаем, что есть вещи, находящиеся под нашим контролем. Так появляется пара онтологических категорий — объективное и субъективное бытие. Первая — есть мысль для обозначения части мира, которую мы не можем изменить с помощью нашей воли. Вторая — для обозначения части мира, которую мы способны изменить с помощью наших собственных решений. Примитивное мышление не разделяло объективного и субъективного. Скажем, снежная лавина, сошедшая на того или иного человека, рассматривалась не как естественное явление, не контролируемое человеком, но как наказание за человеческие грехи.
Осознав своё мышление, человек начинает понимать, что его опыт ограничен. Из этой идеи возникает новая пара категорий. Трансцендентное бытие (дословно с латинского — запредельное, находящееся за границей) — мысль для обозначения части мира, которую мы не можем адекватно описать с помощью терминов нашего мышления или сенсорного опыта. Примером полностью трансцендентного объекта для религиозной философии является Бог, которого мы не можем понять с помощью сравнения ни с миром чувственного опыта, ни с помощью мышления. Мышление является трансцендентным для нашего чувственного опыта. Имманентное (внутренне присущее) бытие — часть мира, которую мы можем вполне адекватно описать в терминах нашего опыта.
Последняя пара категорий, без которых невозможно представить современную науку, — сущность и явление. Мы не можем "схватить" мир таким, каков он есть, мы воспринимаем мир в соответствии с нашими чувственными способностями и структурами мышления. Таким образом, мир как бы является нам, предстаёт как совокупность феноменов. Явления — характеристики мира, которые существуют по причине существования нашего особого способа восприятия мира. Сущность же, напротив, нечто такое, без чего предмет не может существовать или мыслиться.
Названные категории отнюдь не исчерпывают понятийный багаж онтологии, однако дают представление о том, как философия познает мир.
Занятие 8