Целесообразность развития
Целевые отношения – это один из видов объективных отношений в процессе развития. Исследователи различают разумные цели, которые сопровождают всю человеческую деятельность и объективную целесообразность.
В природе нет разумных целей. Однако понятие «цель» имеет объективное содержание. Под объективными целевыми отношениями понимают согласованность и соответствие элементов системы друг другу и внешней среде. Для обозначения этих отношений используют термины «целенаправленность» развития, «целесообразность» и «телеономичность».
& В обобщённом виде целесообразность может быть определена как соответствие какого-либо явления или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию.
В теориях систем под целесообразностью понимают соответствие элементов внутри системы друг другу и системе в целом, а также соответствие структуры системы внешней среде. Такая целесообразность проявляется во внутрисистемных отношениях, предполагающих слаженность функционирования и строения организма, и в межсистемных связях и взаимодействиях.
В эволюционной биологии целесообразными считаются те живые организмы, которые выживают в условиях изменяющейся среды обитания.
Таким образом, следует разграничивать сознательно поставленную цель и «цель» как конечное состояние, завершающее определённый процесс. Понятие «цель», следовательно, имеет два аспекта:
- цель как некая идеальная программа действий;
- цель как объективное направление действия, как конечный результат определённого направления процесса.
Для разграничения этих двух аспектов существует понятие «телеономия», которым принято обозначать именно второй аспект целесообразности.
Развитие таких сложных систем, как живые организмы и тем более общество, всегда направлено к определённой «цели». В данном случае в качестве цели рассматривается некоторое конечное состояние системы, будущий результат процесса. В процессе индивидуального развития такой целью может являться, например, выживание (самосохранение), в эволюции – выработка новых приспособительных механизмов и преобразование вида.
Направленность любого развития включает в качестве важнейшей составляющей некоторую целесообразность или телеономичность развития.
В современной философии и науке существуют две общепризнанные теории, в которых рассматриваются вопросы самоорганизации и саморазвития бытия: диалектика и синергетика.
Исторически первой была диалектическая теория. О диалектике мы говорили подробнее в гл.1, 2.4 и 2.5.
В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде философской теории, синергетика возникла как одна из концепций физике в последней трети XX в., а затем приобрела мировоззренческий статус. Основоположниками синергетики считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Термин «синергетика» происходит от греческого «sinergia» - сотрудничество, содействие. Синергетика является наиболее общей на данный момент теорией самоорганизации и изучает закономерности этих явлений во всех типах материальных систем.
Помимо перечисленных в предыдущих разделах атрибутивных свойств материи, в синергетике выделяется еще одно – способность к самоорганизации.
Исходный принцип синергетики – различие процессов в открытых и закрытых системах. В замкнутых системах вектор протекания процессов направлен от упорядоченности через равновесное состояние к хаосу. В открытых системах наблюдаются обратные процессы, когда при определенных условиях из хаоса самопроизвольно возникают новые упорядоченные структуры. Основными характеристиками процессов в замкнутых системах являются равновесность и линейность, в открытых – напротив, неравновесность и нелинейность. В отличие от классической науки, рассматривавшей закрытые системы как абсолютный тип упорядоченности мира, синергетика в качестве предмета своего изучения выбирают открытые системы. По мнению создателей синергетической теории, именно открытые системы являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.
Главное свойство открытых систем – неустойчивость. Опираясь на это знание, синергетика предлагает следующее объяснение механизма возникновения порядка из хаоса. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, все ее элементы ведут себя независимо друг от друга и на создание упорядоченных структур не способны. В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднозначным. Та точка, в которой проявляется неоднозначность изменений, называется точкой бифуркации (разветвления). В точке бифуркации изменяется роль внешних для системы влияний: ничтожно малое воздействие приводит к значительным и даже непредсказуемым последствиям.
Таким образом, под влиянием энергетических взаимодействий с окружающей средой в открытых системах возникают так называемые эффекты согласования, когда различные элементы начинают вести себя в унисон друг с другом. Такое согласованное поведение синергетика называет когерентным. Как следствие, происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса новых структур. После возникновения новая структура, в синергетике ее называют диссипативной, включается в дальнейший процесс самоорганизации материи. Таким образом, внешние воздействия оказываются фактором внутренней самоорганизации других систем и т.д. Сами процессы самоорганизации характеризует нелинейность, наличие обратных связей, открывающих большие возможности управляющего воздействия.
Синергетический подход позволяет ответить на вопрос, почему вопреки действию закона энтропии мир демонстрирует высокую степень организованности и порядка, т.е. синергетика последовательно опровергает теорию тепловой смерти Вселенной. Кроме того, поскольку синергетика утверждает, что законы самоорганизации действуют на всех уровнях бытия, это позволяет преодолеть разрыв между живой и неживой природой. И. Пригожин в книге «Порядок из хаоса» утверждает, что синергетический взгляд на мир меняет наше представление о случайности и необходимости, необратимости материальных процессов, трансформирует привычное представление о времени, позволяет иначе понять характер и сущность энтропийных процессов, то есть радикально меняет стиль мышления о реальности.
Тренировочное задание
1. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «субстанция»? Объясните, почему.
2. Покажите на историко-философском материале, как понимание материи связано с уровнем развития естественных наук.
3. Чем ленинское определение материи принципиальным образом отличается от всех предшествующих?
4. Распределите перечисленные ниже процессы по трем классам движения: теплота, обмен веществ, взаимопревращение молекул, производственные отношения, звук, телефонный разговор, радиоактивные излучения, информационное отражение, война, деление клеток, кристаллизация.
5. В чем, с вашей точки зрения, состоит атрибутивность пространства-времени и движения?
Тестовое задание
1. Понятием «бытие» фиксируется проблема:
а) существования;
б) материальности мира;
в) человека;
г) познания.
2. Слово «материя» с латинского – это:
а) природа;
б) объективная действительность;
в) вещество;
г) первоначало.
3. Субстратное понимание материи характерно для философии:
а) марксизма;
б) античности;
в) современности;
г) средневековья.
4. Субстанцией называют:
а) материю;
б) атомы;
в) однородное начало;
г) неизменную основу вещей.
5. Когда материю стали понимать как философскую абстракцию для обозначения объективной реальности?
а) на рубеже XIX-XX вв.;
б) в XVIII в.;
в) на рубеже XX-XXI вв.;
г) в античности.
6. Кто является автором гипотезы супернеявного порядка?
а) А. Эйнштейн;
б) Д. Бом;
в) П. Девис;
г) Р. Декарт.
7. Кто высказал предположение о существовании «психического космоса», существующего за пределами чувственного восприятия человека?
а) А. Гут;
б) Демокрит;
в) Тейяр де Шарден;
г) А. Эйнштейн.
8. Какой вклад внёс А. Эйнштейн в представления о пространстве и времени?
а) показал их независимость друг от друга;
б) доказал трёхмерность материального мира;
в) подтвердил представления Ньютона;
г) связал в единый континуум.
9. Движение в самом общем смысле слова – это:
а) любое изменение;
б) пространственное перемещение;
в) переход от низшего к высшему;
г) изменение формы тела.
10. Какое из перечисленных ниже образования является суммативной системой?
а) Пассажиры автобуса;
б) трудовой коллектив;
в) Солнечная система;
г) научная теория.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение понятиям дуализм, плюрализм, монизм.
2. Что такое субстанция?
3. В чем суть субстратного понимания материи?
4. Как повлияла на философское понимание материи революция в естествознании конца XIX - начала XX вв.?
5. Дайте ленинское определениематерии.
6. Что такое атрибут?
7. Что понимают под неисчерпаемостью материи?
8. Каково строение материи с точки зрения современной науки?
9. Дайте понятия экстенсивной и интенсивной бесконечности материи.
10.Как изменялись представления о пространстве и времени в истории науки и философии?
11. Дайте общие определения пространства и времени.
12. Какое значение имела теория относительности А.Эйнштейна для понимания пространства и времени?
13. Как вы понимаете четырехмерность материального мира?
14. Приведите примеры различных видов пространства-времени.
15. Какие концепции движения существовали в истории философии?
16. Дайте понятие движения.
17. Каково соотношение покоя и движения?
18. Назовите свойства движения.
19. Что является основой для выделения различных форм движения?
20. На какие классы можно подразделить формы движения?
21. Приведите примеры движения из различных классов.
22. Охарактеризуйте особенности биологической формы движения.
23. Дайте понятие системности.
24. Что означает структурность материального мира?
25. Определите понятие «система».
26. Что определяет качество системы: элементы или структура?
27. Назовите основные типы систем.
28. Что такое развитие?
29. Что включает в себя направленность развития?
30. Назовите основные типы и формы развития.
31. Дайте понятие целесообразности.
32. Что такое телеономия?
33. Что изучает синергетика?
34. Когда возникла синергетика и кого считают её основоположником?