Материал к теме № 8. Немецкая классическая философия
Цель лекции:изучить основные направления и общие методологические принципы построения немецкой классической философии второй половины XVIII – начала XIX веков: трансцендентальный идеализм, философию тождества и логики, антропологизм, рационализм, диалектику, историзм. Показать роль НКФ в последующем развитии философской мысли XIX – XX веков.
Основные вопросы
1.Общая характеристика содержания и проблематики немецкой
классической философии.
2.И. Кант – основоположник немецкой классической философии.
Трансцендентальный идеализм, агностицизм и дуализм Канта.
3. Субъективный идеализм Фихте.
4. «Философия тождества» Шеллинга.
5. Философская система, метод и диалектика Гегеля.
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Ключевые слова и понятия: трансцендентальный идеализм, докритический и критический периоды, агностицизм, дуализм, категорический императив, мир «явлений», мир «вещей в себе», априорное знание, апостериорное знание, субъективный идеализм, философия тождества мышления и бытия, Мировой дух (Абсолютная идея), диалектика, антропологическая философия, религия любви.
1.Общая характеристика содержания и проблематики немецкой классической философии. К немецкой классической философии (НКФ) конца ХУ111-Х1Х вв. относят И. Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л. Фейербаха. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм. НКФ– это особый этап развития философии, является высшим достижением западной философии Нового времени. Марксизм как часть немецкой классической философии будет рассмотрен отдельно. НКФ представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: 1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Мыслители полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. 2. НКФ повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности. 3. Все представители НКФ относились к философии как специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. Например, в качестве философских дисциплин. 4. Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики, достигшей свой завершенности в работах Гегеля, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Немецкая классическая философия подчеркивала роль философии в разработке гуманистических проблем и предприняла попытку осмыслить человеческую жизнедеятельность. Вслед за идеями французских просветителей XVIII в., НКФ провозгласила человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Будучи идеологическим выражением взглядов прогрессивной буржуазии, эпохи ломки феодальных отношений конца 18 - первой половины 19 в., НКФ представляла собой своеобразное обобщение опыта буржуазных революций, к тому времени уже миновавших вершины своей революционности (англ. и фр. революции). Отсюда, и ярко выраженные компромиссные тенденции НКФ, усиленные условиями тогдашней Германии (феодальная раздробленность, относительная слабость буржуазии и т. д.). Как следствие этого, стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно-теоретической, или абстрактно-чувственной. Теоретическими источниками НКФ были крупнейшие достижения предшествующего духовного развития всего человечества, в частности, идейное наследие фр. и нем. Просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистические линии философов Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозы, Гассенди и других. НКФ была представлена почти всеми основными философскими течениями, как дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Шеллинга, Гегеля и материализм Фейербаха. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, НКФ является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все ее системы логически вытекают одна из другой. Так, внутреннее противоречие философской системы Канта, заключающееся в признании объективно существующей „вещи в себе" и отрицании возможности ее познания, породило попытку его преодоления в рамках субъективного идеализма Фихте, а затем объективного идеализма Шеллинга и Гегеля. Идеалистические системы их основаны на принципе тождества субъекта и объекта, идеального и реального. Если „у Канта познание разгораживает (разделяет) природу и человека..." (Ленин В. И., т. 29, с. 83), то у Гегеля реальность соответствует понятию, его категориям и законам. Вместе с тем, последние берутся у Гегеля в движении, саморазвитии, что позволило ему угадать в диалектике понятий – диалектику вещей. Однако идеализм Гегеля, абсолютизация мышления и его истории, т. е. замыкание мышления на само себя, в конечном счете, и породили коренной порок его системы - диалектическое развитие стало, по существу, движением по замкнутому кругу. Выступив с критикой гегелевского идеализма, Фейербах отбросил абсолютную идею, а вместе с нею и диалектику духовного развития человечества, видя в ней лишь совокупность различных, нередко иллюзорных (отчужденных) форм проявления сущностных сил человека. Мышление, сознание он свел к чувственному созерцанию, а сущность человека - к чувственной природной основе. Отказ от идеи развития, созерцательность Фейербаховского материализма обусловили его непоследовательность, сказавшуюся в идеалистическом толковании истории. Всем ходом своего развития НКФ показала, что наиболее полное, глубоко научное философское осмысление мира и человека может быть осуществлено лишь на материалистической основе с использованием всех достижений НКФ, особенно ее диалектики. Именно это обстоятельство и позволило НКФ стать одним из основных источников марксизма.