Индуктивная логика Бэкона как теоретическое обоснование экспериментального метода

Фрэнсис Бэкон — английский философ и государственный деятель.

Хотя большая часть жизни Бэкона (а при другом подходе — и вся) протекала внутри условных хронологических рамок эпохи Возрождения, в силу характера его учения он считается первым философом Нового времени.

Теология и философия (наука). Бэкон резко противопоставлял теологию и философию (науку). Это две совершенно различные сферы знания, и ни одна не должна вмешиваться в дела другой, т.е. он выступал сторонником теории «двух истин».

Практическая польза науки. Бэкон отмечал, что открытие книгопечатания, пороха и компаса полностью изменило положение дел соответственно в литературе, военном деле и навигации; эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленных изменений во всех других сферах человеческой деятельности. Ни одна империя, ни одна секта, ни одна звезда не произвели на человечество большего влияния. Но, изучая историю культуры, мы видим, что на протяжении всей человеческой истории наука оказывала весьма слабое влияние на повседневную жизнь. Это необходимо изменить

Заблуждения человеческого ума.Развитию науки мешают различные заблуждения человеческого ума, т.е. искаженные образы действительности; Бэкон называет их «идолами» или «призракам. Выделяя четыре типа таких заблуждений

1. Идолы рода - Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой;

2. Идолы пещеры - Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры.

3. Идолы рынка - Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей.

4. Идолы театра - Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей.

Только освободившись от этих «идолов», можно продвигаться вперед по пути развития науки, которая, по словам Бэкона, есть «дочь времени», а не «дочь авторитетов».

Индуктивный метод. Базироваться наука должна на опыте, на эксперименте. Он сформулировал и развил индуктивный метод познания, по которому общие законы науки должны выводиться из результатов конкретных экспериментов (т.е. от частного к общему).

Конкретизируя применение индуктивного метода, Бэкон предложил использовать систему таблиц: (т. присутствия, т. отсутствия, т. степеней)

Чтобы получить новое знание о каком-нибудь явлении природы, например о тепле, мы должны начать с составления «таблицы присутствия», в котором перечисляются все известные нам свойства и объекты природы, в которых присутствует тепло (солнечный свет, метеориты и т.д.). Затем перейдем к составлению «таблицы отсутствия», где перечисляются свойства, сходные с первыми, но в которых отсутствует тепло (лунный свет, блуждающие огни и т.п.). Следующий шаг состоит в составлении «таблиц степеней», где одно и то же свойство (в данном случае тепло) представлено в различной степени (свет солнца и свет костра и т.п.). Теперь, задавая правильные вопросы, можно постичь природу тепла. Например, спросим: является ли тепло только небесным феноменом? Нет, из таблицы присутствия видно, что тепло присуще как небесным, так и земным объектам. Все ли небесные тела обладают теплом? Нет, мы видим, что Луна им не обладает, и т.д.

Онтология. Онтология в целом развивается Фр. Бэконом в русле перипатетизма: все природные объекты считаются состоящими из материи и форм.

Социальная философия. Бэкон был сторонником абсолютной монархии и сильного централизованного государства. Он критикует дворянство за его бесполезность. Народ — это постоянный источник смуты, но причина мятежей лежит в великом голоде и великом недовольстве, а последнее вызывается разорением, нуждой, большими налогами и т.п. «Излечить» эти бедствия можно путем развития промышленности и торговли, облегчения пошлин и налогов, обуздания роскоши.

14. Г. Галилей и его роль в становлении науки Нового времени

Галилео Галилей(1564–1642) – итальянский ученый, основатель экспериментально-теоретического естествознания.

Эксперимент – планомерное изолирование, регулирование и варьирование условий для изучения явлений, которые зависят от них, с помощью наблюдений, на основании которых складывается знание регулярности и закономерностей наблюдаемого явления. Основателем экспериментального знания называют Галилео Галилея, а вслед за ним Френсиса Бэкона.

Галилей был на стороне рационализма и считал, что мир можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума.

Галилей занимался вопросами механики, открыл некоторые ее фундаментальные законы, свидетельствовавшие о том, что существует естественная необходимость.Ученый явился основателем динамики как науки о движении физических тел. Галилео являлся одним из крупнейших астрономов своего времени. Благодаря своей экспериментальной науке он изобрел телескоп, с помощью которого обнаружил фазы в движении Венеры, пятна на солнце, кольца Сатурна, скопления Млечного пути, спутник юпитера (Медичи) и другие явления космоса.

Его эксперименты шли вразрез с теологическим учением и подводили мир под гелиоцентрическую картину. Галилей признавал существование Бога, но считал, что после сотворения мира Творец отошел в сторону и не вмешивался в его дальнейшее развитие. Такая точка зрения называется деизм.

Галилей предлагал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные природные причины объяснения явлений.

Своей основной задачей Галилео Галилей считал прежде всего объяснять природу и ее законы с позиций науки. Мыслитель сформулировал основные принципы механистического материализма.По мнению Галилея, законы природы имеют принудительную силу для всех людей. Мир со своей безграничностью открыт для познания.

Истина, согласно Галилею, представляет собой интенсивный бесконечный процесс углубления человеческой мысли в объект познания.

По мнению Галилея, все явления можно свести к их точному количественному соотношению, поэтому в основе всех наук лежат математика и механика.

Он являлся пропагандистом опыта как пути, который может привести к истине. Галилео утверждал, что к истине могут привести два метода:

– резолютивный (разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие);

– композитивный (осмысление явления как целостности).

Галилей был родоначальником основы естественной науки Нового времени, он предложил эксперимент как основу научного познания.

В отличие от опытов, проводившихся многими учеными до Галилея, эксперимент предполагает:

– вычленение в реальном объекте идеальной составляющей (при проецировании на реальный объект теории);

– перевод техническим путем реального объекта в идеальное состояние, т. е. полностью отображаемое в теории.

Опыты, как они понимаются в эмпирической традиции, начинающейся с Бэкона, дают некий исходный эмпирический материал. А с помощью эксперимента реализуются научные «идеальные объекты»: идеальное движение в пустоте, идеальный газ и др.

16. И.Ньютон и его роль в становлении классической науки

Биографические сведения. Исаак Ньютон (1643—1727) — выдающийся английский физик, астроном, математик и философ. Родом из небогатой семьи фермера, он окончил Кембриджский университет (1666), получив степень бакалавра. С 1667 г. Ньютон преподавал в университете: сначала оптику, а затем, получив степень магистра, — физику и математику (кафедра натуральной философии). В 1672 г. избран членом Королевского общества1 (за исследования в области оптики и построенный им зеркальный телескоп). В 1687 г. вышла в свет его работа «Математические начала натуральной философии», благодаря которой завершилась научная революция, начавшаяся в эпоху Возрождения: возникла классическая физикаи на ее базе — новая картина мира (ньютоно-картезианская). В начале 1690-х гг. в доме, где жил Ньютон, произошел пожар, в котором погибли все его рукописи. Эта трагедия, наложившись на многолетнюю усталость и нервное переутомление, привела к тому, что в дальнейшем Ньютон наукой практически не занимался. В 1696 г. Ньютон был назначен смотрителем английского Монетного двора, а в 1699 г. — его управляющим, из-за чего вынужден был переехать из Кембриджа в Лондон и оставить преподавательскую работу. Он дважды избирался членом парламента, но активного участия в его работе никогда не принимал2. В 1703 г. его избрали президентом Королевского общества. Ньютон (параллельно с Лейбницем) создал интегральное и дифференциальное исчисление; совершил ряд открытий в оптике; созданная им теория — классическая механика — стала образцом для научных теорий Нового времени.

Основные труды. «Новая теория света и цветов» (1672), «Математические начала натуральной философии» (1687, второе издание в 1713 г.), «Оптика» (1704, второе издание в 1717 г.). После его смерти изданы «Наблюдения над пророчествами Даниила и Апокалипсисом св. Иоанна».

Индуктивная логика Бэкона как теоретическое обоснование экспериментального метода - student2.ru

Философские воззрения. Онтология. В ньютоновской картине мира природа оказывается огромным механизмом (типа часов). Все природные тела состоят из мельчайших неделимых частиц — корпускул (атомов), движущихся или покоящихся в пустоте (пространстве). В основе всего происходящего в мире лежит закон всемирного тяготения: сила притяжения прямо пропорциональна массе тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними, или точнее: где F — сила притяжения, G — гравитационная постоянная, m1 и m2 — массы двух тел, a D — расстояние между этими двумя телами. По Ньютону, сила тяготения действует через пустоту. О природе силы тяготения Ньютон говорил, что выяснить это ему не удалось, а «гипотез я не измышляю». Движение всех частиц и состоящих из них тел подчиняется трем законам механики.

Первый закон (закон инерции). Всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят этого состояния.

Второй закон. Произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе, а направление ускорения совпадает с направлением силы.

Третий закон. Действию всегда соответствует равное противодействие, или в другой формулировке: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны. Целесообразное устройство природы, мировая гармония в ней с очевидностью свидетельствуют о наличии премудрого и всемогущего Господа Бога — создателя этого мира. Но о Нем мы ничего не можем утверждать, помимо того, что Он существует.

Однако проблемы теологии Ньютона все-таки интересовали. В конце жизни он увлекся истолкованием библейских пророчеств.

Учение о пространстве и времени. Движение всех тел происходит в пространстве и времени. Ньютон ввел понятия абсолютного и относительного пространства и времени.Относительное пространство — это расстояние между телами, которое мы можем измерять с помощью измерительных инструментов (линеек, метров и т.п.), а относительное время — это время между различными событиями, которое мы можем измерять с помощью часов. Абсолютное пространство и время — это скорее математические абстракции, чем нечто реально существующее. Они совершенно не взаимодействуют с материальными телами, не оказывают на них никакого влияния и сами не испытывают влияния. Они однородны и бесконечны (пространство — по трем направлениям, т.е. в длину, глубину и ширину, а время — по одному, т.е. от прошлого к будущему). Поясняя представления Ньютона об абсолютном пространстве, можно предположить, что это пространство как бы размечено декартовой сеткой координат, и все перемещения тел могут быть отслежены на фоне этой сетки. Но отследить их может только некий Абсолютный наблюдатель (Господь Бог).

Научный метод. Ньютон резко противопоставил подлинную науку натурфилософии, широко распространенной в его время. Он выступил против домыслов натурфилософов и метафизиков, изобретающих многочисленные сущности и силы для объяснения природы (и, в частности, против умозрительной теории вихрей Декарта). Ньютон считал, что на смену фантазиям и догадкам должен прийти строгий научный метод исследования природы, опирающийся на опыт. Научные законы устанавливаются путем индукции, обобщающей данные обобщены в систему согласованных теоретических знаний. Из известных законов теперь уже Дедуктивным путем могут быть получены новые конкретные знания (схема 106). Развивая научную методологию, он предложил свою систему «правил для философского рассуждения», причем у Ньютона (в отличие от Декарта) это правила, тесно связанные со структурой бытия — «онтологическими допущениями».

1. Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений (бритва Оккама). (простота природы: природа ничего не делает напрасно, она проста и не роскошествует излишними причинами вещей)

2. Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять одними и теми же причинами. (единообразие природы)

3. Свойства тел, не допускающих ни постепенного увеличения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные. (единообразие)

4. В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы, до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления, благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям. (единообразие и простота)

18. Естественные науки классического периода и их философское обоснование

Классический период развития науки приходится на время зрелого капитализма. В промышленности наблю­дается переход к крупному машинному производству, сво­бодная конкуренция достигает апогея, растет пролетариат, обостряются классовые противоречия. Конец этого периода знаменуется установлением промышленных монополий и финансовой олигархии.

1. Наука превращается в идеологию.Наиболее отчетливо это выразилось в представлениях, сло­жившихся в XVIII столетии, в век Просвещения. В этот период ученые расстаются с романтическими иллюзиями бэконианской идеологии науки. Образ «плодо­носной» науки, сослуживший добрую службу на первых порах ее институционализации, стал в какой-то мере тормо­зом па пути развития теоретического знания. Поэтому уче­ные в этот период в большей мере пропагандируют образ «светоносной» науки и идею самоценности научной истины. В условиях нарастающей дифференциации науки ученые весьма озабочены поиском консенсуса для поддержания вы­сокого статуса научных исследований. Если прежде господствовал взгляд на научные знания как на то, что доступно только избранным и открывает им путь к благу, то просветители существенно раздвинули рамки социального воздействия науки. Видя в невежестве и суевериях основной источник всех пороков и зол в обществе, они считали распространение научных знаний среди широких слоев населения решающим средством достижения социальной справедливости и разумного общественного устройства.

В начале XIX века, в связи с общим разочарованием в ито­гах Великой Французской революции, идеи Просвещения стали терять свои позиции. Однако укоренившееся на их основе пони­мание научного знания как самоценного и общественно значи­мого блага надолго осталось широко разделяемой предпосылкой, исходя из которой обсуждалась социальная роль науки.

Иначе говоря, расширение объема научного знания пред­ставлялось целью, не требующей какого-либо внешнего оправда­ния. В качестве едва ли не бесспорной ценности выступал и прин­цип свободы научных исследований. Всякое выступление против этих установок воспринималось как голос обскурантизма.

Нередко дело доходило до абсолютизации культурно-мировоззренческих возможностей науки. Утверждалось, в частности, что только научное, а точнее — только естественнонаучное знание может служить надежным ори­ентиром в человеческой деятельности. Тем самым принижалась или вообще отрицалась мировоззренческая значимость религии, философии, искусства. Впоследствии на этой почве возник сциентизм — мировоззренческая позиция, считающая науку высшей формой культуры, своего рода сверхценностью, и третирующая все, что выходит за рамки научной строгости и рациональности.

С течением времени культурно-мировоззренческая роль нау­ки становится все более заметной, и сегодня она весьма и весьма внушительна. Вместе с тем сегодня с предельной ясностью обозначилась и ущербность односторонней ориентации на науку в мировоззренческом плане, необходимость единства науки с другими формами культуры, хотя реальное достижение такого единства — далеко не простая задача. Важно также иметь в виду и то, что в современных условиях

осуществление культурно-мировоззренческой функции — лишь один из каналов воздействия науки на общество.

Поэтому ориентация исключительно на эту функцию ведет к односторонности в понимании их взаимоотношений.

2.В этот период, как отмечал Ф. Энгельс, естествознание в целом переходит от фазы собирания, накопления отдель­ных фактов к созданию фундаментальных теорий, отражаю­щих процессы и связи в неживой и живой природе. Славу этого периода составляет классическая механика, получив­шая в трудах Эйлера, Лагранжа, Якоби филигранную от­делку. Больших успехов достигает математика, Фарадей и Максвелл создают классическую электродинамику, биоло­гия увенчивается теорией Дарвина, закладываются основы экспериментальной физиологии, химия после открытий Ла­вуазье расстается с последними остатками аристотелеанства.

3. На классическом этапе окончательно закрепляется орга­низация науки по дисциплинарному принципу. Вместо одной науки, названной Бэконом естественной философией, возни­кает множество специальных наук. Если романтический этап — время ученых-энциклопедистов, то XIX в. знаме­нует приход в науку ученых-специалистов.

4. Происходит ре­форма образования в университетах, возникают политехни­ческие институты. Уже в XVIII в. возникли новые формы организации научной деятельности в области техники — прежде всего инженерные общества и высшие технические школы, а академии наук сконцентрировались на фундаментальных научных проблемах. Технические школы, предназначенные для подготовки инжене­ров по разным специальностям, почти одновременно возникают во Франции, Германии и России. Появляются и первые учебники для этих школ. Однако преподавание научных дисциплин в них было еще весьма элементарным. В 1720 г. во Франции был открыт ряд военно-инженерных учебных заведений для подготовки специалистов по фортификации и артиллерии, а также Корпус инженеров путей сообщения, а в 1747 г. - Школа мостов и дорог. Важную роль играла основанная в 1748 г. Мезьерская военно-инженерная школа, отделение кондукторов в которой закончил известный французский ученый и инженер Гаспар Монж, сыгравший огромную роль в развитии высшего технического образования. Это отделение готовило мастеров и производителей работ, его ученики изучали элементы алгебры и геометрии, черчение, изготовляли модели различных систем сводов, нужные для создания прочных фортификационных сооружений. Позже Монж сам стал профессором этой школы и преподавал математику, механику, физику. В Германии инженерные школы возникли несколько позже: в Берлине в 1799 г. основана Строительная академия, в 182) г. - Ремесленный институт; политехнические школы появляются одна за другой в Карлсруэ, Мюнхене, Дрездене, Ганновере и Штутгарте. В 1815 г. основан Политехнический институт в Вене. Открытие военно-инженерных учебных заведений оказало сильное воздействие на развитие промышленности, подгото­вив новые высококвалифицированные и научно образованные инженерные кадры, что позволило Германии к концу XIX в. стать одной из наиболее развитых в промышленном отношении стран. Английские же инженеры в то время не интересовались теоретическими проблемами и игнорировали занятия математикой. В Англии в течение первых двух десятилетий XIX в. еще не было специальных технических учебных заведений, и хотя в течение долгого времени Англия считалась самой передовой в промышленном отноше­нии страной, отставание в области высшего технического образования обусловило, в конечном счете, и отставание в практической сфере. В результате английские инженеры вынуждены были признать, что Германия опередила их, и произошло это вследствие высокой научной подготовки немецких инженеров. Английские же инженеры были в это время самоучками, не обладавшими широкими научными знаниями. Лишь в 1841 г. в Лондонском университетском колледже были организованы три технические кафедры: по гражданскому строительству, механике и машиностроению.

В США первым техническим учебным заведением была Вест-Пойнтская военная академия, основанная в 1802 г, по решению Конгресса США. Бруклинский политехнический институт был открыт в 1854 г., Массачусетский технологический институт - в 1861 г.

Первой высшей технической школой, ориентированной на высо­кую научно-теоретическую подготовку студентов, стала Парижская политехническая школа, которая была основана в 1794 г. Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии. Здесь будущим инже­нерам начали систематически преподавать математику и теоретичес­кие основы естествознания. Первыми учениками этой школы были ставшие впоследствии известными учеными Пуансо, Био, Пуассон, Коши, Навье, Гей-Люссак. Парижская политехническая школа «стала центром развития математики и математического естествознания, заменив в этом отношении университеты. Она сумела сохранит!, ведущее место едва ли не до нашего времени, во всяком случае все крупные математики Франции XIX в. или окончили Политехническую школу. или принадлежали к корпорации ее преподавателей. В этом — большая заслуга Монжа, который основал школу на строгом фундаменте теории, и притом самой современной». Это тем более показательно и демонстрирует обратное плодотворное воздействие техники на раз­витие фундаментальной науки, что, по «идее Монжа, Политехничес­кая школа должна была готовить не профессоров математики, а инженеров различных специальностей, которые имели бы солидную научную и практическую подготовку».

Парижская политехническая школа скоро стала центром разви­тия математики и математического естествознания, а затем и при­кладной механики, а также образцом для создания таких высших технических школ в других странах — Германии, Испании, Швеции, США. Эти высшие учебные заведения постепенно зарекомендовали себя и как центры проведения научных исследований в области тех­нических наук. В России по образцу Парижской политехнической школы в 1809 г. был создан Институт корпуса инженеров путей сооб­щения, инициатором и начальником которого был ученик Г. Монжа, бывший профессор Парижской политехнической школы испанец А.А. Бетанкур. В 20—30-х гг. XIX в. Институт становится ведущим научным центром в области строительного искусства и науки.

К концу XIX в. научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее техническое, образование становится настоятельной необходимостью. Появляются и такие области инженерной деятель­ности, которые вообще немыслимы без глубоких научных исследова­ний. Да и от самих научных исследований общество начинает все более настоятельно требовать прикладных технических результатов. Возникла даже идея организации при физико-математических отде­лениях университетов технических отделений. Однако цели универ­ситетского и цели инженерного образования тогда резко различались: университеты должны были готовить ученых, преподавание же и тех­нических школах носило совсем иной, более практический характер. В то же время в важности теоретических исследований для инженер­ной практики были убеждены многие ученые и инженеры конца XIX в. Кроме того, творения инженера не должны противоречить законам природы, знание которых дает наука. Но это должны быть уже не­сколько иные научные исследования, которые проводятся в интересах техники, оставаясь в то же время теоретическими, и иные науки — технические, появившиеся именно в конце XIX — начале XX вв. Именно такого рода науки и исследования начинают развиваться в высших технических школах, которые становятся постепенно цент­рами не только научного образования инженеров, но и научного исследования в различных областях техники.

20. Философские аспекты современной космологии и космогонии

Слабый антропный принцип:то, что мы предполагаем наблюдать, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя. Сильный антропный принцип:Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель.

С глубокой древности и до начала нынешнего столетия космос считали неизменным. Звездный мир олицетворял собой абсолютный покой, вечность и беспредельную протяженность. Открытие в 1929 году взрывообразного разбегания галактик, то есть быстрого расширения видимой части Вселенной, показало, что Вселенная нестационарна. Экстраполируя процесс расширения в прошлое, сделали вывод, что 15-20 миллиардов лет назад Вселенная была заключена в бесконечно малый объем пространства при бесконечно большой плотности и температуре вещества-излучения (это исходное состояние называют «сингулярностью»), а вся нынешняя Вселенная конечна – обладает ограниченным объемом и временем существования.

Отсчет времени жизни такой эволюционирующей Вселенной ведут от момента, при котором, как полагают, внезапно нарушилось состояние сингулярности и произошел «Большой Взрыв». По мнению большинства исследователей, современная теория «Большого Взрыва» (ТБВ) в целом довольно успешно описывает эволюцию Вселенной, начиная примерно с 10-44 секунды после начала расширения. Единственной брешью в прекрасном сооружении ТБВ они считают проблему Начала – физического описания сингулярности. Однако и тут преобладает оптимизм: ожидают, что с созданием «Теории Всего Сущего», объединяющей все фундаментальные физические силы в единое универсальное взаимодействие, эта проблема будет автоматически решена. Тем самым построение модели мироздания в наиболее общих и существенных чертах благополучно завершится. Этот энтузиазм весьма напоминает настроения, царившие в физике на рубеже XIX-XX столетий, когда казалось, что строительство здания точных наук в основном приближается к концу и оставшиеся непроясненными несколько «темных пятен» (в частности, проблема излучения «черного тела», из которой родилась квантовая механика) общей картины не портят. По-видимому надежды, разделяемые нынешними сторонниками ТБВ, столь же иллюзорны. 15-20 миллиарда лет – так определяет сейчас наука возраст Вселенной. Когда человек не знал этой цифры, он не мог задаваться вопросом, которым он задается сегодня: что было до этой даты? До этой даты, утверждает современная космогония, вся масса Вселенной была сжата, была втиснута в некую точку, исходную каплю космоса.

Когда Вселенная пребывала в исходном точечном состоянии, рядом, вне ее не существовало материи, не было пространства, не могло быть времени. Поэтому невозможно сказать, сколько продолжалось это – мгновение или бессчетные миллиарды лет. Невозможно сказать не только потому, что нам это неизвестно, а потому что не было ни лет, ни мгновений – времени не было. Его не существовало вне точки, в которую была сжата вся масса Вселенной, потому что вне ее не было ни материи, ни пространства. Времени не было, однако, и в самой точке, где оно должно было практически остановиться.

Не обязательно, чтобы исходная точка – то «космическое яйцо», из которого родилась Вселенная, была заполнена сверхплотной материей, мыслима такая космологическая схема, в которой Вселенная не только логически, но и физически возникает из ничто, причем при строгом соблюдении всех законов сохранения. Ничто (вакуум) выступает в качестве основной субстанции, первоосновы бытия.

В свете новых космогонических представлений само понимание вакуума было пересмотрено наукой. Вакуум есть особое состояние вечно движущейся, развивающейся материи. На исходных стадиях Вселенной интенсивное гравитационное поле может порождать частицы из вакуума.

И снова необъяснимую аналогию этим представлениям современного знания находим мы у древних. О переходе вещества в иное состояние, даже об «исчезновении материи» в момент гибели Вселенной упоминал философ и богослов Ориген (II-III в.н.э.). Когда Вселенная возникает опять, "материя, – писал он, – вновь получает бытие, образуя тела …".

Нам неизвестно, почему, в силу каких причин это исходное, точечное состояние было нарушено и произошло то, что обозначается сегодня словами «Большой Взрыв». Согласно сценарию исследователей, вся наблюдаемая сейчас Вселенная размером в 10 миллиардов световых лет возникла в результате расширения, которое продолжалось всего 10-30 с. Разлетаясь, расширяясь во все стороны, материя отодвигала безбытие, творя пространство и начав отсчет времени. Так видит становление Вселенной современная космогония.

Если концепция о «Большом Взрыве» верна, то он должен был бы оставить в космосе своего рода «след», «эхо». Такой «след» был обнаружен. Пространство Вселенной оказалось пронизано радиоволнами миллиметрового диапазона, разбегающимися равномерно по всем направлениям. Это «реликтовое излучение Вселенной» и есть приходящий из прошлого след сверхплотного, сверхраскаленного ее состояния, когда не было еще ни звезд, ни туманностей, а материя представляла собой дозвездную, догалактическую плазму.

Теоретически концепция «расширяющейся Вселенной» была выдвинута известным ученым А.А.Фридманом в 1922-1924 годах. Десятилетия спустя она получила практическое подтверждение в работах американского астронома Э.Хаббла, изучавшего движение галактик. Хаббл обнаружил, что галактики стремительно разбегаются, следуя некоему импульсу, заданному в момент «Большого Взрыва». Если разбегание это не прекратится, будет продолжаться неограниченно, то расстояние между космическими объектами будет возрастать, стремясь к бесконечности. По расчетам Фридмана, именно так должна была бы проходить дальнейшая эволюция Вселенной. Однако при одном условии – если средняя плотность массы Вселенной окажется меньше некоторой критической величины (эта величина составляет примерно три атома на кубический метр). Какое-то время назад данные, полученные американскими астрономами со спутника, исследовавшего рентгеновское излучение далеких галактик, позволили рассчитать среднюю плотность массы Вселенной. Она оказалась очень близка к той критической массе, при которой расширение Вселенной не может быть бесконечно. Обратиться к изучению Вселенной посредством исследования рентгеновских излучений пришлось потому, что значительная часть ее вещества не воспринимается оптически. По крайней мере 50% массы нашей Галактики мы «не видим», писал журнал английских ученых «New Scientist». Об этом не воспринимаемом нами веществе свидетельствуют, в частности, гравитационные силы, которые определяют движение нашей и других галактик, движение звездных систем. Вещество это может существовать в виде «черных дыр», масса которых составляет сотни миллионов масс нашего Солнца, в виде нейтрино или других каких-то неизвестных нам форм. Не воспринимаемые, как и «черные дыры», короны галактик могут быть, считают некоторые, в 5-10 раз больше массы самих галактик.

Предположение, что масса Вселенной значительно больше, чем принято считать, нашло новое весьма веское подтверждение в работах физиков. Ими были получены первые данные о том, что один из трех видов нейтрино обладает массой покоя. Если остальные нейтрино имеют те же характеристики, то масса нейтрино во Вселенной в 100 раз больше, чем масса обычного вещества, находящегося в звездах и галактиках.

Это открытие позволяет с большей уверенностью говорить, что расширение Вселенной будет продолжаться лишь до некоторого момента, после которого процесс обратится вспять – галактики начнут сближаться, стягиваясь снова в некую точку. Вслед за материей будет сжиматься в точку пространство. Произойдет то, что астрономы обозначают сегодня словами «Схлопывание Вселенной».

Поворот течения времени, в масштабах Вселенной, аналогичен подобному же событию, происходящему на сжимающейся, «коллапсирующей» звезде. Условные часы, находящиеся на поверхности такой звезды, сначала должны будут замедлить свой ход, затем, когда сжатие достигнет критического гравитационного «горизонта событий», они остановятся. Когда же звезда «провалится» из нашего пространства-времени, условные стрелки на условных часах двинутся в противоположную сторону – время пойдет обратно. Но всего этого сам гипотетический наблюдатель, находящийся на такой звезде, не заметит. Замедление, остановку и изменение направления времени мог бы воспринять только некто наблюдающий происходящее как бы со стороны, находящийся вне «схлопывающейся» системы. Если наша Вселенная единственная и нет ничего вне ее – ни материи, ни времени, ни пространства, – то не может быть и некоего взгляда со стороны, который мог бы заметить, когда время изменит ход и потечет вспять.

Некоторые ученые считают, что событие это в нашей Вселенной уже произошло, галактики падают друг на друга, и Вселенная вступила в эпоху своей гибели. Существуют математические расчеты и соображения, подтверждающие эту мысль. Сторонники этой точки зрения вспоминают в этой связи одно из «темных мест» Платона. В диалоге «Политик» Платон говорит о времени, которое некогда внезапно «потекло вспять», о странных космических явлениях, сопровождавших это событие. Многие века это сообщение не поддавалось расшифровке, пока в современной космогонии не появились данные, позволяющие попытаться понять его с позиций сегодняшнего знания.

Что произойдет после того, как Вселенная вернется в некую исходную точку? После этого начнется новый цикл, произойдет очередной «Большой Взрыв», праматерия ринется во все стороны, раздвигая и творя пространство, снова возникнут галактики, звездные скопления, жизнь. Такова, в частности, космологическая модель американского астронома Дж.Уиллера, модель попеременно расширяющейся и «схлопывающейся» Вселенной. Известный математик и логик Курт Гёдель математически обосновал то положение, что при определенных условиях наша Вселенная действительно должна возвращаться к своей исходной точке с тем, чтобы потом опять совершить тот же цикл, завершая его новым возвращением к исходному своему состоянию. Этим расчетам соответствует и модель английского астронома П.Дэвиса, модель «пульсирующей Вселенной». Но что важно – Вселенная Дэвиса включает в себя замкнутые линии времени, иначе говоря, время в ней движется по кругу. Число возникновений и гибели, которые переживает Вселенная, бесконечно. И снова – свидетельства прошлого. За тысячи лет до того, как современное логически выдержанное, рациональное знание пришло к этой картине мира, подобное представление устойчиво присутствовало в сознании древнего человека. Вселенная, писал шумерский философ и жрец Бероуз (III в.н.э.), периодически уничтожается и потом воссоздается снова. Из древнего Шумера эта концепция пришла в эллинский мир, Рим, Византию.

Наши рекомендации