Новое Время и Просвещение

1.6.1. Определяющее значение для формирования филосо­фии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;

б) формирование наук, в первую очередь, естественных;

в) становление абсолютной монархии;

г) подъем народного и революционного движения.

1.6.2. Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно оп­ределенно возрождала идеи:

а) Сократа;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Мора.

1.6.3. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины;

б) относительной истины;

в) недостижимой истины;

г) двойственной истины.

1.6.4. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки—это:

а) развитие человеческого духа и знаний о мире;

б) достижение славы и власти;

в) общественная польза и улучшение жизни людей;

г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.

1.6.5. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма;

г) позитивизма и прагматизма.

1.6.6. По Ф. Бэкону, эмпирия— это:

а) опыт, опирающийся на эксперимент;

б) изолированное чувственное восприятие;

в) форма, присущая самой вещи;

г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.

1.6.7. В «Новом Органоне» Ф. Бэкон опровергает:

а) диалектику Платона;

б) логику Аристотеля;

в) космологию Ньютона;

г) теологию Фомы Аквинского.

1.6.8. Основной рабочий метод Ф. Бэкона— это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция.

1.6.9. Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах» (или «при­зраках»), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом:

а) рода;

б) пещеры;

в) рынка;

г) театра.

1.6.10. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание — сила».

1.6.11. Рене Декарт писал: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или ес­ли при ее посредстве возникает нечто, что мы восприни­маем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называет­ся...»:

а) субстанцией;

б) формой;

в) материей;

г) движением.

1.6.12. Для Декарта оно не нуждается «... ни в каком мес­те и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:

а) абсолютное содержание;

б) реальное существование;

в) мыслящее Я;

г) очевидное явление.

1.6.13. По мысли Декарта, «материя»— «substantia extensa» и «духовная субстанция» — «substantia cogitas»:

а) находятся в тесной взаимозависимости;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной ис­ключает одновременное существование другой.

1.6.14. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость;

б) протяженность (распространенность);

в) вечность;

г) изменчивость.

1.6.15. Основным методом получения истинных и практи­чески полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез.

1.6.16. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

а) картезианством;

б) сенсуализмом;

в) реализмом;

г) деизмом.

1.6.17. В своем труде «Разыскание истины» последователь Декарта Никола Мачьбранш исходил из своеобразного дуа­лизма, в котором сосуществование духовного и материально­го определяется приоритетом:

а) разума, указывающего на недостатки чувственного познания;

б) души, сущностью которой является мышление;

в) чувств, которые способны исследовать вещи вне нас;

г) интуиции, соединяющей разум и чувства.

1.6.18. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:

а) диалектического материализма;

б) механистического естествознания;

в) объективного идеализма;

г) протестантской теологии.

1.6.19. Пьер Гассенди, развивая основы новоевропейского философского и научного мышления, переосмыслил античное наследие:

а) Фалеса;

б) Эпикура;

в) Аристотеля;

г) Анаксагора.

1.6.20.Томас Гоббс понимал истину как:

а) констатацию фактов и совокупность эмпирических по­знаний;

б) свойство наших суждений о вещах;

в) то, что принадлежит самим объектам и может быть познано нашими чувствами;

г) то, что дается в откровении или во врожденной интуиции.

1.6.21. С точки зрения Гоббса, акциденцией не является:

а) движение;

б) субстанция;

в) покой;

г) цвет.

1.6.22. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:

а) социальный упадок;

б) естественное состояние;

в) природное заблуждение;

г) психическое отклонение.

1.6.23. По Гоббсу, государство — это «великий Левиа­фан», началом рождения которого можно считать момент, когда:

а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;

б) старейшины убеждают соплеменников покориться вла­сти одного человека или группы людей;

в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знат­ных;

г) каждый человек добровольно отрекается от права вла­деть самим собой.

1.6.24. По мысли Гоббса, государство законы природы:

а) развивает и совершенствует;

б) дополняет;

в) заменяет законами общества;

г) непосредственно использует.

1.6.25. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня:

а) монархической;

б) демократической;

в) аристократической;

г) олигархической.

1.6.26. По мнению Джона Локка, душа человека— это:

а) частица мирового духа, познающая путем интуиции откровений;

б) вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания;

в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;

г) совокупность «врожденных принципов» мышления, ко­торые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.

1.6.27. Согласно Локку, основой всякого познания явля­ется:

а) ощущение;

б) мысль;

в) интуиция;

г) опыт.

1.6.28. Размышление, по Локку, это процесс:

а) формирования первичных ощущений внешнего мира;

б) происхождения рефлексий как идей внутреннего опыта;

в) создания идей на основе внешнего опыта при посредстве чувственных восприятий;

г) возникновения сложных идей на основе обобщения простых идей.

1.6.29. По представлениям Локка, в нашем понимании желтый цвет золота, его блеск, твердость, вес, ковкость и т. д. относятся к сущности:

а) номинальной;

б) реальной;

в) и номинальной, и реальной;

г) не относится ни к одной из них.

1.6.30. По мнению Локка, свобода человека:

а) абсолютна и никем не контролируема;

б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;

в) ограничена свободой других людей;

г) ограничена силой государства.

1.6.31. Впервые в философии политики Локк в своей рабо­те «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:

а) демократического централизма;

б) просвещенной монархии;

в) разделения властей;

г) общественного договора.

1.6.32. Спиноза применил в своей «Этике» необычный ме­тод изложения:

а) логический;

б) эмпирический;

в) геометрический;

г) семантический.

1.6.33. В основе философской системы Спинозы лежит учение о:

а) методе;

б) акциденции;

в) субстанции;

г) боге.

1.6.34. С точки зрения Гегеля, философия Спинозы есть объективация философии:

а) Лейбница;

б) Локка;

в) Бэкона;

г) Декарта.

1.6.35. Расположите пять частей «Этики» Спинозы в правильной последовательности:

а) О силе разума, или о человеческой свободе;

б) О Боге;

в) О происхождении и аффекте;

г) О природе и происхождении мысли;

д) О человеческой несвободе, или о силе аффектов.

1.6.36. С точки зрения Спинозы:

а) бог и субстанция (природа) — это одно понятие;

б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;

в) бог находится в природе, являясь ее творцом;

г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.

1.6.37. Спиноза использовал понятие «модус», которое оз­начает:

а) внешнюю причину;

б) единичную конечную вещь;

в) атрибут субстанции;

г) воздействие и связь.

1.6.38. По мысли Спинозы, модус есть природа:

а) творящая;

б) сотворенная;

в) вечная;

г) абстрактная.

1.6.39. Спиноза писал: «Не существует ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Таким об­разом, в природе существует:

а) полная анархия;

б) относительность движения;

в) жесткий детерминизм;

г) абсолютное предопределение.

1.6.40. В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал:

а) аффект;

б) необходимость;

в) произвол;

г) предопределение.

1.6.41. Спиноза был сторонником:

а) демократии;

б) аристократии;

в) просвещенной монархии;

г) абсолютизма.

1.6.42. «Монада» в учении Г. В. Лейбница— это:

а) единая субстанция;

б) простая субстанция;

в) духовный модус;

г) объективная акциденция.

1.6.43. Между монадами Лейбница существует:

а) множество отношений;

б) гармония;

в) полное отсутствие отношений;

г) постоянная борьба.

1.6.44. Монады у Лейбница между собой:

а) тождественны;

б) различны;

в) в чем-то схожи;

г) несопоставимы.

1.6.45. Монады высшей степени развития или монады-душ в учении Лейбница способны к:

а) рефлексии;

б) перцепции;

в) апперцепции;

г) индукции.

1.6.46. По теории Лейбница, в телах неживой природы со­держатся монады, обладающие:

а) перцепцией;

б) апперцепцией;

в) перцепцией и апперцепцией;

г) ощущениями и ясными представлениями.

1.6.47. Согласно теории «предустановленной гармонии» Лейбница, наш мир является:

а) единственно возможным;

б) лучшим из возможных;

в) худшим из возможных;

г) аналогичным всем другим.

1.6.48. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуа­лизма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме...»:

а) самих чувств;

б) самого разума;

в) случайного;

г) эмпирического.

1.6.49. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах» является:

а) философия;

б) физика;

в) логика;

г) этика.

1.6.50. В философии Джорджа Беркли «быть» означает:

а) существовать независимо от нашего сознания;

б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;

в) быть воспринимаемым ощущениями;

г) существовать в человеческом представлении.

1.6.51. Беркли отрицал существование:

а) материи;

б) Бога;

в) ощущений;

г) сознания.

1.6.52. С точки зрения Беркли, в мире действуют причины:

а) механические;

б) физические;

в) духовные;

г) материальные.

1.6.53. В своей теории Д. Юм утверждал, что между впечатлениями и идеями существуют отношения:

а) сходства и различия;

б) временного и пространственного сосуществования;

в) бесконечного творчества;

г) причинности.

1.6.54. Юм усматривал в деятельности человеческого ра­зума два вида отношений: «отношения идей» и отношения:

а) реальных вещей;

б) представлений;

в) впечатлений;

г) сущностей.

1.6.55. В своей основной работе Монтескье характеризо­вал их как «необходимые отношения, вытекающие из харак­тера вещей в самом широком смысле слова»:

а) причины;

б) законы;

в) субстанции;

г) идеи.

1.6.56. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся:

а) естественные;

б) международные;

в) политические;

г) гражданские.

1.6.57. По Монтескье, естественным доисторическим со­стоянием человечества был закон:

а) войны всех против всех;

б) мира всех со всеми;

в) общественного договора;

г) борьбы за существования.

1.6.58. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье по­ложило начало направлению:

а) духовного монизма;

б) географического детерминизма;

в) европейского гуманизма;

г) социального фатализма.

1.6.59. Вольтер понимал человека как существо:

а) природное;

б) политическое;

в) общественное;

г) экзистенциальное.

1.6.60. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

а) человек и бог;

б) бог и дьявол;

в) ученый и невежда;

г) мошенник и глупец.

1.6.61. Для Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство:

а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

г) сословное.

1.6.62. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей— это равенство:

а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

г) сословное.

1.6.63. Во введении к одной из своих работ Руссо писал: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю...»:

а) Бога;

б) философию;

в) добродетель;

г) культуру.

1.6.64. Руссо впервые выявил социальную обусловленность науки и культуры, обнаружив, что развитие культуры фор­мирует у человека потребности:

а) естественные;

б) искусственные;

в) необходимые;

г) материальные.

1.6.65. Руссо считал единственно справедливым правите­лем общества и сувереном:

а) просвещенного монарха;

б) избранного президента;

в) объединенный народ;

г) парламент.

1.6.66. Руссо писал: «...силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, мо­жет руководить лишь...»:

а) общая воля;

б) воля представителей;

в) мудрый правитель;

г) здравый смысл.

1.6.67. Согласно Руссо, посредством общественного дого­вора человек обретает:

а) собственную свободу;

б) неограниченное право;

в) гражданское право;

г) естественное право.

1.6.68. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:

а) Вольтер;

б) Руссо;

в) Д'Аламбер;

г) Дидро.

Наши рекомендации