Вышеизложенные позиции четко показывают разницу взглядов на «русскую идею» А. Гулыги и собственных. Основывается это на неприменимости «русской идеи» к будущему русского народа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что с расширением экономических связей и усугубляющейся экономической и культурной интеграцией стран и народов, а также возрастающей политической напряжённостью мире на первый план постепенно будут выходить те силы, которые в итоге будут решать судьбы мира. Эти силы народные.

Людей всегда объединяла идея. Идея может быть как плохой, так и хорошей. В данной работе будет рассмотрена так называемая «Русская идея» - плод великих русских мыслителей XIX-XX вв.

Целью данной курсовой работы будет рассмотрение и анализ комплекса проблем поднятых и исследованных в идеологии, получившей название Русской идеи.

Указанная цель обусловила постановку и последовательное решение следующих задач:

1. Рассмотрение сущности понятия Русская идея.

2. Анализ взглядов русских мыслителей на предназначение русского народа.

3. Определение судьбы рассматриваемой идеологии в настоящем и будущем народа.

Предметом исследования данной курсовой работы выступает идеология Русской идеи.

Объектом в данном исследовании является применимость Русской идеи к настоящему и будущему русского народа.

Теоретико-методологической основой для написания данной курсовой работы послужили труды следующих отечественных ученых: Гулыги А., Ильина И., Кожинова В., и других.

Кроме того в данной курсовой работе использованы данные периодической печати, специальная литература, данные сайтов Интернет, собранные и обработанные лично автором.

Цель задачи, а так же предмет исследования предопределили логику изложения и структуру данной курсовой работы, которая состоит из Введения, трех глав, Заключения и отражена на 28 страницах машинописного текста.

В первой главе работы «Сущность Русской идеи» рассмотрены начальные принципы определившие Русскую идею, ее основные положения.

Во второй главе курсовой «Мыслители о Русской идее» представлена позиция русских мыслителей в отношении Русской идеи, их мнение о судьбе России.

Третья глава «Настоящее и будущее Русской идеи» отражает судьбу рассматриваемой идеологии в настоящем и будущем русского народа.

Заключение содержит основные выводы по проведенному исследованию.

СУЩНОСТЬ РУССКОЙ ИДЕИ

Русская идея - это совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа.

Рассмотрим труд Арсения Гулыги «Русская идея и ее творцы», который вобрал в себя и обобщил основополагающие признаки «русской идеи».

Вот как определяет «русскую идею» Арсений Гулыга в своем труде: «Я не только мирюсь, но от души радуюсь добрым словам о русских мудрецах. Вспоминаю, как А. Лосев еще в начале века писал, что среди наших философов есть равные по значению мировым величинам. Предлагаемая читателю книга написана в обоснование этой мысли. Представленные в ней имена не случайны. И это не все русские философские имена. Это только характерные выразители одного направления, получившего название «религиозно-философский ренессанс», в котором родилась «русская идея». Направление имеет значение не только для России, но для всего мира. Здесь сконцентрировано внимание к главной человеческой проблеме, имя ей - смысл жизни»…

…«Библия существует не только для верующих, это книга всего человечества, единственно способная объединить всех людей. Библия дала общечеловеческий идеал. Так и русская философия обращена к общечеловеческому идеалу. Она «позитивна» (в том высоком значении этого слова, которое придал ему Шеллинг). Это философия положительного идеала. Поэтому она современна. Русская философия указывает людям достойный путь - создание высокой человеческой общности, где индивид не задавлен всеми и все не страдают от острых углов индивидуальности. Для русских идеалистов, как увидим, это одна из главных проблем. В решении ее они опирались на классиков немецкой философии».

Идея соборности и религиозности должна остаться в прошлом, на прошедшем этапе развития общества она себя исчерпала. Современное развитие науки и искусства дают возможность вырабатывать доктрину - идею для существования русской нации, которая будет более полезна и более продуктивна.

Русская идея в классическом ее понимании – идея религиозная. Она полностью основывается на православии. Православие послужило благоприятной почвой благодаря своему воздействию только на определенный народ. Вместе со сложным историческим путем русского народа оно смогло укорениться в умах как идеология, неразрывно связавшая русский народ с выполнением вселенской миссии на земле для всего человечества.

Если взглянуть на историю развития религий, то не можно увидеть, что похожую вселенскую миссию для человечества, конечно же, в своем понимании, выполняли крестоносцы. Все это связано с возникновением сильной сферы общественной жизни – религиозной.

Сильная религиозность русского человека возникла из-за его необразованности. С детства работая на барина, русский человек не ждал не от кого помощи кроме как от бога, либо от брата. Именно это послужило платформой для создания теории соборности русского народа.

Соборность же представляет собой уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

«Настоящее всегда рассматривалось как утрата чего-то, имевшегося в прошлом. Только за счет того, что потери считались меньшими, чем приобретения, идея прогресса жила. Сегодня баланс потерь и приобретений грозит обернуться дефицитом последних: человечество теряет больше, чем приобретает. Потери столь велики, что мысль о превосходстве над прошлым теряет смысл, - возникает желание вернуться назад, не теряя, разумеется, положительных приобретений нашего времени».

Вышеизложенная мысль А. Гулыги возвращает нас в прошлое с «положительными приобретениями нашего времени». Такое движение сложно назвать развитием. А первоначальный смысл всего живого есть развитие. Данное положение должно выглядеть так: «Следует стремиться вперед, сохраняя все положительные моменты прошлого и извлекая опыт из совершенных ошибок не совершать их впредь».

Вышеизложенные позиции четко показывают разницу взглядов на «русскую идею» А. Гулыги и собственных. Основывается это на неприменимости «русской идеи» к будущему русского народа.

«Я полагаю, что философия достигла своего предела. Не в том смысле, что ей нечего сегодня сказать, что она потеряла свое значение. Нет, ее значение велико, и состоит оно в овладении наследством. Философия существует сегодня только как история философии. Философия - любовь к мудрости, сама мудрость, если хотите, а мудрость уже высказана, наша задача состоит в том, чтобы усвоить ее, истолковать, распространить, осуществить. Старая мудрость сегодня обретает новую жизнь. Судьба русской идеи - яркий тому пример. Русская идея переживает сегодня второе рождение, становится культурной реальностью нашего времени. Одни считают ее философией будущего. Иные относятся, напротив, отрицательно. Чтобы судить о ней, ознакомимся с сутью дела».

Даже если философия и достигла своего предела, есть настоящее, которое движется. А будет оно развиваться либо регрессировать зависит от нас. Зависит от того, что мы выберем за точку отчета, что будем считать достижением результата, что возьмем за критерии, позволяющие оценивать наше движение. Существует множество вопросов, которые следует осмысливать и искать объективные ответы. Нельзя останавливаться на прошлом, на тех моментах, которые уже пройдены и которые не принесли должного результата.

Некоторые исследователи, например А. Л. Янов, (1988) полагают, что за русской идеей скрываются геополитические амбиции, а также идеология российского великодержавного шовинизма и империализма. Таких исследователей следует считать не вполне компетентными, пытающимися заработать себе репутацию за счет западных лицемерных ценностей.

Аргументы о том, что Русская идея – идея русского империализма могут быть признаны несостоятельными, потому, что в современном мире даже в изучении философии следует оглядываться еще на более глобальные образования, такие как политика. Которая в свою очередь тоже решает некоторые философские проблемы, но с позиции субъективной.

Наши рекомендации