Тема 14. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
В результате освоения данной темы, бакалавр должен:
знать
- способы постановки и решения проблемы познаваемости мира в истории философии;
- сущность, уровни и формы познания;
-концепции истины в истории философии и науки;
- специфику научного познания, его отличие от других видов и форм знания;
-уровни и методы научного познания;
уметь
-применять средства и методы познания в решении научных исследовательских и практических задач;
владеть
- навыками применения научной методологии в организации научного исследования, а также в оценке социальных проблем
1. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.
2. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания.
3. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания.
4. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы.
Гносеология, или теория познания какраздел философского знания, понятие познания. Познаваемость. Агностицизм, скептицизм, познавательный оптимизм. Рационализм. Иррационализм.
Роль, место и соотношение чувственного и рационального в познавательном процессе. Сенсуализм и рационализм.
Знание как единство двух противоположных моментов – чувственного и рационального. Формы чувственного познания. Рациональное познание и его формы. Мышление. Уровни мышления.
Понятие практики. Понятие истины. Основные концепции истины. Критерии истины.
Понятия: «объективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины».Специфика и особенности научного познания. Критерии научности. Уровни научного познания. Факт. Теория. Соотношение понятий«проблема – гипотеза – теории». Эмпирические и теоретические методы.
Основные понятия: агностицизм, скептицизм, рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, практика, вера, знание, познание, эмпиризм, объект и субъект познания, априоризм, интуитивизм, вера, абстракция, заблуждение, фальсификация, релятивизм, истина, ложь.
Контрольные вопросы
1. Каково место гносеологии в структуре философии?
2. Каковы основные формы чувственной ступени познания? Рациональной?
3. Как вы считаете, исчерпывает ли взаимосвязь этих форм процесс познания?
4. Что такое практика?
5. Какова взаимозависимость абсолютной и относительной истин?
6. Почему истина всегда конкретна?
7. Есть ли предел познаваемости мира?
8. В чем социальная опасность искажения истины?
9. Знание и вера: общее и особенное.
10. Какова роль интуиции в процессе научного познания?
11. Как можно прокомментировать теорию познания И. Канта, основываясь на следующих положениях: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок можно вообще представить как способность составлять суждение. Разум ограничивает рассудок применением в опыте. Опыт – это продукт рассудка. Образованный из материалов чувственности (то есть ощущений) разум содержит в себе основание для идей, а под идеями я разумею понятие, предмет которых не может быть дано ни в каком опыте».
Библиографический список
Основной
1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014
2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014
- Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010
Дополнительный
1. Айдинян В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии/В.Ф. Айдинян. Л., 1991.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика/П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1991.
3. Билалов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации/М.И. Билалов//Философские науки. 1991. № 12.
4. Гайниев И.А. Размышления о познании/И.А. Гайниев. М., 1996.
5. Касавин И.Т. Познание в мире традиций/И.Т. Касавин. М., 1990.
6. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности/М.К. Мамардашвили. Тбилиси, 1985.
7. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.
8. Теория познания: В 2 т. М., 1991.
Темы докладов и рефератов
1. Диалектика веры и знания в теоцентрическом мировоззрении.
2. Обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное и художественное формы познания: специфика проявления.
3. Вера и мнение, вера и предрассудок.
4. Истина: многозначность характеристик.
5. Проблема истины в современной позитивистской философии.
6. Исторические разновидности понимания истины.
7. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма.
Контрольные задания
1. В марксизме критерием истины, целью и основой познания является…
а) теория;
б) логика;
в) практика;
г) разум.
2. Верны ли суждения о проблеме демаркации:
А. Проблема демаркации научного знания является центральной для позитивизма.
Б. Проблема демаркации связана поиском критериев научного знания.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) оба суждения верны;
г) оба суждения неверны.
3. Согласно утилитаризму критерием истины является…
а) эксперимент;
б) полезность;
в) логика;
г) разум.
4. Взгляд на развитие научного знания как непрерывное накопление абсолютно достоверных частных истин характерен для…
а)кумулятивизма;
б)акумулятивизма;
в)скептицизма;
г)агностицизма.
5. Согласно классической концепции истина это…
а) соответствие знаний действительности;
б) результат конвенции;
в) то, что разделяет большинство;
г) то, что приносит практическую пользу.
6. Эпистемологический принцип, отрицающий преемственность и постепенное накопление научного знания – это…
а) антисциентизм;
б) акумулятивизм;
в)агностицизм;
г)кумулятивизм.
7. Первичным источником познания является…
а)восприятие;
б) представление;
в) ощущение;
г) отражение.