Познание как предмет философского анализа

Проблемы познания тайн природы, развития мироздания относятся к самым древним проблемам философии. Воздействуя в своей деятельности на природу, повседневно взаимодействуя с ней, человек рано обнаружил, что знания – великая сила, источник его могущества, величия и процветания.

Современное развитие исторического процесса убедительно свидетельствует о принципиальной познаваемости действительности. Изучению и анализу данного вопроса посвящен такой раздел философии, как «гносеология».

Сам термин происходит от греческих слов «gnosis» – познание и «logos» – учение, понятие. Таким образом, гносеология представляет собой раздел философии, который изучает проблемы природы и возможностей познания мира человеком, отношение знания и реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и критерии истинности знания. В гносеологии, как теории познания, существуют различные взгляды и подходы к вопросу о познаваемости мира, природе и сущности познавательного процесса и пр.

В современной философской литературе они группируются следующим образом:

1. Признается, что человек способен понять как сущность вещей, так и их выражения. Данный подход является доминирующим.

2. Утверждается, что познание распространяется только на явления, а достоверное сущностное знание невозможно.

3. Отрицается самопознание, возможность познания человеком собственного духовного бытия («души», «Я»).

4. Формулируется релятивистская концепция, отрицающая объективность познания мира.

Большинство философов считает, что мир в своей сущности познаваем, но наряду с этим подходом в теории познания сложились философские концепции скептицизма и агностицизма, которые отстаивают иную точку зрения по вопросу о познаваемости мира.

Скептицизм – (греч. Skeptomal – сомневаюсь) – учение, подвергающее сомнению возможность познания объективного мира. Оно основывается на следующих принципах:

1) сомнение в существовании внешнего мира;

2) сомнение в возможности познания мира;

3) сомнение – принцип познания;

4) сомнение – всеобщий метод.

Сомнение в возможности общепризнанного доказательного знания легло в основу концепции, выразителями которой были: Пиррон из Элиды (376-270 г. до н.э.), Мишель де Монтень (1533-1592), Пьер Бейль (1647-1706).

В современной философии взгляды и суждения скептиков нашли свое продолжение в теориях позитивистов и неопозитивистов, которые считают бессмысленным любые обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом.

Агностицизм (греч. A – не, gnosis – познание) – учение, отрицающее частично или полностью познание мира. Сам термин был введен английским естествоиспытателем Гексли (1825-1895). Возникнув в форме скептицизма, в античной философии агностицизм исторически оформился в философии Д.Юма (1711-1776) - «Исследование о человеческом разуме» (1748), И.Канта (1724-1804) - «Критика чистого разума» (1781).

Основные принципы агностицизма:

1) отрицание познаваемости мира;

2) отрицание абсолютной истины;

3) роль науки ограничивается познанием явлений;

4) отрицается познание сущности предметов и закономерностей развития объективной действительности.

Современный агностицизм нашел свое продолжение у представителей прагматизма, неопозитивизма, которые пытаются доказать невозможность познания мира, так как он существует сам по себе. Они стремятся отказаться от объективных законов развития природы и общества. Самое решительное опровержение скептицизма и агностицизма содержится в научном эксперименте и практике. Если человек, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводит, то «непознаваемой вещи в себе» просто не существует.

В современной философии теория познания оформилась как относительно самостоятельное учение, в основе которого лежат следующие принципы.

1. Тождество мышления и бытия.

Данный принцип, обоснованный Г. Гегелем, отрицает агностицизм уже в самой его основе: «Предмет мысли и есть сама мысль». В процессе познания мысль выступает в собственной духовной «оболочке» или же как предмет мысли, т.е. в его натуральной форме.

2. Диалектика процесса познания.

Поскольку в мире ничего нет, кроме движущейся материи и бесконечно многообразных ее форм, то в человеческом сознании закономерно отражается материальный мир, иначе бы человек не поднялся до современного уровня преобразования природы, не смог бы приспособиться к естественным условиям жизни. Признание внешнего объективного мира и отражение его в голове человека – это общий мировоззренческий принцип.

3. Общественная практика – основа, движущая сила, цель, критерий истинности познания.

Этот принцип показывает, что практика представляет собой предметную и материальную деятельность людей, в процессе которой они осваивают и преобразуют природные или социальные условия.

На основе вышеизложенных принципов, можно представить следующую структуру процесса познания.

Субъект познания– человек, индивид, социальный слой, социальная группа, общество в целом.

Объект познания – явления, процессы, на которые направлена познавательная деятельность субъекта.

Предмет познания – часть объекта, социально выделенная для его более глубокого изучения.

Средства познания – использование моделей, технических средств, приборов.

Результат познания – знания об объекте (предмете).

Наши рекомендации