Основные формы познания
Чувственное познание, или живое созерцание, - это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Исходной предпосылкой чувственного познания является включение человека во всеобщее взаимодействие природных и социальных факторов и условий.
Чувственное познание имеет три формы – ощущения, восприятия и представления.
Особенность ощущений в том, что в них отражаются отдельные стороны и свойства предметов и явлений материального мира, внутренние состояния организма при непосредст-венном воздействии на органы чувств человека (рецепторы) материальных раздражителей.
Все ощущения подразделяются на внешние (экстероцепторы) – контактные и дистантные, которые отражают свойства предметов и явлений внешнего мира; внутренние (интероцепторы), которые отражают состояние организма; внешневнутренние. Среди этих трех групп ощущений выделяются следующие виды: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, болевые, тактильные, температурные, равновесия и ускорения, вибрационные, статико-динамические, мышечно-суставные.
Ощущение – одновременно и компонент чувственного образа, и компонент деятельности, реакции организма. Вне реакции, движения, деятельности оно так же невозможно, как и без внешних раздражителей. В этом смысле можно сказать, что неподвижный глаз слеп, неподвижная рука – не орган познания.
Субъективность ощущений означает, что они, во-первых, не существуют в отрыве от субъекта личности; во-вторых, зависят от определенным образом организованных органов чувств, нервной системы, мозга, их состояния, от уровня развития практики и знаний человечества. Наконец, ощущения субъективны как идеальная форма материальных предметов, противоположная их объективному бытию. Субъективность в этом смысле ничего общего не имеет с субъективизмом, как искаженным отражением.
Объективность содержания ощущений означает, что они адекватно воспроизводят отдельные стороны объекта, что они их образ, а не знак или символ.
Ощущение не единственная форма чувственного познания. На основе ощущений-образов формируются более сложные формы отражения – восприятия и представления. Восприятие – это целостный чувственный образ предмета, формирующийся мозгом из ощущений под непосредственным воздействием на органы чувств этого предмета. Возьмем, например, арбуз. Он обладает определенной формой, размером, цветовой гаммой, букетом запахов и т.п. Но все эти ощущения при восприятии арбуза не фиксируются отдельно. Он воспринимается нами как нечто целостное.
Формирование восприятий как цельных образов из ощущений возможно потому, что в действительности адекватно воспринимаемые предметы есть единство различных сторон, свойств и признаков, отражающихся в ощущениях. Способность же субъекта создавать восприятия формируется в практике. Например, взрослые люди, впервые прозревшие, не способны сразу формировать зрительные ощущения в образ.
Спецификой восприятия является также и то, что в отличие от ощущений оно носит избирательный характер. Значит, предмет, сила и глубина восприятия определяются, прежде всего, его значением в практике человечества, отношением предмета к интересам и потребностям личности. То, что отвечает этим интересам, воспринимается ярко и красочно, а что безразлично – неотчетливо, расплывчато, бледно. Так, на остановке мы по-разному воспринимаем нужный нам автобус, грузовик или пешехода.
Как и ощущения, восприятия вызываются непосредственным воздействием объекта. Поэтому они служат лишь ступенькой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения в форме представления.
Представление – это уже обобщенный образ предметов и их отношений. Оно формируется на основе ощущений и восприятий, полученных в прошлом опыте, и складывается, следовательно, без непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств.
Для представления характерна новая черта – обобщение, т.е. более глубокое отражение предмета. Оно – источник воображения, фантазии. На его основе можно формировать не только образы того, что есть, но и того, что не существует в действительности. Например, образ инопланетянки. Но фантастический образ сочетает в себе элементы образов, отражающих то, что существует в мире. Это значит, что любые представления в своей основе еще носят чувственно-наглядный, предметно-образный характер. Далее, представление дает возможность отразить не только настоящее, но и проникнуть в прошлое, заглянуть в будущее, ему уже характерен момент воображения, опережающего отражения. Специфическая роль представления в познании и заключается в том, что оно, создавая обобщенные образы предметов действительности, и будучи непосредственно связано с ними, создает предпосылку для оперирования мышлением этими образами, не вступая в контакт с самими предметами; соединяет содержание понятий, их смысл и значение с чувственными образами отраженных вещей. Иначе говоря, представления связывают воедино чувственную и рациональную ступени познания. Наконец, представление – это первая форма относительно самостоятельного существования сознания, предпосылка его творческой способности.
Абстрактное мышление (рациональное познание) является не только средством проник-новения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем. Поэтому оно есть высшая ступень познания.
В чем заключаются особенности этой стороны познания?
Во-первых, абстрактное (логическое) мышление является опосредованным отражением мира. Оно складывается и развивается лишь на основе чувственного отражения и связано с внешним миром через органы чувств.
Во-вторых, абстрактное мышление – это обобщенное отражение действительности. Сравнивая и анализируя данные органов чувств, мышление выделяет сходные, общиепризнаки и свойства у различных предметов действительности. При этом параллельно идет процесс отвлечения от существенного для анализируемого класса предметов, свойств, признаков и т.п. Например, сравнивая между собой такие явления, как падение брошенного камня на землю, свое собственное падение, зигзагообразное и медленное «приземление» пера и т.п., разум человека замечает то общее в этих различных с точки зрения живого созерцания явлениях, а именно то, что они падают на землю, притягиваются землей.
В-третьих, логическому познанию свойственна и такая черта, как конкретизация. Она выражается в том, что мышление (познание) не останавливается на ступени абстракции (общего вывода, правила, закона), а на их основе путем тех же операций анализа и синтеза, сравнения применяет обобщенное знание к новым фактам, частным, отдельным процессам. На основе таких операций мышление устанавливает, что в этих новых изучаемых процессах и фактах соответствует достигнутым обобщениям, законам и т.п. и что не соответствует, требует формулировки новых выводов и законов.
Конкретизацию следует понимать и как способность логического мышления мысленно воссоздавать модель (идеальное) конкретных предметов и процессов действительности как совокупность, единство тех определений, выводов, законов, которые получены на основе обобщения. Только через противоречие обобщающей и конкретизирующей деятельности мышления достигается знание сущности предметов, их противоположностей как источника самодвижения, саморазвития. В итоге конкретизации мы снова получаем цельный, но уже мысленный образ предмета, фрагмента действительности или мира в целом.
К основным формам рационального познания относятся понятия, суждения, умозаключения.
Простейшей, исходной формой отражения в мышлении внутренней стороны предметов, их сущности, законов, определяющих бытие предметов, их конкретно-всеобщую природу является понятие. Понятия образуются посредством следующих операций мышления: 1) выделения предмета как нового, необычного, неизвестного или отдельных его сторон и свойств;
2) «узнавания», осмысления, понимания неизвестного на основе известного; 3) анализа и синтеза; 4) сравнения и обобщения, как выделения общего в различном и специфического в общем;
5) классификации и систематизации.
В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия глубже отражают действительность.
Следующей ступенью процесса рационального познания выступает суждение. В широком плане суждение – это мысль, в которой посредством одного или нескольких логически связанных понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания. Иначе говоря, в суждениях, например, «золото - металл» устанавливается известная связь между предметами и явлениями, закрепляются результаты познавательной деятельности человека, его отношение к другим людям, социальным и природным явлениям.
По объему различают суждения единичности, особенности и всеобщности. Эта их классификация отражает общее направление познавательного процесса от единичного к особенному и от него к всеобщему. Суждения единичности устанавливают специфическую связь между какими-либо явлениями, в них высказывается нечто об отдельных предметах. Например: «Иван – человек», «Трение порождает теплоту» и т.д. В суждении утверждается или отрицается уже наличие каких-либо свойств, признаков у целой группы определенного класса явлений. И, наконец, в суждениях всеобщности (или общих) высказывается нечто о всех явлениях мира или об отдельных его областях, явлениях определенного класса в целом. Например: «При определенных для каждого случая условиях любые формы материи могут переходить друг в друга», «Всем растениям нужен свет» и т.д.
Суждения могут быть истинными и ложными. Критерием истинности их, как и любых других форм познания, является практика.
Умозаключением называется такой способ мышления, когда на основе нескольких суждений (посылок) по законам логики делается определенный вывод (следствие). Умозаключение, если оно получено в соответствии с законами логики и исходит из истинных посылок (суждений), всегда содержит новое знание. Например: «Все студенты обязаны сдавать экзамены», «Иванов - студент». Вывод: «Иванов обязан сдавать экзамены». Нарушение этого требования приводит к ложным умозаключениям: «Все студенты обязаны сдавать экзамены», «Школьники – не студенты». Вывод: «Школьники не обязаны сдавать экзамены». Но это не соответствует действительности. В данном случае вывод не истинен, ибо здесь нарушены требования логики: второе суждение касается другого класса явлений.
По характеру процесса вывода из суждений умозаключения подразделяются на индуктивные, дедуктивные и традуктивные. Индуктивное – это такое умозаключение, когда вывод идет от частного к общему, от знания определенной степени общности к знанию большей степени общности.
Дедуктивные умозаключения имеют место в том случае, когда вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию меньшей степени общности. Например: «Все законы естествознания имеют объективный характер». «Все законы физики – законы естествознания». «Следовательно, все законы физики имеют объективный характер».
Традуктивныминазываются такие умозаключения, когда вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию той же степени общности. Например: «А больше Б; Б боль-
ше В. Следовательно, А больше В».
Все формы мышления - понятия, суждения, умозаключения, мыслительные операции и логические методыпознания составляют предмет особой науки – логики.
Гносеологическая роль умозаключений особенно велика при изучении явлений, не доступных непосредственному восприятию или наблюдению, в тех случаях, когда надо новые явления объяснить на основе познанных законов науки. Понятия, суждения и умозаключения в единстве составляют логическую ткань всех гипотез и научных теорий, всего здания науки, всей научной картины мира. Их роль в познании закономерно возрастает по мере возрастания относительной самостоятельности развития науки и других форм общественного сознания.
Все три формы едины. Так, содержание понятия можно раскрыть только посредством суждений и умозаключений. В свою очередь, последние сами состоят из понятий, а умозаключения ведут к суждениям и сами из них формируются.
Наряду с перечисленными основными формами, современная философия рассматривает иррациональные формы познания (интуиция, воображение и др.).
В теории познания иррационализм непосредственно обосновывает свои исходные положения ссылкой на интуицию, которую он понимает как внезапное внутреннее озарение, вызванное непостижимыми разумом причинами. Иррационализм поэтому опирается на интуитивизм, для которого также характерно принижение логического познания, подлинный культ слепой веры, воодушевленности, экстаза, рождаемых особым жизненным порывом или отчаянием, страхом, чувством одиночества и заброшенности, ощущением хрупкости бытия и т.д.
В этом нет ничего сверхразумного, мистического. Интуитивное открытие истины есть результат взаимодействия как чувственного, так и рационального моментов, как сознательного восприятия предметов, так и подсознательного, неосознаваемого, т.е. функция всей психики человека. Способность как бы «внезапно» отражать истину в действительности покоится на накопленном индивидуальном и общечеловеческом опыте и знаниях в определенной области. Закон всемирного тяготения не мог «внезапно» открыть ни один средневековый монах или прогрессивный писатель. Это мог сделать интуитивно только физик.
Учение об истине.
Проблема истины является ведущей в гносеологии, относится к важнейшим понятиям в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».
Имеются разные понимания истины:
Истина – это соответствие знаний действительности. Это положение является главным и древнейшим в классической концепции истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П.Гольбах, Гегель, Л.Фейербах, Маркс. Разделяют его и многие философы
ХХ столетия.
Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но из сущностей, скрывающихся за ними. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат – истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой, объект задается через практику. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
Одно из определений объективной истины таково: истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
Истина, по определению, в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна. Это значит, что она не существует помимо человека и человечества: истина объективна – это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.
Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования субъекта и момент или период его отражения субъектом. Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность включается в объективную истину, вследствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания.
Объективная истина имеет три аспекта: бытийственный, аксиологический и праксеологический.
Бытийственный аспект связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного. Само же это бытие является данным субъекту как объект, т.е. как объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта познания. Сама истина обретает собственное бытие.
Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической деятельности человека.
Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Сам по себе этот момент как ценность, или полезность истины для практики входит в аксиологический аспект, однако, есть смысл в том, чтобы выделить его в качестве относительно самостоятельного.
Ведущим аспектом истины является ее бытийственный аспект.
В современной философии отчетливо выделяются три концепции истины: концепции соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.
Концепция корреспондентности истины устанавливает соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием. Аристотель считал, что истинное и ложное находятся не в вещах, а в мыслях. Согласно концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Это соответствие иногда понимается довольно прямолинейно, например, аналогично соотношению фотографии и того, что на ней отображено. В простейших ситуациях приведенная аналогия уместна, но в сложных случаях дело обстоит иначе.
Относительно сложных, особенно теоретических, рассуждений простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие когерентной истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель, а также современные философы Нейрат и Гемпель. Концепция когеренции истины не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины становится иначе.
Третья концепция истины называется прагматической. Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники американского прагматизма (У. Джеймс,
Д. Дьюи). Они понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели. Истиной считается то, что приводит к успеху.
В науках логики и математики, привыкшие к многозвенным рассуждениям, склоняются к когерентной концепции истины. Физики, особенно экспериментаторы, широко используют достоинства концепции соответствия. Инженерно-технические работники часто ориентируются в своих действиях на прагматическую концепцию истины.
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта
и т.п.
Обратимся сначала к характеру отражаемого объекта. Вся окружающая человека реальность в первом приближении оказывается состоящей из материи и духа, образующих единую систему.
И первая, и вторая оказываются объектом человеческого отражения, и информация о них воплощается в истинах. Поток информации, идущий от материальных систем микро-, макро- и мегамиров, формирует то, что можно обозначить как предметную истину (она дифференцируется затем на предметно-физическую, предметно-биологическую и др. виды истины).
Понятие «дух», соотносимое в ракурсе основного вопроса мировоззрения с понятием «природа», «мир», распадается, в свою очередь, на экзистенциальную реальность и реальность когнитивную (в смысле рационалистически-познавательную). Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей, такие как идеалы добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы и т.п., а также и духовный мир индивидов. Вполне естествен вопрос о том, истинно или не истинно мое представление о добре (как оно сложилось в таком-то сообществе), понимание духовного мира такого-то человека. Если на этом пути мы достигаем истинностного представления, то можно полагать, что мы имеем дело с экзистенциальной истиной.
Объектом освоения индивидом могут стать также те или иные концепции, включая религиозные и естественнонаучные. Можно ставить вопрос о соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов, или, к примеру, о правильности нашего понимания теории относительности или современной синтетической теории эволюции; и там, и здесь употребимо понятие «истинность», что ведет к признанию существования концептуальной истины. Аналогично положение с представлениями того или иного субъекта о методах, средствах познания, например, с представлениями о системном подходе, о методе моделирования и т.п. Перед нами еще одна форма истины - операциональная.
Помимо выделенных могут быть формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. На этой основе имеются формы истин: научная, обыденная (повседневная), нравственная и пр.
К научной истине применимы следующие критерии научности.
1. Принцип верификации. Данный принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
2. Принцип фальсификации (К. Поппер) употребляется в методологии науки. Его суть в том, что критерием научного статуса является ее фальсифицируемость или опровержимость, т.е. только то знание может претендовать на знание «научного», которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, т.е. лишает его абсолютности, неизменности, законченности.
3. Рациональный принцип является основным средством обоснованности знания. Отсюда он выступает в качестве ориентира на определенные нормы, идеалы научности, эталон научных знаний.
Критерии научности определяют эталон научного знания. Научное знание представляет собой последовательный ряд принципов, законов, категорий, а также логическую систему, имеющую форму теорий, концепций и гипотез, обоснованных как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Уровень развития научного знания является определяющим при подборе критериев научности.
Все критерии научной истины находятся во взаимосвязи. Только в системе они способны выявить научную истину, отграничить ее от истины повседневного знания или от истин религиозного или авторитарного знаний.
Практически-обыденное знание получает обоснование из повседневного опыта и некоторых индуктивно установленных рецептурных правил, которые не обладают необходимо доказательной силой, не имеют строгой принудительности. Акты же научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности его содержания.
В пределах науки имеются модификации научной истины (по областям научного знания: математики, физики, биологии и т.п.). Следует отграничивать истину как гносеологическую категорию от логической истинности. Специфична объективная истина в уголовном судопроизводстве, исторической науке, в других гуманитарных и общественных науках. В гуманитарном знании важное значение для истины имеет глубина понимания, соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценностным отношением человека к миру.
Такая двухполюсность истины наиболее ярко выражается в искусстве, в понятии «худо-жественная правда». Художник способен открывать и в художественной форме демонстрировать истину.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истин мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определенной ступени развития человеческой культуры, когда обнаружилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась недостаточность претензий любой теории на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов.
Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:
- результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
- окончательное знание определенных аспектов действительности;
- то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
- полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и сложноорганизованных системах.
Когда констатируется что-либо существующее или существовавшее в действительности, «абсолютны» не только годы открытий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти явления имеют место в действительности. Такая позиция подходит под общее определение «абсолютная истина». И здесь мы не находим относительной истины, отличающейся от абсолютной.
Когда дается строгое философское определение понятия «движение», «скачок» и т.п., такое знание тоже может считаться абсолютной истиной в смысле, совпадающем с относительной истиной (и в этом плане употребление «относительная истина» не обязательно, как излишней становится и проблема соотношения абсолютной и относительной истин). Такой абсолютной истине не противостоит относительная истина, если только не обращаться к формированию соответствующих представлений в истории естествознания и в истории философии.
Не будет проблемы соотношения абсолютной и относительной истин и тогда, когда имеют дело с ощущениями или вообще невербальными формами отражения человеком действи-тельности.
В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете; относительная же истина – тождественна своему предмету и потому не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Пример такого рода относительных истин – теория классической механики и теория относительности. Классическая механика считалась истинной теорией без всяких ограничений, т.е. истинной в некотором абсолютном смысле, поскольку с ее помощью описывались и предсказывались реальные процессы механического движения. С возникновением теории относительности было выяснено, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений. Изоморфизм теории как образа механического движения перестал со временем быть полным; в предметной области были раскрыты соотношения между соответствующими характеристиками механического движения (при больших скоростях), которые не выполнялись классической механикой. Классическая и релятивистская механика связаны между собой как истина менее полная и истина более полная.
Абсолютная истина складывается из относительных истин. Вместе с тем относительные истины оказываются частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и в том же отношении) и абсолютными истинами. Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная. Единство абсолютной и относительной истин обусловливается их содержанием; они едины благодаря тому, что и абсолютная, и относительная истины являются объективными истинами.
Когда мы рассматриваем движение атомистической концепции от античности к
XVII-XVIII столетиям, а затем к началу ХХ в., в этом процессе за всеми отклонениями обнаруживается стержневая линия, связанная с наращиванием, умножением объективной истины в смысле роста информации истинного характера. То, что было истинным в атомистической концепции Демокрита, входит и в истинностное содержание современной атомистической концепции.
Историческое развитие научных теорий, нацеленных на воспроизведение сущности одного и того же объекта, подчиняется принципу соответствия, который был сформулирован физиком Н. Бором. Согласно принципу соответствия, смена одной естественнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, которая может быть выражена с математической точностью. Новая теория, приходя на смену старой, не просто отрицает последнюю, а в определенной форме удерживает ее. Благодаря этому возможны обратный переход от последующей теории к предыдущей и совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в законы классической при условиях, когда можно пренебречь величиной кванта действия.
Итак, истина по содержанию объективна, а по форме – относительна. Объективность истины является основой преемственности истин.
Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта, и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий.
Движение от менее полной истины к более полной, как и всякое движение, развитие, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве они обеспечивают рост истинностного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вовсе. При гипетрофии момента устойчивости формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к авторитету.
Абсолютизация же относительности знания в смысле смены одних концепций другими способна породить зряшный скептицизм и, в конце концов, агностицизм. Релятивизм может явиться мировоззренческой установкой, он обусловливает настроение смятения и пессимизма в области познания.
Диалектика противопоставляет догматизму и релятивизму такую трактовку истины, в которой воедино связывают абсолютность, устойчивость и изменчивость. Развитие научного знания есть его обогащение, конкретизация.
Кроме названных свойств истины некоторые авторы выделяют и такие ее свойства, как непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), простоту, красоту, эвристичность (способность знания к саморасширению), когерентность (согласованность данного знания с фундаментальными идеями), способность к самокритической рефлексии, антиконъюнктурность, плюрализм знания и др.
Антиподом истины является ложь. Ложь – это преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди. Она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется «встреча» интересов индивидов и социальных групп. На уровне общества, на уровне социально-групповых отношений значительным фактором, инициирующим отход от истинности и формирование лжи, является партийность.
Рассмотрим теперь понятие «заблуждение». Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Причины появления заблуждений в науке многообразны. Из гносеологических причин можно указать на характер поиска истин: он всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. Субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, базирующиеся на уже известном. Истолкование же области неизвестного с позиций известного далеко не всегда истинно. К гносеологическим факторам относятся также многогранность объектов изучения и нередко фрагментарное, поначалу одностороннее их отображение.
Предположения и гипотезы, неизбежные в поиске истины, сами по себе ни истинны и ни ложны: одни более достоверны, другие менее достоверны или совсем недостоверны. Но субъекты, особенно если над ними довлеют узкогрупповые или социальные интересы, способны это гипотетическое знание возводить в разряд истинного.
Роль заблуждений в науке неоднозначна. В принципе всякое заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. Но заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих отправным пунктом для дальнейшего движения науки. Известны, например, результаты, к которым привела алхимия. Хотя в целом она оказалась заблуждением, в ее недрах развивались идеи, впоследствии получившие статус истинных. Алхимия привела к открытию свойств многих элементов и в конце концов заложила предпосылки химии. Английский философ и логик К. Поппер подчеркивал «нереалистичность» точки зрения на науку как на совокупность одних только истин; он также полагал, что то, с чем имеет дело реальная наука, является сочетанием истины и элементов заблуждения. Эту систему знания он трактует как «правдоподобное знание». Он заявляет, что нельзя требовать абсолютной достоверности: мы искатели истины, но не обладатели. Мы не имеем в руках никакой истины, а только вечно к ней стремимся.
Проблема истины – это и проблема ее отграничения от заблуждения, поэтому проблема истины упирается в проблему критерия истины.
Проблема отграничения истины от заблуждения возникла не сегодня, она имела место во все периоды развития философии, начиная с античности.
Ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность, ясность и отчетливость всеобщих положе-ний не могут служить критериями истинности знания. Коренным пороком всех этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом знании, в каких-либо его особых положениях, которые так или иначе считаются привилегированными по сравнению с другими.
К. Маркс обратил внимание на недостаточность попыток найти критерий истины в рамках субъекта. Встала задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединить в себе всеобщность непосредственной действительности. Таким феноменом оказалась практика.
В практике задействован субъект, воля; в практике – единство субъективного и объективного при ведущей роли объективного. В целом практика – объективный, материальный процесс. Она служит продолжением природных процессов, развертываясь по объективным законам. В то же время познание не перестает быть субъективным, соотносясь с объективным. Практика включает в себя знание, способна порождать новое знание, выступает его основанием и конечной целью.
При решении вопроса об истинности или неистинности теории недопустима изоляция от практики. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
В общественных и естественных науках критерием истины выступают не практика вообще, а ее вполне определенные виды. В сфере философии, отличающейся универсальностью, всеобщностью своих положений, тоже имеет место практика, но это уже не специфический вид практики, а вся совокупность исторической практики людей, включая и повседневную, и производственную, и социально-политическую практики.