Вильгельм Дильтей (1833-1911)
Дильтей считается основателем понимающей психологии
Основные работы: «Введение в науки о духи», «Описательная психология», «Наброски к Критике исторического разума», «Типы мировоззрений и обнаружение их в Метафизических системах».
Ø жизнь не биологическое явление, а культурно-историческое. Она представляет собой поток переживаний, но сами они культурно-исторически обусловлены.
Ø Жизни присущи полнота, целостность, многообразие переживаний. Жизни свойственно временность и историчность.
Ø Жизненный опыт – это совокупность процессов которую мы подвергаем испытанию жизненных ценностей и ценностей предметов.
v Одной из форм жизненного опыта является религиозный опыт.
Ø Принимает разделение и противопоставление наук о природе и о духе.
v Естественные науки осуществляют познание того, что доступно органам чувств.
v Н. о духе имеют дело со скрытым. Эта реальность познаётся с помощью переживания. Н. о духе интуитивно схватывают целостность жизни.
v Различает понятия объяснение и понимание.
§ Объяснение осуществляется с помощью рассудка в науках о природе на основе каузальности анализа и прочих приемов.
§ Понимание реализуется в науках о духе и представляет собой интуитивное проникновение одной жизни в другую. Непосредственное постижение некой духовной целостности. Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем.
«Наука производит анализ и затем устанавливает общие отношения между изолированными таким образом однородными группами фактов; религия, поэзия и первобытная метафизика выражают значение и смысл целого. Первая (т.е. наука) изучает, познает, а эти последние – понимают».
Ø Различает естественно-научную и духовно-научную психологию.
1 выделяет в сознании изолированный элемент – атомы и применяет метод объяснения. Подвергает критике такую психология за распространение в психологии естественно научных понятий и перенесение ее в область душевной жизни.
2 является описательной. Истолковывает внутренние переживания психической сферы.
Ø Считал, что понимание собственного мира осуществляется с помощью интроспекции, а понимание духовного мира другого с помощью сопереживания, вживания, вчувствования. Позднее пришел к выводу, что внутренний опыт, интроспекция не дают возможности осознать собственную индивидуальность, и он отказывается от интроспекции как универсального способа понимания.
v Человек познает себя только в истории. Только в сравнении себя с другими. Понимание может быть обращено и к культуре прошлого. Здесь оно осуществляет интерпретацию, истолковывает отдельные моменты как элементы духовной жизни воссоздаваемой эпохи.
v Такое понимание – герменевтика – учение об искусстве истолкования литературных памятников, понимание письменно зафиксированных проявлений жизни. Она – методологическая основа гуманитарного знания в целом.
v Понимание предполагает:
1. Проникновение в духовный мир автора текста
2. Реконструкция культурного контекста в кторую текст создавался
3. Введение субъективных переживаний в смысловые связи, которые существует вне субъекта, осуществляющего понимание. Эти связи существуют в духовной культуре – религии, морали, праве.
Ø 3 основных типа мировоззрения:
Религия
Поэзия
Метафизика
v Религиозное мировоззрение:
1. Теизм
2. Пантеизм
3. Деизм
Ø Жизнь.Основной корень мировоззрения – жизнь. Жизнь каждого индивидуума творит сама из себя свой собственный мир. Всякое мировоззрение оказывается интуицией, возникающей из недр самой жизни. В этом выражается связь жизни и метафизики
Ø Жизненный опыт.Из размышлений над жизнью возникает жизненный опыт. Недовольство мимолетностью жизни и стремление к вечному в невидимом мире. Опыт жизни лежит в основе того, что мы называем традицией. Наше знание о жизни не может быть проверено. К жизненному опыту относится и соотношения Я с предметами окружающего мира, людьми.
Ø Религия, как и философия, стремится к устойчивости, к силе влияния, к господству, к общезначимости. Но человечество на этом пути не подвинулось ни на шаг вперед. Борьба мировоззрений между собой ни в одном основном пункте не увенчалась победой одного из них.
Ø Возможные причины разнообразия мировоззрения:
Климат
Разум
Нация
Государственные порядки
Эпоха
Различие между индивидами, их средой и жизненным опытом.
Ø Закон образования мировоззрений. Натуры, которые не могут смириться с бренностью жизни, стремятся за её пределы. Мир непонятен для человека, но человек пытается объяснить его с помощью чего-то ясного, a форме этого ясного выступают религия, мифы поэзии, первобытная метафизика.
Ø Строение мировоззрения. Когда мировоззрение построено человек строит оценки окружающих его вещей. Из оценок вырастают идеалы, высшее благо, высшие принципы.
Ø Типы мировоззрений в религии, поэзии и литературе. Основанием культуры являются хозяйство, формы общения людей, право и государство. Мировоззрения обуславливаются различием тех областей культуры, которые их создают. Только религиозный гений, поэт и метафизик творят в той области, которая освобождает от ига общества.
Ø Загадка жизни.Сосредоточием всего непонятного являются рождение, развитие и смерть. Факт смерти является принудительным стимулом к фантастическим представлениям. Загадка жизни является препосылкой к возникновению религии. Вера в мертвых, почитание предков, культ покойников создают основы рел верования.
Ø Источником рел. мир является изначальная судьба человека. За пределами освоенного мира для первобытного человека находится враждебный мир, непостижимый уму, человек формирует особые приемы влиять на это непостижимое – молитва, дары, подчинение. Из попытки заключить союз с этими силами формируется первоначальный культ. Возникает каста священнослужителей. Религия суеверия доходит до создания форм, в которых чувство и воля человека подчиняются посредством внутренней дисциплины воле Бога.
Ø Воздействие незримого – основная категория элементарной религиозной жизни. Мысль строит из религиозных идей учения. На низших ступенях преобладает дух общины, затем развитие отмечено творчеством гения – в мистериях, в отшельничестве, в пророчествах. Концентрация религиозного опыта создает из религиозных идей религиозные мировоззрения. Они находят выражение в вероучениях; основанием имеют уклад жизни; развиваются в молитве и религиозном созерцании.
Ø Размышление, сопровождающее процесс общения с невидимым и есть религиозный опыт.
Ø Религиозное сознание включает в себя:
1. Интеллектуальный компонент (образует содержание сознания)
задает душевной жизни соответствующий смысл
2. Чувство
объединяют душевную жизнь в единую связь
3. Волевой компонент (намерение, побуждение)
направляет активность религиозного индивида на некоторые предметы.
Ø В развитии религии большое значение имеют отдельные личности: отшельникам, пророкам, гениям, поскольку их психический склад дает им возможность вступать в специфические отн с действительностью посредством особого рел опыта. Отшельничество, пророчество, мистерии. Затем религиозный опыт этих индивидуумов переводится на язык понятий и закрепляется религиозным поведением верующих.
Ø Все эти религиозные мировоззрения с самого начала заключают в себе противоположение добрых и злых существ, чувственного существования и высшего мира.
Ø Идеал жизни – система ценностей, высшие правила отношений между людьми, должны определяться религиозными отношениями.
Ø Религия является связующим звеном между исторически последовательными, но замкнутыми системами культуры
Шпенглер.
Считается одним из основоположников современной философии культуры. Основная работа: «Закат Европы». В ней он подвергает критике идею европоцентризма, панлогизма, историзма, линейной направленности исторического процесса и развивает морфологию культуры, концепции циклизма, круговорота, настаивает на индивидуальности культуры.
Ø Согласно Ш., жизнь – это переживание сообщества людей, объединенных одной уникальной культурой. Существование разных культур организмов суть проявления жизни.
8 культурных организмов:
1. Египетская
2. Индийская
3. Вавилонская
4. Китайская
5. Аполлоновская (греко-римская)
6. Фаустовская (западно-европейская)
7. Магическая (византийская)
8. Ожидается рождение русско-сибирской культуры.
Фазы развития культурных организмов:
1. Мифо-символическая
2. Ранняя культура
3. Метафизика религиозной, высокой культуры
4. Фаза окостеневшей культуры, переходящая в цивилизацию
Ø Религия – это форма культуры. Понятие религии трактуется неоднозначно. Иногда отождествляется с мифом, а порой – с метафизикой.
В 1 фазе религиозный опыт находит выражение в мифе, который выражается в культовой практике. Миф воспроизводится и в других фазах истории. Во второй религия – метафизика.
Ø Причины и источники религии
v Интуитивное переживание душой
§ Процесса жизни
§ судьбы,
§ неотвратимости смерти,
§ предела,
§ время и временность бытия
v Вражда между душой и миром
Ø Душа испытывает страх перед этим миром. Два вида глубинного страха:
1. Присущ и животным – страх перед пространством, перед смертью.
2. Страх перед временем, перед потоком бытия, перед жизнью.
v Возможно преодоление страха:
§ сон,
§ мистерии,
§ высшая форма преодоления обоих видов страха – религиозное преодоление страха, вера в Бога для человека это спасение от власти и неизбежности судьбы, коллизии между микро- и макрокосмом.
Ø Религия является душой культуры. Душевность каждой живой культуры религиозна. Культура не вольна сделать выбор в пользу иррелигиозности.
v Упадок религиозного мировоззрения влечет за собой гибель культуры, наступает «атеистический период» цивилизации(этот период уже наступил для европейского общества времен Ш.)
Ø Каждая культура завершает свой цикл, а затем возникает новая культура, повторяющая цикличность и люди ничего не могут сделать, поскольку их развитие подчинено этой цикличности.