Вопрос 2. Учение о бытии в философии Др. Греции (милетская школа)(5 в. Д.н.э.)
Возникновению философского и научного знания в Др. Греции предшествовало знание «мифологическое», укорененное в жизни родовой общины и получившее свое выражение в формах ритуалов и в мифах. Первой из школ греков была милетская школа (VIвек до н.э.).
Основные проблемы:
1) понять, что лежит в основе всего сущего, каково первоначало всего сущего;
2) определить место человека, его роль в мироздании, как соотносятся микрокосмос и макрокосмос.
Древнегреческий философ и учёный Фалес – основатель милетской школы.он впервые поставил вопрос о единой сущности вещей. Первичным элементом он считал воду . Вода–субстанция, из которой все происходит, и все в нее возвращается. Фалес намекает на момент цикличности.Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Вода абсолютное движене, ничто не стоит на месте,покой относителен. И вода как олицетворение движения развития времени.
Его последователи разделяли его точку зрения о единой сущности вещей но спорили о конкретном первоэлементе. Анаксимен считал основой всего воздух, Все вещи образуются из него путем сгущения и разряжения частиц воздуха и он оживляет все своим дыханием как душа. Исчезновение вещей – рассеяние частиц воздуха. Он отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Гераклит Первоначалом всего сущего считал огонь как абсолютную и все изменяющую стихию. «Этот мир не создан никем из людей и никем из богов, но он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами возгорающим и мерами затухающим». «Огонь играет в мире вещей ту же роль, что и золото в мире товаров. Как на рынке каждая вещь меняется на золото и обратно, так и огонь превращается в любую вещь и наоборот». Почему мир абсолютно подвижен? Потому что огонь внутренне противоречив это движущая сила огня, и это противоречие не убрать. Любой процесс развития, движения-движущей силой удет единство и внутреннее противоречие т.е. диалектика.
В одну и ту же реку нельзя войти дважды –время не вернуть вспять.
Мир существует как иерархия уровней: огонь↔воздух↔вода↔земля
Огонь определяет порядок бытия, упорядоченное движение. Время – последовательность движения событий. Оно возникает из движения. Время необратимо. Мир – не хаос. Из хаоса возник космос. Боги – законы.
Гераклит был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории, признавал относительность окружающего мира, считал всеобъемлющим божеством Логос – Мировой Разум, выступал за материальность человеческой и мировой души, был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности, движущей силой всех процессов считал борьбу.
Анаксимандр (последователь Фалеса) принимал в качестве основы всего сущего хаотическое «беспредельное», «неопределённое» апейрон, движущееся извечно и заключающее в себе противоположные начала, из которых слагаются миры. Апейрон – это нечто, что объединяет в себе все существующие в мире качества. Апейрон вечен и бесконечен, потому что каждая вещь содержит лишь конечный набор свойств. Из апейрона всё возникло и в него всё превратится. Он вывел закон сохранения материи (атомарное строение вещества): всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы. Анаксимандр первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.
Атомизм Демокрита. (460-370 до н.э.).( 4-5в.д.н.э.)Античная философия
Атомизм- движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Гипотеза развита Левкиппом и особенно Демокритом(460-370 до н.э.).
Д. считал что сущ тела неизмеримо больше моего тела и неизмеримо меньше, он не может их объять или увидеть но предполагает что они есть, следовательно существуют тела далее не делимые и этот предел и есть атом. Атомы, по учению Демокрита, — : это настолько малые частицы вещества, что непосредственно, при помощи чувств, их существование не может быть обнаружено, он основывался на чистой логике и воображении
Атомы носятся в пустоте; настигая друг друга, они сталкиваются, причем, где случится, одни отскакивают друг от друга, другие сцепляются или сплетаются между собой вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Они соединяются благодаря постоянному движению, котор заставляет соединятся и распадаться. атомы соедин-ся случайно. Демокрит полагал, что бесконечно не только число атомов во вселенной, но и число возможных для различных атомов форм, т. е. их фигур, очертаний. Существуют атомы самой различной формы: шаровидные, пирамидальные, неправильной формы, крючковатые и т. п. Число этих различных форм бесконечно.
От чего зависит состояние вещ-ва? От скорости движения. А скорость зависит от атомарного веса. Самые тяжелые атомы образуют твердые вещ-ва.
Предметом наблюдений были такие общеизвестные факты, как способность некоторых твердых тел сжиматься. Если тела могут сокращаться в своем объеме, значит, они состоят из частиц, между которыми имеется пустое пространство, иначе как могли бы они уменьшиться в объеме? Пространсво по Демокриту это протяженность предметов друг относительно друга, и это неотъемлемая часть самих предметов.
По счтает что ощущения-это основание для познания мира, но Демокрит также утверждает, преимущество рационального познания по отношению к чувств-му, поскольку начало мира - атомы и пустоту можно познать только с помощью разума. Демокрит приходит к выводу о субъективности чувств. восприятия в том смысле, что наши ощущения определяются устройством органов чувств.
Однако, субъективность чувств. восприятия не отождествляется Демокритом с субъективизмом, т.к. если атомы опр. формы входят во взаимодействие со здоровыми органами чувств, то у всех людей возникают одинаковые ощущения.
А на вопрос что такое знание и мышление он говорил что это тоже движение мельчайших атомов проникающих в любые пустоты.