Формирование технических и социального гуманитарных наук
Их становление как подсистем науки (наряду с естествознанием) имело также свои социокультурные предпосылки: вступление техногенной цивилизации в эпоху индустриализма, обретение наукой новых функций – быть производительной и социальной силой.
К.18 – н.19 веков – усиление прагматической ценности, начинается систематическое внедрение в производство научных результатов, тогда как в доиндустриальную эпоху оно носило эпизодический, спорадичекий характер. Начинается процесс интенсивного взаимодействия науки и техники и возникает особый тип социального развития – научно-технический прогресс. Идея социального прогресса все отчетливее связывалась с эффективным технологическим применением науки.
К этому времени – развитие крупной машинной индустрии, пришедшей на смену мануфактурному производству. Наука – как условие получения прибыли производителем, как свидетельство силы и престижа государства.
Формируется потребность в появлении особого слоя исследований, который бы систематически обеспечивал приложение фундаментальных естественнонаучных теорий к области техники и технологии. Так появляются технические науки.
Они утверждались на базе экспериментальной науки (естественно-научных теорий), с другой, были инициированы практической необходимостью, когда при решении конкретных задач инженеры не могли опирать на приобретенный опыт, а нуждались в научно-теоретич.обосновании создания искусственных объектов.
Предмет исследования тех.наук – техника и технология как особая сфера искусственного, создаваемого человеком и существующего только благодаря его деят-ти. Они имеют дело с объектами и процессами, чрезвычайно маловероятные для природы, не могущие возникнуть без целенаправленной человеч.активности (колесо, двигатель внутреннего сгорания). Но эти О-ты и процессы возможны только тогда, когда порождающая их деят-ть соотв-т законам природы. Идея законов природы – то основание, которое, сохраняя идею о специфике естественного и искусственного, связывает их между собой.
Пример первой локальной технической теории: конструирование Х.Гюйгенсом механич.часов. Он опирался на открытые Галилеем законы падения тел, создает теорию колебания маятника, а затем воплощает эту теорию в созданном технич.устройстве.
Систематич.разработка техн.теорий – в эпоху становления и развития индустриального машинного производства. Его потребности повлекли превращение технической деятельности в особую профессию, обслуживающую производство (инженеры).
Развитие инженерной деят-ти в 19-20 вв. привело к дифференциации ее функций и, как результат, специализации (проектирование, конструирование, обслуживание тех.устройств и техн.процессов). Форм-ся эмпирич.и теоретич.уровни, наряду с прикладными возникают фундаментальные тех.теории.
Т.о., тех.науки вместе с тех.проектированием начиная с сер.19 столетия стали выступать связующим звеном между естественнонаучными дисциплинами и производственными технологиями.
Социально-гуманитарные науки – начали складываться в тот же историч.период (19 век). В культуре техноген.цивилизации отчетливо оформилось отношение к различ.человеч.качествам и к социал.феноменам как к О-там управления и преобразования (предпосылка). Т.е. объектно-предметное отношение к человеку и к человеческим общностям. Отношения «личной зависимости» окончательно заменяются отношениями «вещной зависимости».
Главным фактором такой смены социально-культурных приоритетов стало развитие товарно-денежных отношений, когда капиталист.рынок превращал различ.человеческие качества в товары, имеющие денежный эквивалент.
К.Маркс: Процессы опредмечивания человеч.качеств – отчуждение, порождающее неподвластные человеку соц.силы и превращающие людей в О-ты соц.манипулирования.
Г.Зиммель: философская концепция денег. Деньги – универсальный способ обмена, определяющий хар-р отношений и общения в самых разл.областях человеч. жизнедеят-ти. Мысль о знаково-символич.роли денег и функционир-и в кач-ве особ.культур.феномена.
Способность денег превращать индивидуально неповторимые вещи в количественные, калькулируемые О-ты.
М.Вебер: Концепция духа капитализма: идеал целерационального действия – особый тип рациональности, основанной на принципах объективности, законодательного регулирования, планирования и расчета. Нов.рац-ть включалась в разл.обл-ти чел.жизнедеят-ти, организуя эк-ку, право, науку, искусство, повсед.жизнь людей.
М.Фуко: демонстрирует нов.отношение к индивиду – как к объекту наблюдаемому, описываемому и регулируемому опред.правилами. Проявления: в организации надзора и контроля в тюрьмах, в системе обезличенного наказания от имени закона, в практике медиц.обследования, основанную на осмотре тела, которое предстает как объект, открытый для наблюдения, публичное обсуждение проблем сексуальности, периодические смотры-экзамены в учеб.заведениях, когда власть заставляет человека- О-та пулично демонстрировать себя. Такое отношение – предпосылки для возникновения социально-гуманитар.наук.
Их возникновение завершило форм-ние науки как системы дисциплин, охватывающей все основные сферы мироздания: природу, общество и человеч.дух.