Человек (индивид, особа, личность, индивидуальность) и общество
Понятие "человек - индивид - личность - личность - индивидуальность", характеризует качественные проявления человека. Понятие "человек" означает вид в биологической классификации, разумное существо, что имеет принципиальные отличия от всех других существ.
Понятием "индивид" обозначают отдельно взятого представителя человеческого рода, которому присущи неповторимые и уникальные природные и социальные качества. Поэтому мы не можем прямо и непосредственно переносить все характеристики рода на индивида, как и наоборот. Такую диалектику единичного и общего в индивиде часто обозначают выражениями: "типичный индивид", "очень своеобразный индивид" и т.п.
Понятие "лица" характеризует определенные реальные качества человеческого индивида. Но это не значит, что черты индивида и являются чертами лица; такие характеристики индивида, как рост, цвет волос, вес, особенности, например, формы носа, на лицо переносить бессмысленно. Как обычно, к понятию лица включают два важнейших момента.
Во-первых, лицо - это субъект и объект социальных отношений, то есть тот, от кого продуцируются социальные действия и к кому они направлены: по этой характеристике лицо возникает в определенных социальных ролях (например, руководитель, добросовестный работник, энергичный предприниматель и др.), возникает представителем определенных социальных слоев (лицо рыцаря, крестьянина и пр.). По этой характеристике в большинстве развитых стран достаточно четко определяют на юридическом уровне, кого и когда можно считать полноценной личностью, например, по признаку совершеннолетия, возможностью выполнения всех основных социальных полномочий и др.
Во-вторых, лицо характеризуется через особый, неповторимый внутренний мир человека с его характером, знаниями, убеждениями, идеалами, эрудицией, ценностями. В данном случае можно вести разговор о "серенькую" лицо, знаменитость, незаурядной личности, моральную, принципиальную лицо, лицо интеллектуально углубленную, примитивную и др.
Поскольку лицо выступает как определенное качество человеческого индивида, то каждый человек предстает уникальной и неповторимой в своих характеристиках и проявлениях, но в то же время она выступает также представителем человеческой личности вообще, лица как таковой, лица как родовой характеристики человека.
Когда человек характеризуется как личность к характеристикам лица прилагается "самость". ось, центр, сосредоточение всех действующих, психических и интеллектуальных качеств: наличие у лица такой "самосии" (кое такого, что делает человека самим собой) позволяет характеризовать ее как сложившуюся, или развитую, или совершенную, или духовную личность.
Как личность человек осознает свои качества, свою уникальность, свои недостатки и преимущества и возникает самодеятельной социальной и интеллектуальной единицей. Когда же это осознание достигает понимания того, что в результате уникальности и неповторимости личности существует нечто такое, что может выполнить только она (потому что больше такой личности нет, не было и не будет) и стремится это выполнить что-либо, человеческая личность приобретает черты индивидуальности.
Понятие индивидуальности может вызвать (и вызывает) ассоциации с индивидуализмом, и для таких ассоциаций есть определенные основания. Действительно, индивидуальность не может сформироваться без самосознания, без выделения себя среди других людей, без определенной внутренней сосредоточенности. Но это не значит и не предусматривает человеческой самоизоляции. Напротив, осознавая свою незаменимость, индивидуальность, осознает и свою полную идентичность с другими людьми: ведь понять свою уникальность можно лишь в сравнении с другими людьми и только при условии уверенности в том, что все остальные люди есть люди, но в чем-то - не так. Мерой ответственности человеческой индивидуальности становится всечеловечность, осознание своих жизненных свершений как общечеловеческих или как свершений, которые что-то меняют в состоянии человечества в определенном смысловом значении: когда чего-то достигает какая-то отдельная индивидуальность, то это демонстрирует возможности человечества или человека, как родового существа.
Как выяснилось, человек и общество связаны между собой глубинными связями: и то, и другое приобретают своих собственных качеств только на основе социальных процессов, то есть в процессе изменения природы - как той, что окружает человека, так и той, действующий в самом человеке и возникает ее природными потенциями и задатками.
С давних времен люди воспринимали и осмысливали себя как органическую часть человеческого общественности: то рода, или семьи, или нации, этноса или народа. Архаичная человека осознавала себя как проявление общей коллективной силы; в Древней Греции (как и в некоторых других народов) самым страшным наказанием считалось изгнание за пределы проживания полиса (этноса или народа). Аристотель в своих произведениях определял человека как "существо общественное", К. Маркс определял сущность человека как совокупность определенных общественных отношений. Однако в сознании фиксировались не только моменты слияния человеку с человеческой общностью, но и моменты их противостояния и даже - вражда.
В общем плане можно выделить следующие основные моменты соотношение человека и общества:
а) человек находится на первом плане, а общество рассматривается в качестве второстепенного; б) человек и общество оцениваются как сущности одного качества, данной только в разных проявлениях;
в) общество предстает самой силой и ценностью, а человек выступает как его агент или единица