Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности

(Билет№7, вопрос 2)

Эллинистическо-римская философия охватывает период времени с конца IV вв. до н.э. до V в. н.э. В эллинистическо-римской философии выделяются следующие основные течения: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Скептицизм.

Основателем скептицизма является Пиррон. Его последователи – Тимон и Эниседем. Большой вклад в развитие этого направления внес Секст Эмпирик – по его произведениям «Против математиков», «Три книги Пирроновых положений» мы и знаем о философском учении скептиков.

Философия скептицизма. Основным постулатом скептицизма является постулат воздержания от каких бы то ни было суждений. Это связано, во-первых, с тем, что любому суждению о предмете можно противопоставить другое суждение, прямо противоречащее ему и равносильное ему. С точки зрения скептиков, все вещи и явления текучи, абсолютно изменчивы. Во-вторых, показания наших органов чувств относительны. Кроме того, нет общепризнанного критерия выбора между двумя противоречащими и равносильными друг другу суждениями.

Скептики считали, что цель человеческой жизнисчастье. Философ – это человек, который стремится достичь счастья. При этом скептики утверждали, что человек, стремящийся достичь счастья, должен ответить на три вопроса: 1)Из чего состоят вещи? 2)Каково должно быть наше отношение к вещам? 3)Какую выгоду и пользу мы можем извлечь из этого отношения к вещам?

На первый вопрос (Из чего состоят вещи?), с точки зрения скептиков, нельзядать однозначного ответа, поскольку нельзя определенно утверждать, что нечто существует или не существует.

Из ответа на первый вопрос автоматически следует ответ на второй вопрос. (Каково должно быть наше отношение к вещам?). Ответ следующий: следует воздерживаться от каких бы то ни было суждений о вещах. (С точки зрения скептиков, к этому воздержанию ведут определенные тропы. Первая тропа основана на разнообразии живых существ; вторая основана на различии между людьми; третья – на различном устройстве различных органов чувств; четвертая – на различных окружающих условиях; пятая – на различных положениях, промежутках и местностях; шестая – на различных примесях; седьмая – на различных сочетаниях величин и структурах подлежащих предметах; восьмая – на относительности (с точки зрения скептиков, все существует не само по себе, а лишь только по отношению к другому); девятая – на постоянной или редкой встречаемости; десятая – на различных способах суждений, различных законах, на различных верованиях, различных обычаях и на различных догматических представлениях.)

Из ответа на второй вопрос вытекает ответ и на третий вопрос (Какую выгоду и пользу можно извлечь из этого отношения к вещам?). Выгодой из такого отношения к вещам является невозмутимость, безмятежность и спокойствие души. По мнению скептиков, счастье – это и есть безмятежность, невозмутимость и спокойствие души.

(Секст Эмпирик выдвинул следующее положение: не может быть общезначимого критерия истинности.)

Эпикуреизм.

Основателем этого направления эллинистическо-римской философии является Эпикур. (Его последователем в древнем Риме был Лукреций Кар.) Основную задачу своей философии Эпикур, точно так же, как и скептики, видел в построении этики (учении о правилах поведения, ведущих к счастью). При этом, с точки зрения Эпикура, этику можно построить только тогда, когда создано учение о природе, о космосе и определено место человек в нем. Этика должна быть основана на физике.

Физика. Эпикур выдвигает следующие положения: 1)из несуществующего не может возникнуть существующее 2)Вселенная остается неизменной.

Эпикур использует атомистическое учение Демокрита. Он считает, что всё в природе представляет собой либо телесные объекты, либо пустоту. При этом все телесные объекты состоят из атомов и пустоты. Если, по Демокриту, атомы отличались формой и размерами, то Эпикур добавляет еще одну качественную характеристику: атомы отличаются по весу. Кроме того, если по Демокриту количество форм атомов было бесконечным, то Эпикур, хотя и признавал правоту Демокрита в том, что количество атомов бесконечно, но считал, что количество форм атомов конечно. Признание ограниченного количества форм необходимо было в связи с тем, что Эпикур признавал отличие атомов по весу.

Этика. По мнению Эпикура, цель человеческой жизни заключается в достижении счастья. Счастье Эпикур связывал с удовольствиями. Эпикур определяет удовольствие с помощью отрицательного признака – как отсутствие страданий.

Среди удовольствий Эпикур выделял два основных – удовольствие покоя и удовольствие движения. (Среди удовольствий, к которым так или иначе стремится человек, Эпикур выделял следующие: 1)природные (естественные) и необходимые 2)природные (естественные) и не необходимые 3)неестественные и не необходимые. Философ должен стремиться только к первому виду удовольствий (естественным и необходимым).

Счастье Эпикур понимал как состояние атараксии (перевод. – состояние безмятежности, невозмутимости). Достижению счастья мешают три рода (вида) страха: 1)страх смерти 2)страх загробной жизни 3)страх перед вмешательством богов в жизнь.

Боги обитают между мирами и не вмешиваются в жизнь человека, поэтому не следует их бояться. Не стоит также бояться загробной жизни, поскольку ее нет. Душа представляет собой тело, также состоящее из атомов. Что касается страха перед смертью: Эпикур учил, что не стоит бояться смерти, ибо, когда мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, нас нет.

Эпикурейцы проповедовали определенный образ жизни среди себе подобных (людей). Они считали, что нужно скрываться.

Стоицизм.

Основателем стоицизма является Зенон из Китиона. Другие представители стоицизма: в Греции – Хрисипп, в античном Риме – философ и поэт Сенека и император Марк Аврелий. Точно так же, как и эпикурейцы, стоики считали, что цель философствования заключается в построении этики (учение о поведении, ведущем к счастью человека). Стоики так же, как и эпикурейцы, считали, что, что этика должна быть построена на основе физики. Этическое учение должно предваряться учением о природе и космосе.

Физика. Космология.

Учение стоиков о космосе (мире) резко отличается от учения о мире эпикурейцев. Если Эпикур учил о множественности миров, то стоики учили, что мир один. Космос, по мнению стоиков – это существо живое и разумное. Космос – это живое и разумное тело, которое пронизано одушевляющим его теплым телесным дыханиемпневмой. Пневма – это воздушно-огненная смесь.

Мир един. Мир, космос отождествляется стоиками с богом. Сенека писал, что не может быть бога без природы, и природы без бога. При этом бог, в понимании стоиков – это одновременно судьба, провидение, природа и мир как целое. Мир (космос) совершенен и целесообразен. Никакой случайности внутри мира и быть не может. (С точки зрения стоиков, мир возник из первоогня и периодически возвращается в огонь)

Этика. Цель человеческой жизни, с точки стоиков, - это достижение счастья. Зенон из Китиона понимал счастье как согласованную жизнь. Под «согласованной жизнью» Зенон понимал, с одной стороны, согласованной человеческих мыслей друг с другом, и, с другой стороны, согласованность наших желаний с нашими жизнями. Кроме этого, (по мнению Хрисиппа,) согласованная жизнь – это жизнь, согласная с природой. При этом природа понималась стоиками двояко: с одной стороны как внешняя по отношению к человеку, с другой стороны – как внутренняя природа человека. Жизнь, согласная с природой – это, прежде всего, жизнь, согласная с внутренней природой человека.

По мнению стоиков, в достижении счастья человеку мешают аффекты (страсти)- страстные движения души, исключающие разумное. Стоики выделили 4 аффекта: печаль, удовольствие, страстное хотение и страх.

Счастья может достигнуть только добродетельный человек. Стоики выделили 4 основные добродетели: 1)рассудительность и разумность 2)умеренность 3)справедливость 4)мужество. Им противостоят 4 основных порока: 1)неразумность 2)разнузданность 3)несправедливость 4)трусость. Достичь счастья можно, только преодолев аффекты и страсти; тем самым будет достигнуто состояние бесстрастия (апатия). Именно в состоянии апатии (состояние бесстрастия, невозмутимости, спокойствия души) стоики видели счастье.

Если эпикурейцы считали, что не следует вести активную общественную и политическую жизнь, то стоики наоборот, считали, что стоик-философ должен вести активный образ жизни, вести активную общественную и политическую жизнь.

Поскольку, с точки зрения стоиков, в мире нет никакой случайности, они не допускали существование свободы у человека (в том понимании, которое было у Эпикура и эпикурейцев). Стоики считали, что вся человеческая жизнь предопределена судьбой. Человека, который согласен с судьбой, судьба ведет за собой, человека же противящегося, сопротивляющегося судьба тащит за собой.

Неоплатонизм.

Основателем этого направления эллинистическо-римской философии является Плотин. Другие представители – Порфирий, Ямвлих, Прокл.

Философия. Основой философии неоплатонизма является учение Плотина. Его основное произведение – «Эннеады». В этом произведении Плотин разработал учение об эманации.

Первоначалом всего сущего в мире, с точки зрения Плотина, является единое. Единое – это чистое простое единство, которое не допускает какой-либо множественности. Единое ни от чего не зависит, а все сущее в мире зависит от единого. Зависит в том смысле, что единое не просто творит мир, а излучает всё из себя в силу естественной необходимости. Это излучение сущего из единого и было названо Плотином эманацией.

Плотин выделил определенные стадии эманации. На первой ступени эманации единого появляется мировой ум. (Мировой ум одновременно и субъект, и объект.) Следующая стадия эманации – мировая душа. Мировая душа содержит в себе Платоновские идеи (эйдосы). Следующий этап эманации – это конкретные душиразумных существ, прежде всего, человеческие души. Последняя ступень эманации – это материя( как отрицательное условие существования чувственно воспринимаемых вещей.)

Неоплатоники считали, что цель человеческой жизнидостижение единения с праединством. Плотин говорил, что один из возможных способов познания праединства – это диалектика. Плотин рассматривал диалектику как способ обобщения, в задачу которого входил поиск единства во многом. Однако, по мнению Плотина, окончательно постичь абсолютное праединство этим способом невозможно. Достижение единства субъекта и объекта и познание праединства возможно только в редкие минуты умственного мыслительного экстаза, или в редкие мгновения мистической интуиции.

Наши рекомендации