Cпецифика философской традиции древней Индии
История философской мысли древней Индии восходит к концу II – началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства (шудры), прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер. В период подъема в экономической жизни страны и глубоких социально-политических конфликтов происходят серьезные сдвиги и в области идеологии. Приходит конец господству брахманизма. Идеология брахманизма выражена формулой эквивалентности Атмана (человеческой души, «Я») и Брахмана (всеобщей субстанции, первопричины, первоосновы), т.е. в сущностном тождестве индивидуальной психической субстанции и духовно-космической субстанции.
Брахманизм закреплял сословное деление среди свободных, освящал власть знати, состоявшей из привилегированных групп: брахманов (жрецы), кшатриев (военная знать), а также приниженное положение основной массы свободных, входивших в группу вайшьев (общинники).
Обострившиеся социальные противоречия нашли отражение и в области идеологии, в начавшейся борьбе против религиозных догм брахманизма. Зачатки философских воззрений встречаются в ранних литературных памятниках: в Ведах (буквально – «знания») – сборнике гимнов и молитв, обращенных к обожествляемым силам природы, богам; Упанишадах (написаны в форме бесед учителей со своими учениками); древнеиндийских эпических произведениях «Махабхарате» и «Рамаяне», «Законах Ману». Философия тесно связана с мифологией. В мифах «Вед» организация мироздания приписывается «первочеловеку» – тысячеглазому, тысяченогому Пуруше, ум и дух которого породили Луну, глаза – Солнце, уста – огонь, дыхание – ветер. Пуруша – модель космоса и человеческого общества.
В IV – II вв. до н.э. философские течения складываются в системы. Выделяют девять философских систем (даршан): джайнизм, буддизм, чарвака, веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан. Школы, признающие авторитет Вед, считаются ортодоксальными и называются астика. Не признающие этого авторитета называются неортодоксальными, или настика. Настика – это чарвака, джайнизм, буддизм. Астика – это веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога.
Основателем древнеиндийского материализма считают мудреца Брихаспати. С его именем связывается учение «чарвака» ( локаята).
Сторонники учения чарваков считали мир материальным. Всё в мире, считали они, состоит из четырех элементов – огня, воздуха, воды и земли. Из таких материальных частиц состоят и живые существа. Материя – основа всего существующего. Сознание есть свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселении душ чарваки считали бессмысленным.
Рассматривая вопросы теории познания и логики, на первый план чарваки выдвигали положение о том, что единственным источником познания истины является ощущение, восприятие. Божественное откровение и священное предание не могут дать достоверного знания. Атеизм чарваков выражается в отрицании существования бога и признании материального мира независимым от божественного провидения и подчиняющимся имманентным,внутренне присущим закономерностям.
Этические взгляды чарваков выражали разумное требование счастливой жизни для всех людей. Их точка зрения является гедонистической. Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни заключается в достижении счастья, которое есть удовольствие и наслаждение.
Среди антибрахманских и антиведийских духовных движений главное место занимали джайнизм и буддизм. Философия джайнизма главную задачу видела в указании путей и средств к избавлению бессмертных душ от оков эмпирического мира, для чего необходимо знать его устройство. Джайны отрицали творение мира каким бы то ни было божеством. Утверждали вечность мира, состоящего из двух видов материи: неживой и живой. Каждый предмет, образованный из неживой материи, состоящей из атомов, расположенных во времени и пространстве, обладает бесконечным количеством свойств и признаков.
В основе учения джайнов – представление о жизни как страдании. В этом джайны сходятся с буддистами. Страдание связывается с действием закона кармы. Карма, как космический закон справедливого воздаяния, обусловливает зависимость человека от последствий его прошлых действий и поступков. Этот закон можно победить. Совершенные в прошлых жизнях дурные дела можно побороть правильной верой, правильным познанием и правильным поведением. Однако это еще не полное освобождение. Надо освободиться от сансары, от воплощения в тело, ибо оно – источник страданий. Попадая в сети кармы, индивид не может избавиться от потока перевоплощений (сансары), претерпеваемых его душой. После смерти индивида душа вселяется в ту телесную оболочку, которую он заслужил своей прошлой жизнью. Поэтому человек должен максимально воздерживаться от жизненной активности, помня, что земное существование – тлен и суета. Ему надлежит сосредоточенно размышлять о своей подлинной природе, о внутреннем тождестве Атмана и Брахмана. По мере отказа человека от заботы о внешнем, материальном существовании душа перестает быть связанной этим миром и получает возможность восстановить субстанциальное единство с Абсолютом. Счастье и свобода – в полном и окончательном освобождении души от тела (мокша). Их соединение – источник страданий. Поскольку этому соединению способствуют страсти, то условием освобождения должно быть полное освобождение от страстей.
В мироздании есть два самостоятельных начала. Это живое и неживое. Живое тождественно одушевленному. Поэтому джайны проповедуют и практикуют воздержание от причинения вреда любому живому существу (ахимса).
Джайны различают несколько видов познания: 1) вера в авторитеты; 2) познание посредством чувств и ума; 3) контакт души с объектом без посредства чувств и ума, путем устранения препятствий.
Согласно джайнизму, существует несколько расположенных друг над другом миров. В двух нижних мирах обитают демоны, мучающие души грешников. Средний мир – Земля. В двух верхних мирах обитают боги, а в зените – души, достигшие освобождения.
Буддизм – религиозно-философское учение Гаутамы Будды (Просветленного). Символична легенда о Будде. Сын царя индийского племени шакья жил в полном благополучии до тех пор, пока однажды, выехав за ворота дворца, не увидел калеку, старца, похоронную процессию и монаха-аскета. Эти четыре встречи потрясли Гаутаму, ранее не знавшего, что в мире есть горе, побудили его покинуть дворец и начать жизнь аскета. Прозрение наступило после шести лет сомнений и поисков, Гаутама стал просветленным (Буддой), поняв, что жизнь есть страдание, страдание имеет причины и существует путь к избавлению от страданий.
Сущность буддизма излагается в четырех истинах: 1) жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является наши страсти и желания; 3) страдание можно прекратить, погрузившись в нирвану (сознательное приостановление круговорота бытия на земле, полное искоренение желаний, угасание эмоциональной активности человека, освобождение от своего «Я»); 4) существует путь к прекращению страдания – благородный восьмеричный путь», который состоит из:
· правильной веры (следует верить, что мир полон скорби и страданий);
· правильной решимости (твердо определить свой путь, ограничить страсти и стремления);
· правильной речи (следует следить за своими словами, дабы они не вели к злому, речь должна быть правдивой, доброжелательной, дружественной, бесхитростной и точной);
· правильных дел (избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела);
· правильной жизни (соблюдение пяти заповедей: не вредить живому, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и ленивых речей, не пользоваться опьяняющими напитками);
· правильной мысли (следует следить за направлением мыслей, гнать злое, настраиваться на доброе);
· правильных помыслов (следует уяснить, что зло – от нашей плоти);
· правильного созерцания (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредотачиваться, созерцать, углубляться в поиске истины).
Человек, проводящий в жизнь эти положения, освобождается от страданий, становится на «путь Будды». Восьмеричный путь называется «срединным», т.к. лежит между крайностями, пролегает между добром и злом. Идущий по срединному пути может перейти на путь начала просветления и постигнуть мудрость благодаря интуиции и духовному прозрению, внезапному осознанию истины.
Человек, прошедший все стадии восьмеричного пути, становится святым (архатом), стоит на пороге нирваны. Здесь подразумевается не гибель, а выход из круговорота перерождений.
Основным законом мироздания в буддизме является закон зависимогопроисхождения, по которому ни одно явление не возникает без сопутствующей причины. Исходя из этого закона, установить первопричину любого явления невозможно. Поэтому буддизм воспринимает мир таким, какой он есть. Всё в мире связано. Человек – владыка миров. Будучи частью космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях.
Буддизм на ранней стадии своего развития рассматривал весь мир как единый поток, состоящий из отдельных элементов – физических и психических дхарм. Дхармы (элементы мира) находятся в постоянном процессе изменения. В природе происходит непрекращающееся изменение, вечное возникновение и уничтожение. Ранним буддистам присуще стихийно-диалектическое мышление.
Буддизм отрицает реальность феноменального мира, ибо он – источник страданий. Точка зрения буддизма на вопросы бытия характеризуется как «негативная онтология». Буддисты представляли Вселенную бесконечным процессом отдельных элементов материи и духа, появляющихся и исчезающих без реальных личностей и без постоянной субстанции. Нет ничего, что в определенном аспекте не было бы относительно, поэтому можно отрицать конечную реальность всего существующего. Собственная природа вещей находится за пределами мира явлений, в области вечных сущностей, приобщение к которым невозможно. Отсюда их нереальность и пустота.
Буддизм довел до кульминации идеи отречения от жизни, самоуглубления в свой внутренний мир. Считал, что путем самосозерцания и самоуглубления можно выйти из волнующего океана бытия и достичь вечного блаженства – нирваны. Эта сторона буддизма, а также идея о перевоплощении душ, была удобным средством идеологического воздействия на массы, объявляя жизнь сплошным потоком страданий, она призывала не к облегчению реальных страданий, а к их уничтожению только в мысли.
К началу нашей эры буддизм распался на два течения – махаяну и хинаяну. Первое было постепенно ассимилировано брахманизмом; второе сохраняло дух первоначального буддизма. В самой Индии буддизм постепенно сошел на периферию духовной жизни, но оказал мощное влияние на философские и религиозные традиции Тибета, Монголии, Китая, Кореи, Японии, других стран Юго-Восточной Азии.
Веданта – идеалистическое учение, обосновывавшее брахманизм, единственной сущностью, первичной реальностью провозглашала безличный мировой дух – Брахмана. Объективный материальный мир рассматривался как его эманация – истечение, распространение, переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Брахман – высшая объективная реальность, зародыш всего сущего, творческое начало.
Идеалисты пытались доказать, что тело есть только внешняя оболочка души (Атмана), являющейся частичкой или воплощением Брахмана, субъективным, индивидуальным началом. Признание тождества души и мирового духа занимает центральное место в идеалистических течениях Упанишад. Важнейшее положение Упанишад – единство Брахмана и Атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума.
Душа (Атман) вечна и бессмертна, подчиняется закону кармы, т.е. зависит от последствий своих прошлых деяний. Карма – понятие, определяющее судьбу человека. Душа никак не может избавиться от вечного потока перевоплощений, цепи перерождений (сансара), причем в последующих воплощениях душа входит в такую оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. С этой точки зрения, человек должен воздерживаться от участия в жизни, сознавать, что земная жизнь – это тлен и суета, и размышлять о своей истинной природе, т.е. о тождестве души с Брахманом. Если человеку удается полностью отказаться от повседневных забот, то его душа перестает быть связанной с этим миром и тогда наступает реализация ее тождества с Брахманом, т.е. освобождение (мокша), составляющее высший смысл жизни человека. Познание этого тождества недоступно для обыкновенного ума, оно может достигаться только посредством откровения, содержащегося в Ведах, и длительного самосозерцания.
Все эти положения составляют основу веданты – главного идеалистического учения древней Индии («завершение Вед») и служат теоретическим обоснованием брахманизма. Веданта отстаивает монистическую модель, согласно которой существует идеальное единство, причина мира.
Школа санкхья склонялась к дуализму. В этой школе наряду с материалистическими идеями существуют и элементы идеализма, главным образом в вопросах этики.
Школа санкхья считала мир материальным по своему характеру, постепенно развившимся из единой первоматерии (пракрити). Движение, пространство и время – свойства, присущие материи и неотделимые от нее. Допускается существование независимых от материи душ, которые, однако, лишь присутствуют при процессе эволюции, не принимая в нем участия (компромисс с идеализмом). По мере развития древнеиндийской философии первоначальные чувственно-созерцательные представления о материи как комбинации элементов огня, воздуха, воды и земли, заменяются более развитыми материалистическими представлениями об атомистическом строении материи.
В школе санкхья признавались три средства познания: восприятие, логический вывод, свидетельство авторитета.
Согласно учениям ньяи-вайшешики, мир состоит из качественно разнородных мелких частиц (ану) воды, земли, воздуха и огня, заключенный в эфире, времени и пространстве. Все объекты физического мира образуются из этих атомов. Сами ану вечны, несотворимы и неразрушимы, образованные из них объекты преходящи, изменчивы и непостоянны. Ану различаются между собой качественно и количественно, размерами и формой.
Как отвечают учения ньяи и вайшешики на вопрос о законах, по которым происходит образование физических объектов из вечных ану? По мнению основателя школы вайшешики Канады, все комбинации ану, в результате которых образуются конкретные предметы, совершаются по законам, направленным на благо души. Причина существующего мира в том, что атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон – дхарму. Подобное решение вопроса оставляло возможность для последующей идеалистической интерпретации онтологического учения ньяи-вайшешики.
Школа ньяя занималась вопросами логики и теории познания. Большое значение ньяя придавала разработке вопроса о роли логического умозаключения в познании, выработала основы пятичленного силлогизма, разработала сравнение как средство познания.
Система миманса известна в основном тем, что своей целью ставила защиту и оправдание ведийского ритуализма, в соблюдении которого состоит праведная жизнь, приводящая к освобождению души после смерти. Наряду с проповедью религиозной обрядности и бессмертия души миманса признавала реальность мира, который не нуждается для своего бытия в творце, существует вечно и образован из атомов, управляемых законом кармы. В качестве средства познания признавали предположение (гипотезу).
Разложение рабовладельческого строя Индии привело к распространению и усилению крайних форм идеализма мистического толка, например, школы йоги. Это религиозно-мистическое учение разрабатывало способы «обуздания мысли», т.е. способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек якобы осознает отличие своего «Я» от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль за дыханием и т.п.
Многие исследователи считают возможным говорить о едином религиозно-философском комплексе, в рамках которого происходило становление и развитие философии в духовной культуре Индии. Одни и те же тексты можно одновременно рассматривать и как философские, и как религиозные.
Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации.
Итак, перечислим специфические древнеиндийской философии:
· традиционализм;
· эзотеризм;
· философия в древней Индии выполняла своеобразную пропедевтическую и апологетическую функции;
· философская культура древних индийцев отличалась высоким уровнем развития рационального мышления, опиралась на разработанные правила философской аргументации, доказательства и логического вывода;
· тесная взаимосвязь окружающего мира и личности;
· обращенность философии внутрь человека;
· аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние как жизненные принципы;
· абстрактный характер философии, решение проблемы первопричины, Абсолюта, размышление над тем, что владеет душами;
· учение о перерождении, бесконечной цепи перерождений, вечном круговороте жизни и смерти;
· учение о карме – сумме злых и добрых дел каждого человека; карма определяет форму очередного перерождения.