Пантеистическая онтология Б. Спинозы

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677)родился в семье еврейских эмигрантов в Амстердаме. Окончил семиклассное еврейское училище, где изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд. Это образование не удовлетворяло Спинозу, поэтому он занялся самообразованием. Он знакомится с Ф. Бэкона, Т. Гоббса, но особое впечатление на него оказали труды Р. Декарта, учеником (картезианцем) которого он себя в дальнейшем считал. За несоблюдение религиозных иудейских обрядов был отлучен отлучению от синагоги (на месяц). Однако наказание не сломило Спинозу. Руководители общины пытались Пантеистическая онтология Б. Спинозы - student2.ru подкупить его значительной суммой, лишь бы он посещал синагогу, затем подсылают к нему убийцу. Спасаясь от преследований, Спиноза вынужден уехать из Амстердама в деревню. Ему материально помогали друзья, сам он зарабатывал шлифовкой оптических линз. Публикация первой работы («Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей») сразу же принесла ему славу. В 1673 г. Спинозе предложили занять кафедру в Гейдельбергском университете при условии, что он не будет нападать на официальную религию, но он отказался. В том же году от имени короля Франции ему пообещали пенсию, если он посвятит королю одно из своих сочинений, на что он ответил: «Я свои сочинения посвящаю только истине». Умер Спиноза от туберкулеза.

Основные философии Спинозы изложены в его главном труде «Этика». Особенность этой работы заключается в «геометрическом» способе изложения, когда каждая часть книги начинается с дефиниций, в которых простым и ясным образом определяются основные понятия, далее идут аксиомы, содержащие полностью очевидные и интуитивно ясные идеи, которые не требуют никакого обоснования или доказательства, а затем следуют утверждения. Утверждения выводятся уже из дефиниций и аксиом. Поэтому к каждому из них присовокуплено доказательство.

Если мировой порядок понимать по аналогии с системой математических истин, то порядок вещей должен мыслиться как система следствий: каждая вещь есть необходимое следствие другой, и эта цепь следствий сводится к первой причине. Такой первой причиной является субстанция, которая самостоятельна, ни от чего не зависит, представляет собою causa sui, т. е. причину самой себя. Если Декарт начинал с мышления субъекта, то Спиноза - с субстанции. По его мнению, субстанция ни от чего не зависит. Вне субстанции нет ничего, и она содержит в самой себе все то, что существует. Иное ее название – Бог, или Природа, что впоследствии дало основание характеризовать философию Спинозы как пантеизм.

Субстанция бесконечна в пространственном и временном отношении. Отдельным же вещам присуща некоторая длительность и протяженность. Субстанция стоит за пределами единичных длительностей и протяженностей. Вечность субстанции Спинозой понимается как ее неизменность, ее бесконечная реальность, в силу которой она не возникает и не уничтожается. В субстанции слились воедино прошлое, настоящее и будущее; прошлое не исчезает для настоящего, будущее предсуществует как то, что неизбежно произойдет в свое время.

По Спинозе, субстанция единственна. Если бы существовало много субстанций, то они в каком-нибудь отношении отличались бы друг от друга, следователи но, каждой субстанции было бы присуще небытие, недостаток или граница, которая уничтожает ее бесконечность, а тем самым и ее саму. Поэтому существует лишь одна субстанция.

Субстанция не только единственна, но и едина. «Природа везде и всегда остается одной и той же; ее сила и могущество действия, то есть законы и правила природы, по которым все происходит и изменяется из одних форм в другие, везде и всегда одни и те же». «Вся природа составляет один индивидуум, части которой, т. е. все тела, изменяются бесконечно многими способами без всякого изменения индивидуума в его целом».

Природа субстанции выражается в ее атрибутах - существенных и всеобщих свойствах. Субстанция обладает бесконечно многими атрибутами, но Спиноза считает, что нам известны только два - протяжение и мышление. Если у Декарта мышление и протяженность рассматриваются как две разные субстанции, у Спинозы - это два атрибута одной и той же субстанции.

Спиноза понимает субстанцию как внутреннюю причину всех вещей, протяжение и мышление - как своеобразные действующие первичные силы. Как самостоятельные атрибуты они независимы друг от друга, но как атрибуты одной и той же субстанции они действуют соединенно: протяженность никогда не действует без мышления, мышление - без протяженности. Отсюда следует вывод, что там, где есть душа, есть и тело; нет мышления, которое отдельно от материальной природы составляло бы мир идей или царство душ.

Хотя протяженность и мышление действуют независимо друг от друга, но, являясь атрибутами одной и той же субстанции, они порождают один и тот же порядок, одну и ту же связь. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Это положение является фундаментальным в концепции Спинозы.

К понятиям субстанции и атрибутов им присоединяется понятие модуса. Субстанция как причина самой себя первична, необусловлена, бесконечна. Понятию субстанции противостоит понятие модуса: модус - это то, что обусловлено, ограничено другим, конечно. Каждое конечное свойство есть определенное и ограниченное выражение бесконечного, поэтому модусы суть частные, конечные формы атрибутов. Для атрибута протяжения отдельный модус - то или иное конкретное протяжение, для атрибута мышления - та или иная отдельная мысль, идея или разум отдельного человека.

Субстанция с ее атрибутами составляет «природу творящую»(natura naturans), a модусы, т.е. мир конечных вещей, есть «природа сотворенная» (natura naturata). Природа творящая - это причина, а природа сотворенная - следствие данной причины; при этом следствие не может существовать без порождающей ее причины, а причина, в силу своей сущности, не может не породить данное следствие. Таким образом, все существующее в природе сотворенной - в мире конечных телесных вещей (модусов) - является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым, нет ничего случайного; тем самым, по учению Спинозы, в мире царит строжайший детерминизм.

Все тела отличаются, как модусы протяженности в отношении движения и покоя, в большей или меньшей скорости движения. Но движение и покой каждого тела определены извне. Поэтому все явления в телесном мире возникают на основе закона механической причинности. Движение и покой, смена одного другим не позволяют никакой вещи находиться все время в одном и том же состоянии. Поэтому движение - бесконечный модус. Аналогичным образом атрибут мышления имеет бесконечный модус как совокупность всех идей, которые могут оказаться в умах людей.

Мир единичных вещей - совокупность модусов. Единичные вещи зависят друг от друга; они существуют в реальном времени, длительности; к миру единичных вещей применимы мера и число. Вещи, «хотя и в различных степенях, однако же все одушевлены».

Наши рекомендации