Ибн-Гебирол (Авицеброн) (Avicebron)
Биографические сведения. Соломон бен Иегуда, или в мусульманской традиции — Ибн-Гебироль1, (1020— 1070) — средневековый еврейский мыслитель; был широко известен в мусульманском мире под именем Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, а в средневековой Евро-
1 «Ибн» на арабском языке и «бен» на еврейском — означают «сын». Хотя Авицеброн был по происхождению евреем, и в Европе, и в мусульманском мире многие ученые считали его арабом и мусульманином, поэтому распространенным было его имя в арабском звучании Ибн-Гебироль.
пе — под именем Авицеброн. Он родился в Испании в г. Малаге, большую часть жизни прожил в Сарагосе. Был поэтом и философом.
Основные труды. Главное произведение «Источник жизни», построенное в виде диалога между учителем и учеником, было написано на арабском языке. Оригинал утрачен, частично сохранились еврейский и латинский переводы. Последний был широко известен в средневековой Европе, а автор считался арабом.
Философские воззрения. Онтология. Онтология Авицеброны представляет собой попытку соединить религиозные представления о Боге с неоплатоновской онтологией и учением Аристотеля о материи и формах: «В бытии имеются всего три вещи, а именно: материя вместе с формой, первая субстанция и воля, представляющая собой промежуточное звено между этими двумя крайними звеньями». Бог при этом понимается как первая субстанция и по сути дела отождествляется с идеей Единого у Платона и неоплатоников.
Космогония. В космогонии имеет место синтез библейского учения о творении мира Богом из ничего и неоплатоновского учения об эманациях. Бог посредством Логоса (т.е. Слова, которое есть одновременно еще и воля Божья) создает бытие из ничего. Это первый и последний акт творения, результатом которого является Космический разум (ум), включающий в себя материю и формы. Далее космогонический процесс идет по схеме неоплатоников: в результате эманации, исходящей от Космического разума, рождается Мировая душа, отдельные души, природа.
Все существующие объекты — за исключением Бога — есть единство материи и формы, т.е. материальными признаются не только телесные, но и духовные сущности, например человеческие души, ангелы и т.п. Материальные объекты различаются по степени «тонкости» материи, из которой они состоят, что связано с той формой, которую «восприняла» материя (материя, как и у Аристотеля, понимается как универсальный носитель возможностей). Принципиальным является Деление материи на воспринявшую «форму телесности» и «форму духовности». Чем более тонкой становится материя, тем более совершенной и знающей она является. Познание Бога возможно только интуитивным путем в состоянии экстаза.
Судьба учения. Ибн-Гебироль оказал некоторое влияние на мусульманских и христианских-философов. Особо можно отметить его влияние на пантеистические идеи Джордано Бруно.
Перипатетизм
Маймонид (Maimonides)
Биографические сведения. Моше (Моисей) бен Маймон (1135—1204), более известный под именем Маймонид, был философом, теологом и врачом. Родился в Кордове; преследования евреев в арабо-марокканском халифате заставили его покинуть страну и переселиться в Каир (египетский халифат), где в 1187 г. он стал лейб-медиком султана Салах-ад-Дина (Саладина).
Основные труды. Главный философский труд — «Путеводитель заблудших» («Путеводитель растерянных», «Наставник колеблющихся»), написанный на арабском языке в виде диалога учителя с учеником. Еще при жизни Маймонида эта книга была переведена на еврейский язык, а позднее в Европе — и на латинский.
Философские воззрения. Учение Маймонида, хотя и создано им самостоятельно, во многом сходно с учением Аверроиса, что связано с общностью источников — философией Аристотеля и комментариями к нему арабских философов предшествующих поколений.
Проблема знания и веры. Маймонид считал, что между истинами Откровения и истинами науки не может быть подлинных противоречий, ибо «они проистекают из одного и того же источника, а именно из божественной мудрости». Но при этом истины разума Маймонид все-таки ставит выше религиозных, утверждая, что последние есть не что иное, как «истина, изысканная силой разума и в записанном виде переданная святыми отцами». Поэтому все библейские положения, которые выглядят противоречащими научным выводам, он истолковывает аллегорически.
Онтология. Маймонид почти полностью соглашается с Аристотелем во всем, что относится к «подлунному миру» (т.е. земному), но спорит с ним по ряду положений, относящихся к «надлунному миру». Так, Маймонид отрицает вечность мира и признает сотворение мира Богом.
Синтез еврейского вероучения с греческой философией, осуществленный Маймонидом и провозглашенный им примат разума над верой, вызвали значительное недовольство еврейских богословов: его учение было несколько раз осуждено за «продажу Священного Писания грекам», а книги приговаривались к сожжению. Борьба «за» и «против» его учения шла на протяжении всего XIII в., она достигала такой остроты, что в 1305 г. синод раввинов под угрозой отлучения от синагоги запретил заниматься философией всем лицам, не достигшим 25 лет.
Судьба учения. В эпоху Средневековья учение Маймонида оказало большое влияние на развитие каббалы и на западноевропейскую схоластику, особенно на Альберта Великого и Фому Аквинского. В Новое время отмечается его влияние на Спинозу.
Схема 61. Маймонид: истоки и влияние
Каббала (Kabbala)
Слово «каббала» в переводе с древнееврейского означает «предание». Каббала — это мистическое учение, в течение длительного времени оно было тайным (эзотерическим).
Легенды о происхождении. Существует две легенды о происхождении тайных знаний, содержащихся в каббале. По одной версии, их получил Моисей на горе Синай, когда встречался там с богом Ягве. Но если «скрижали завета», данные ему Богом, он принес всему еврейскому народу, то каббалистические знания сообщил только избранным. В дальнейшем эти знания хранились в глубокой тайне и передавались только доверенным ученикам. По другой версии (опирающейся на апокрифическую1 «Книгу Еноха»), эти знания люди получили от ангелов, когда те сошли с неба и взяли себе в жены дочерей человеческих.
Основные труды. Сефер Ецира. «Книга творения» известная еще с древности (она упоминается в сочинениях I—II вв.); Зехер, или Зогар. «Свет, Блеск или Сияние», которая стала известна в Европе с XIII в., когда Моше из Леона (Моисей Лионский) привез ее в Испанию. Иногда он же считается ее автором.
Философские воззрения. Философское учение каббалы представляет собой попытку соединить ветхозаветное учение о сотворении мира Богом из ничего с платоновской и неоплатоновской космогонией, по ряду параметров напоминая при этом учение Оригена и гноcтицизм.
Космогония. Бог понимается как простое, однородное и неопределенное единство (аналогично идее Единого у Платона). В этом смысле Он не есть нечто, существующее в мире, т.е. Бог есть не нечто — Эн-Соф.Но поскольку все заключается в нем, как в высшей причине, Бог есть все. И так как мир возникает из Бога, то можно сказать, что Бог творит мир из ничего.
Эн-Соф есть первосвет.Сначала он наполнял все пространство, а точнее, он и был этим пространством. Но чтобы могло возникнуть что-либо иное, он сконцентрировался сам в себе, образовав тем самым пустоту. Эту пустоту он наполнил своим светом, истекающим (эманирующим) из него, и по мере удаления от Бога — постепенно ослабевающим.
Первым был создан (из первосвета) Адам Кадмон— первочеловек, являющийся прототипом всего творения. Через Адама Кадмона
1 Апокрифы — это древние книги, близкие по содержанию к библейским, но не вошедшие в канон, т.е. официально принятый состав Библии.
эманируют из Бога десять сефирот (сфер). Через них Бог открывается, а потому и познается. Они образуют космическое тело Адама Кадмона. Сефироты соподчиняются друг другу по три, получается троекратное единство, к которому примыкает десятая сефира, как общий результат всех этих триединств и как гармония между всеми остальными (схема 62). В соответствии с триединством сефирот существует три мира (табл. 47).
Таблица 47. Три мира в каббале
Мир | Расположение мира | Население |
Мир Берия | первый (высший) сотворенный мир или внутреннее небо | умопостигаемые духи |
Мир Йицира | второй сотворенный мир или внешнее небо | ангелы, обладающие тонким телом |
Мир Азиа | третий сотворенный мир, мир элементов или природы | люди |
Выше этих трех миров находится мир первообразов — Ацилут,т.е. Адам Кадмон, к которому эти три сотворенных мира относятся как копии.
На самой нижней ступени поток божественного света вливается в материю,которая есть угасший свет.Поскольку свет — это добро, то тьма есть зло; во мраке пребывают злые духи,т.е. падшие ангелы, которые согрешили и были низвергнуты с неба.
Методы каббалы. Каббала оказала большое влияние на дальнейшее развитие мистических учений, особенно благодаря специфическим каббалистическим методам. Каббалисты считают, что в Библии, и прежде всего в Торе1, заключены тайные знания, которые можно прочитать, используя особые методы расшифровки (гематрия, нотарикон, тамура). Так, гематрия2 состоит в следующем: каждой букве еврейского алфавита (их 22) приписывается число по принципу: а — 1, б — 2 и т.п., буквам второго десятка — 10, 20 и т.п., третьего — сотни. Значением слова или иного языкового выражения считается сумма всех соответствующих букв. По этому методу числом 666 в Библии (Апокалипсисе) зашифровано имя антихриста. Языковые выражения с одинаковой суммой чисел считаются мистически взаимосвязанными.
1 Другое название Торы — Пятикнижие Моисея, это первые пять книг Ветхого Завета, в которых рассказывается о сотворении мира, грехопадении и т.д.
2 Метод гематрия, связанный с мистикой чисел, по-видимому, восходит к идеям пифагореизма.
Схема 62. Космология каббалы
Судьба учения. Каббала оказала громадное влияние на развитие различного рода мистических учений как эпохи Средневековья, так и более поздних — вплоть до настоящего времени.
Схема 63. Каббала: истоки и влияние