Философское учение о бытии и пространстве-времени
Бытие является одним из важнейших понятий в философии. Этим понятием фиксируется в самом общем виде проблема существования. Слово «бытие» образовано от глагола «быть». Как философская категория «бытие» появляется, когда философской мыслью была поставлена проблема существования. К предметной области философии относится:
- рассмотрение мира как целого;
- отношение материального и идеального;
- определение места человека в обществе и в мире.
Иначе можно сказать, что в центре философского познания находится вопрос о бытии мира и бытии человека.
Бытием можно назвать всё то, что существует: человек и животные, природа и общество, Галактика и отдельные планеты, наши фантазии, мечты и мысли, религии и юридические законы… Поэтому мы можем говорить о многообразии форм бытия:
- бытии вещей и процессов, как природных, так и созданных человеком;
- бытии самого человека;
- бытии духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное (индивидуальное сознание, воля и т.п.) и объективированное духовное (или внеиндивидуальное: общественное сознание, культура и т.п.);
- социальном бытии, подразделяющемся на бытие отдельного человека в обществе, культуре и бытие общества в целом.
Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией.
Бытие имеет свою противоположность – небытие. В истории философии эти два понятия обычно использовались в диалектическом единстве: из небытия рождается бытие, которое по истечении времени возвращается к своему началу – небытию:
небытие бытие небытие
Интересно в связи с этим учение даосов о двух Дао (см. § 2.1).
Являясь фундаментальной категорией для философского познания, бытие имело разное истолкование в истории философии.
ü В античности Парменид считал, что бытие не равно существованию. Бытие – это то, что обеспечивает существование. Оно неподвижно, неизменно в том смысле, что кроме него ничего нет. Все существующие вещи – лишь неподлинные формы бытия. Гераклит говорил о постоянной изменчивости бытия, его текучести.
ü В средние века парменидовское истинное чистое бытие отождествляется сБогом, который и выступает гарантом существования мира.
ü В Новое время бытие субъективируется (Беркли, Юм): мыслящий, воспринимающий субъект обеспечивает возможность существования мира вещей.
ü В философии XX в. в экзистенциализме все проблемы бытия сводятся к бытию человека. Бытие вещей несущественно. Оно не имеет значения. Значимо только ощущение своего бытия в мире человеком.
Для обозначения природных форм бытия в философском познании было разработано понятие материи. Слово «материя» в дословном переводе с латинского означает «вещество». В истории философии длительное время материя отождествлялась с веществом. Это объясняется тем, что история материализма тесным образом связана с развитием естественных наук. Поэтому в ходе развития философской мысли существовали различные концепции материи, так или иначе отражающие уровень развития естествознания.
В древней философии сложилось субстратноепонимание материи, когда материя понималась как то, из чего состоят все вещи, как субстрат вещей. В таком понимании материя представлялась однородным, неизменным, несотворимым и неуничтожимым началом или «первоматерией».
Близким к понятию материи и часто совпадающим с ним было понятие субстанции. Субстанцией называлась основа вещей. Однако субстанция могла иметь как материалистическое, так и идеалистическое истолкование.
Одним из вариантов субстратного понимания материи была атомистическая концепция, представленная Демокритом, Эпикуром, Лукрецием Каром. Они представляли себе материальный субстрат вещей, состоящий из атомов. Атомы они считали неделимыми, неуничтожимыми, несотворимыми частицами. Атом, по их мнению, обладает весом, величиной, формой.
Аристотелевская концепция материи отличалась от атомистической. В отличие от атомистов Аристотель считал материю однородным началом. Она бескачественна, неподвижна и неизменна.
Философское понятие материи в Новое время явилось, с одной стороны, продолжением традиции прошлого, а с другой – обобщением тенденций развития естествознания того времени.
Первой своеобразной модификацией идей атомизма в Новое время можно считать развитую Декартом эфирную концепцию. По Декарту, основой вещей является не атом, а эфирный вихрь. Этот вихрь состоит из частиц разного размера. Эти частицы непрерывно заполняют пространство. Материальная вещь представляет собой совокупность некоторого числа таких вихрей. Согласно Декарту, вихри находятся в состоянии постоянного движения и изменения. В соответствии с изменением вихрей изменяются вещи.
Ведущей концепцией материи в философии и науке начиная с XVIII в. становится вещественная концепция. В ней материя понимается как вещество. Это вещество обладает определённым химическим составом, агрегатным состоянием, температурой, весом, зарядом и т.п. характеристиками. Тела состоят из «корпускул», имеющих общие свойства: протяжённость, делимость, твёрдость, тяжесть, инертность, подвижность.
Субстратное или вещественное понимание материи приводило к поискам некоего фундаментального субстрата, «праматерии», «первоматерии», «материи как таковой», из которой якобы состоят все объекты мира. У Демокрита роль «праматерии» играли атомы, у Декарта – эфир, у Гольбаха – вещество как таковое, которое, в свою очередь, дифференцировано на элементы.
Сущность субстратного понимания материи не зависит от того, какое конкретное состояние материи возводится в ранг «первоматерии». К субстратному пониманию приводит абсолютизация конкретного вида материи.
Варианты субстратного понимания материи последовательно опровергались в ходе развития науки. Революция в естествознании конца XIX – начала XX в. опровергла вещественную концепцию материи и привела к формированию нового диалектико-материалистического понимания материи, с точки зрения которого поиски материи как таковой неправомерны. Материя как таковая – это абстракция, отражающая то общее, что есть в различных вещах. Материя как таковая не является чем-то чувственно существующим.
Современная концепция материи сложилась в начале XX в. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Это определение было дано Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (опубликована в 1909 г.). Такое понимание материи не имеет непосредственной связи с определённым уровнем развития научного знания. Поэтому как бы ни изменялись научные представления о строении материи, такое понимание уже не будет противоречить новым научным открытиям.
Содержание философского понятия материи раскрывается путём системы онтологических понятий об объективной реальности. Такими понятиями являются движение, пространство, время, качество, количество, закономерность, причинность и др. свойства, считающиеся атрибутами материального мира.
Одной из важнейших идей в современных представлениях о мире является идея неисчерпаемого многообразия. Суть этой идеи состоит прежде всего в том, что существует неограниченное качественное разнообразие материальных объектов, их свойств, отношений, форм и состояний. Неисчерпаемость материального мира предполагает бесконечное многообразие законов природы, существование множества качественно различных структурных уровней материи.
Современной науке известны два основных вида материи: вещество и поле. Вещество отражает дискретную структуру материального бытия, поле обеспечивает взаимосвязь всех дискретных образований Вселенной (рис. 2).
Вещество имеет механическую массу (или массу покоя). К вещественным относятся разнообразные структуры, начиная с атома и заканчивая огромными небесными телами. Сами атомы обладают сложным строением: они состоят из элементарных частиц: протонов, нейтронов, электронов. Современная наука открывает всё новые и новые частицы: мезоны, гипероны, нейтрино и др. Для удобства все
ВИДЫ МАТЕРИИ | |||
вещество | поле | ||
состояния вещества | Плазма Газ Жидкость Твёрдое тело Жидкий свет (?) | Гравитационное Электромагнитное Сильное Слабое Спиновое | Формы проявления торсионного поля |
Рис. 2. Виды материи
элементарные частицы разделили на два типа: лептоны (лёгкие) и адроны (тяжёлые). Однако все частицы не являются по-настоящему элементарными. Предполагают, что они состоят из каких-то более фундаментальных частиц, названных кварками. Элементарные частицы существуют или в составе атома или в свободном плазменном состоянии. Кроме того, существуют античастицы, обладающие обратным электрическим зарядом. Материя в виде вещества существует в разнообразных состояниях. Наиболее распространённым состоянием вещества является плазма. В плазменном состоянии существуют звёзды, туманности, межзвёздный газ (прилож.: рис. П.13).
Поля представляют собой непрерывные виды материи, не имеющие массы покоя. Поля связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и существовать. Без полей притяжения звёзды не были бы связаны в галактики, а вещество – в звёзды. Не было бы ни Солнца, ни планет. Не могли бы существовать вообще никакие тела, т.к. тогда электроны не связывались бы в атомы, а атомы – в молекулы.
Но граница между веществом и полем не абсолютная, а относительная. Грани между веществом и полем относительно постоянны только в макроскопическом мире, который доступен чувственному восприятию. В микромире они стираются: вещество и поле могут переходить друг в друга. Так, например, мезоны являются одновременно и элементарными частицами вещества, и квантами поля.
В дискретной структуре материального мира можно выделить три основные структурные уровня, находящиеся в постоянном взаимодействии (рис. 3).
Рис. 3. Основные уровни организации материального бытия
В свою очередь, неживая, живая и социальная формы бытия имеют в своей структуре микро-, макро- и мегауровни (прилож.: рис. П.14).
Для каждого уровня действительности характерны специфические законы, несводимые к законам других уровней. В то же время отдельные уровни не являются замкнутыми образованиями, а взаимодействуют с другими уровнями и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Такое представление о дискретных уровнях материального бытия правомерно только для определённого довольно ограниченного «отрезка» мироздания, более или менее познанного современной наукой.
В последние десятилетия некоторые физики приходят к обоснованию идеи о том, что за пределами вещества в основе мироздания находится Абсолютное «Ничто» - Великая Пустота, порождающая первичные поля кручения (или первичные торсионные[5] поля), из которых возникает физический вакуум, выступающий носителем всех остальных полей. Таким образом, с точки зрения последних разработок учёных-физиков, в основе мироздания находятся следующие уровни (рис. 4).
Абсолютное ничто