Схоластика средних веков. Реализм и номинализм (9-15вв)
После 5 века христианская религия и церковь обрели господствующие положение в странах Западной Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами образования и культуры. Здесь преподавались приспособленные к религиозным целям семь «свободных искусств»: грамматика и риторика, диалектика, арифметика и геометрия, астрономия м музыка. В Западной Европе утвердился феодальный строй с монархической формой правления и духовной властью католической церкви. В этот период философия преподавалась в школах при монастырях, а ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой(школьная философия). Если патристика систематизировала христианское вероучение, то схоластика стремилась сделать его популярным и доступным для широких слоев населения. В схоластике философское мышление использовалось как средство для доказательства истинности религиозной веры и ее догматов.
В ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях.Речь шла о том, как соотносятся общее и единичное, реально ли существуют такие понятия как «бог», «человек» и т п., или же они есть всего лишь обозначения вещей.
Реалистысчитали, что такие понятия действительно существуют, а номиналисты видели в универсалиях всего лишь названия вещей, их имена. По сути дела, за этим спором скрывалась, пусть даже и слабо выраженная, борьба двух тенденций в философии - материалистической (номинализм) и идеалистической (реализм). Теоретическими же источниками спора являлась философия Платона и Аристотеля.
Реалисты полагали, что общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Например, справедливые поступки истины, т.к.соответствуют понятию справедливости вообще, добрые дела вытекают из понятия добра. Позже к реализму примкнул Фома Аквинский. Реализм был продолжением «линии Платона» в решении весьма важного вопроса о соотношении мышления и бытия сознания и материи.
Номиналисты утверждали, что действительно существуют только единичные вещи. Общие же понятия и идеи являются лишь звуками голосом и речью. Они представляю собой наименования (имена) вещей. Вне единичных вещей нет ничего. Нет цвета вообще, вне конкретного цвета, нет справедливости без ее конкретных проявлений. Слово «человек» тоже существует лишь в языке, тогда как в действительности есть конкретные отдельные люди –Сократ, Платон и другие.
В 13-14вв в Западной Европе сформировались развитые школы схоластической философии, которые отвечали потребностям римско-католической церкви и ее вероучения. В это время философы стали проявлять большой интерес к творческому наследию Аристотеля, прежде всего к его логическому и естественному учению. В связи с развитием городов и университетов рациональное мышление обретало более прочные позиции.
Крупнейшей фигурой периода схоластики был Фома Аквинский.
Фома Аквинский (1225-1274) –католический теолог, монах родом из Италии. Длительное время он преподавал теологию в Парижском университете, центре католицизма того времени. В 1323г. он был причислен церковью к лику святых, а за черты своего характера получил прозвище «ангельский доктор». Творчество Фомы Аквинского («томизм») охватило целый ряд областей знаний: теологию, философию, право. Его основными произведениями являются: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Философия Фомы сформировалась в ходе теологической интерпретации учения Аристотеля. Фома не питал интереса к естествознанию, но зато проявил его к логике как методу познания.
1. о соотношении веры и знания.Знания дает наука, веру – религия. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин. Задача науки – постижение и объяснение закономерностей природного мира, и получение достоверного знания. Наука может пойти далеко и глубоко, но ей не доступна идея Бога. И напряженная умственная деятельность и обладание строгим научным знанием доступно далеко не каждому человеку. Большинство людей склонны верить (доверять), а не заниматься логическими доказательствами. Тем более, что разум нередко ошибается, а органы чувств вводят в заблуждение. Поэтому вера достовернее и ценнее разума, она доступна каждому. Значит, теология как учение о Боге и есть подлинная, а поэтому высшая мудрость. А наука должна быть в роли служанки теологии.
2.Фома Аквинский разработал систему доказательств существования Бога в мире.
- первое. Все в мире движется, и имеет причину движения. Самодвижение невозможно. Должен быть некий «перводвигатель». Это Бог. Он и есть источник всех движений и изменений в мироздании.
- второе. Все в мире причинно-обусловлено. Всякий процесс имеетпричину. Следовательно, должна существовать и причины всех причин, т.е. Бог. Он есть первопричина всего сущего.
-третье. Хотя в мире и есть случайности, но в целом его развитие представляет собой закономерный процесс. Бог и есть некая всеобщая закономерность, которая определяет необходимое развитие материального мира.
-четвертое. Мир гармоничен и совершенен. За всем этим стоит Бог – как абсолютная красота, наисовершеннейшая реальность.
-пятое. Все в мире целесообразно, согласованно. Высшее вытекает из низшего и т.д. В этом реализует себя цель, исходящая из Творца мира. Бог – это как бы руководитель развития мира, придающий этому развитию смысл и значение.
3. об универсалиях. По мнению Фомы Аквинского общее существует, это как бы «первоначальный формы», которые содержаться в божественном уме.
Сотворив мир, Бог продолжает активно участвовать во всех протекающих в нем процессах.
4.Иерархичность, упорядоченность и субординацию миру придал тоже Бог. Это имеет место и в обществе, где существует социальное неравенство, данное, якобы от Бога.
5.О человеке. Человек единство тела и души, душа является доминирующим началом. Душа есть и растений и у животных, но у них она выполняет узкий круг функций. У растений – размножение, у животных – движение и чувственное восприятие. Высшая функция человеческой души - познавательно-разумная деятельность. Душа разлита по всему телу и существует как некая внутренняя энергия. Тело смертно, душа бессмертна.
6. в гносеологии. Фома полагал, что знание формируется на базе чувственного восприятия мира с активным участием души. Чувственное познание не в состоянии обнаружить Бога в мире. Но разум и разум неспособен овладеть полной истиной – это может сделать лишь Бог. Поэтому особое значение играет откровение – самообнаружение Бога в мире. И принятие его человеком на веру.
7. об обществе. Как и у Аристотеля, у Фомы Аквинского человек рассматривается кА существо общественное и политическое. Обладание свободной волей обязывает человека нести ответственность за свои поступки. Основное содержание этой жизни – подготовка к вечной посмертной жизни. Подлинное счастье – это познание Бога и спасение с его помощью. Бог добр, но несет ответственности за наличие зла в мире. Зло – это результат отпадения человека от Бога, забвение его заповедей.
8.о государстве. Государство установлено Богом. Церкви принадлежит духовная власть, исходящая от Бога. Она призвана руководить людьми, возвращать заблудших на путь истинный, готовить к жизни неземной. Государству принадлежит светская власть, оно должно устраивать земную жизнь людей. Каждая социальная группа должна выполнять, отведенную ей Богом, функцию. Самым значимым является труд священнослужителей, духовных наставников народа. Наилучшей формой государства является монархия. Как Бог один в мире, так и во главе должен находиться один человек.
Творчество Фомы Аквинского (томизм) получило большое признание в философских кругах католицизма и весьма широко распространилось в Европе. Со временем оно стало официальной доктриной католической церкви, а его автор был провозглашен «всеобщим доктором» (учителем) католиков. Философия Фомы Аквинского стала высшей точкой в развитии средневековой схоластики.