Техническая мудрость (человек изобретательный)
Техническая мудрость — главная и основная мудрость. В нормативной для нас древнегреческой культуре и цивилизации слово «софиа» и однокоренные с ней слова имели и такие значения, как «мастерство», «искусство», «изобретатель», «опытный», «дельный», «мастер», «создатель».
Это мудрость умной головы и умных рук. Мудрость инженера. Мудрость изобретателя. Эта мудрость создала нам вторую, искусственную, очеловеченную природу, искусственную среду обитания человека, его кокон, весь его громоздкий вещный мир внутри этого кокона.
Более того. Благодаря этой мудрости человек стал человеком. Для сотворения второй природы человек стал достраивать самого себя.
Преобразуют природу и бобры. Но своими естественными зубами. Человек же заменил свои зубы зубьями пилы.
В отличие от других видов мудрости, техническая мудрость материально предметна. Она невозможна без деятельности тела, направляемой, однако, мыслью. Да, человек — хомо сапиенс («человек разумный» ~ лат.). Но он стал становиться разумным только тогда, когда начал становиться человеком изобретательным. Когда в нем завелся «техник».
Древнегреческое слово «технэ» означало «искусство, ремесло, профессия; искусство, мастерство, умение; хитрость, уловка, интрига; способ, средство, прием; произведение, изделие». Соответственно «техникой» - искусство, опытность, умение; «технао» — делать, изготовлять, производить; «технатос» — сделанный руками человека, искусственный.
Иначе говоря, техник - это ремесленник. Да, и ремесленник может быть мудрым, если он изобретателен, если он новатор, и не в свободное от своей профессиональной деятельности время, а в своем рукоделии, не в театральной самодеятельности (когда днем он сантехник, а вечером Гамлет), а в своем профессиональном деле.
Аристотель был неправ, противопоставляя «головную мудрость» «ручной мудрости». В этом сказалось его аристократическое рабовладельческое мировоззрение. Но даже в рабовладельческой Греции не все философы так думали! Философ Посидоний (II-I вв. до н. э.) утверждал, что все технические изобретения — дело именно мудрецов. Согласно Посидонию, мудрые люди, изобретатели, открыли, как надо строить жилища, добывать и обрабатывать металлы, как производить орудия труда и вообще делать вещи. Они же открыли ткачество, земледелие, мореплавание. Они создали письменность, искусство исчисления... И в самом деле, все великие исторические открытия были сделаны в доисторические времена! У Посидония мудрецы-изобретатели заняли место мифологических «культурных героев», предания о которых есть у всех народов.
Согласно древнекитайским преданиям, мифический первопредок и правитель Фу-си научил людей охоте и рыболовству, варке мяса, правилам женитьбы, придумал силки и рыболовные снасти, а также узелковое письмо и восемь триграмм. Его сестра-жена Нюй-ва не только вылепила самих людей из леса, выправила покосившийся небосвод, но и вместе с Фу-си научила людей искусству измерения, метрике: «На некоторых ханьских рельефах Фу-си и Нюй-ва держали в руках инструменты — угольник и циркуль». При этом метри- ка мыслилась не только как одна из основ технической деятельности, рукотворства, но и как основа общественного порядка; само древнекитайское слово «гуйцзюй» (порядок) состоит из двух частей, где «гуй» — циркуль, «цзюй» - угольник. Эти мудрые учителя людей сами почти не люди, во всяком случае они не обладали человеческой внешностью. Необузданному мифологическому воображению Фу-си представлялся как существо, у которого «тело змеи, лицо человека, голова быка, нос тигра», Нюй-ва также наделялась чудовищной внешностью.
Сын земли (Ки) и неба (Ан) шумерский бог Энки — божество подземных вод и мирового океана. Он мудр и благосклонен к людям— своим творениям: он наполняет русла Тигра и Евфрата пресной водой, заводит в них рыбу; он — первый земледелец и первый строитель.
В древнегреческой мифологии в роли «культурного героя» выступил двоюродный брат Зевса, сын титана Иапета и океаниды Климены, прозорливый, изобретательный, с «хитрым искусным умом». Прометей («prometheus» — предусмотрительный, осмотрительный, прозорливый)- создатель важнейших искусств и ремесел.
Римский философ Сенека (1 в.) не согласен с Посидонием, думающим, что таких создателей искусств и ремесел можно считать мудрецами. Сенека возмущен мнением Посидония: «Не хватает только того, чтобы он (Посидоний. — А. Ч.) и сапожное ремесло объявил изобретением мудрецов», — иронизирует сей воспитатель Нерона. Настоящая подлинная мудрость, провозглашает Сенека (с его «вижу лучшее, а следую худшему»), «не обучает работать руками, она — наставница душ». «Работать руками», рукоделие, рукотворчество — участь «ничтожных рабов», каковым морализирующий философ считал и вольноотпущенника, издателя сочинений Цицерона Марка Туллия Тирана — изобретателя стенографии (скорописи) с 5800 знаками. «Я утверждаю — писал Сенека, — что мудрец не отошел от низких ремесел, как полагает Посидоний, но он вообще к ним не приближался».
У нас, к счастью, не так: «...много неприятностей, соблазнов вокруг, а руки тюк, да тюк, глядишь, банька-то и готова. Мудрость в этом».
Техническая мудрость кажется безграничной. Предвидимы многие будущие технические изобретения, как облегчающие, так и усложняющие человеческую жизнь, делающие ее все более искусственной, даже
противоестественной. Такие предвидения были и в прошлом. И многое из них реализовалось. Судя по недавно опубликованному дотоле неизвестному роману Жюля Верна «Париж в XX веке» (1863), этот прозорливец, своего рода «Прометей» XIX века, предсказал такие технические изобретения, как автомобиль, компьютер, факс, даже Эйфелеву башню (1889) и «электрический стул»... Но Жюль Берн предвидел, что и в будущем «людьми будет безжалостно и неотступно править дьявол наживы».
И здесь необходимо внести в наше понимание технической мудрости серьёзные коррективы: техническая мудрость не только в изобретательности. Сама по себе техника безразлична к добру и злу. Техника, писал экзистенциалист Карл Ясперс, «находится по ту сторону добра и зла... Она может служить во благо или во зло людям». Делая человека, казалось бы, всемогущим, она превращает его в часть машины. Сравните мотоциклиста и всадника! Какая разница! Один имеет дело с живым, а другой — с неживым. И мы видим, как машина превращает живое в неживое — в безжалостного и бесстыжего робота с его «жестким отношением к мир)'». Протестуя, человек одушевляет машину: «К сожалению, программисты и другие профессионалы в области вычислительной техники недостаточно считаются с психологией пользователя.
В частности, со своего рода анимацией машины: пользователь видит в машине некое существо и общается с ней, как с живой, со всеми вытекающими из этого последствиями. Он может обижаться на машину, ждать от нее «человеческих» реакций, в конце концов, он ее может просто бояться. Заметим, что программисты, наоборот, склонны видеть в пользователе скорее машину, чем человека».
Техника опасна. Это прописная истина. Сама по себе техника поту сторону добра и зла.Власть технократов — заведомо безнравственная власть. Техника и наука, научная техника и техническая наука не могут вывести человечество из нравственного тупика. «На горьком опыте человечество убеждается уже и теперь, что ни те социально-экономические движения, шефство над которыми берет голый рассудок, ни достижения науки сами по себе не в состоянии провести человечество между Харибдой и Сциллой — тираниями и мировыми войнами. Хуже того: новые социально-экономические системы, приходя к господству, сами облекаются в механизмы политических деспотий, сами становятся сеятелями и разжигателями мировых войн. Наука превращается в их послушную служанку, куда более послушную и надежную, чем церковь для фео дальных владык. Трагедия коренится в том, что научная деятельность с самого начала не была сопряжена с глубоко продуманным нравственным воспитанием. К этой деятельности допускались все, независимо от уровня их нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки и техники обращается теперь одной стороной против подлинных интересов человечества. Двигатель внутреннего сгорания, радио, авиация, атомная энергия — все ударяет одним концом по живой плоти народов. А развитие средств связи и технологические достижения, позволяющие полицейскому государству контролировать интимную жизнь и сокровенные мысли каждого, подводят железную базу под вампирические громады диктатур» .
Тогда можно ли говорить о технической мудрости? И можно, и нельзя. Техническая мудрость не только в изобретательности, но и в желании и умении поставить технику на службу добру. Если это не произойдет, то человечество погибнет. Гибель человечества и всей жизни на Земле вполне возможна по внешним, космическим причинам. Но кроме космических причин, которые по своим масштабам таковы, что никогда не будут преодолены человеком, есть уже внутренние глобальные причины возможной гибели человечества. Правда, и здесь мало что зависит от людей, к техническим трудностям добавляются людская глупость, недальновидность, алчность, предпочтение, отдаваемое сиюминутной выгоде в ущерб более далекой перспективе, неспособность заглянуть вперед и исходить из будущего. Подумать только! Сто лет назад не было ни зловонных автомобилей, ни отравляющих верхние уже слои атмосферы самолетов, не было радиосвязи — и информация распространялась со скоростью лошади или верблюда, не было даже электричества и люди жили при свечах, лучине, лампаде (помните, как Александр Пушкин восторгался петербургскими белыми ночами: «пишу, читаю без лампады»), что, однако, не мешало создавать громадные манускрипты одной правой рукой, вещь совершенно невероятная. И самое главное — не было ядерной энергии! Человек создал то, от чего теперь не знает, как избавиться. При всей своей технической вооруженности человек беспомощен. И чем он более технически вооружен, тем он более беспомощен. Есть ли выход?
Погибнем мы. На жертвенник науки
— Рабыни деспотов — мы все принесены.
Зачем детей рожаем мы на муки?
Зачем не знаем за собой вины?
Опомнитесь! Уродливым потомством
Мы будем прокляты. И он. И я. И ты
. Двадцатый век, век лжи и вероломства,
Остановись у роковой черты!
Остановись, пока добротно семя!
Замедли бег! Дозволь, чтоб догнала
Науку этика!.. Необратимо время.
Нет доброты. Оболгана она.
Как это ни страшно и ни странно звучит, но гибель человечества благотворно сказалась бы на всей жизни на Земле! Атмосфера, территории, акватории со временем, правда, очень долгим, но природе спешить некуда, очистились бы. И Бог создал бы нового человека. Первый блин вышел комом. Бог не запретил бы человеку знания добра и зла. В этом-то причина всех несчастий человека. Ведь как поступил Иегова? «Крошка-сын к отцу пришел, И спросила кроха: Что такое хорошо И что такое плохо?». И вот отец снял бы ремень и отхлестал бы кроху. Невероятно? Но ведь так, согласно библейскому мифу, поступил Творец. Ведь перволюди были изгнаны из рая потому, что нарушили запрет Бога и отведали по инициативе любознательной Евы от дерева добра и зла. Нелепо! А зачем тогда позднее бог дал Моисею скрижали с нравственными нормами? Но было уже поздно.
Итак, техническая мудрость двояка. Эта мудрость не только в общечеловеческой изобретательности, но и в соответствующем отношении к этой изобретательности, которая не должна быть безразлична к добру и злу. Если дойти до крайности, то можно сказать, что истинная техническая мудрость состоит не столько в изобретательности, сколько в запрещении изобретать и производить технические орудия и средства убийства, в том числе оружие массового поражения.
Как и политика, техника должна быть подчинена этике. Мы, конечно, понимаем, что ожидать этого от нынешнего человечества наивно. Но всякая мудрость наивна: она желает знать то, чего знать нельзя, по крайней мере достоверно, и она требует от человека того, чего от него нельзя требовать. Провозглашенное с подмостков сцены в 1902 г., в начале века, горьковско-сатинское (пьеса Максима Горького «На дне») утверждение, что «человек — это звучит гордо!», не оправдалось. Теперь, в конце века, можно с такой же долей истинности сказать: «Человек — это звучит подло!». Но человек все же не столько подл, сколько легкомыслен.
Однако среди людей есть мудрецы, любомудры, философы. И они не должны молчать. Капля точит камень, а мудрость — глупость. Может быть, когда-нибудь что-нибудь получится — и человеческое легкомыслие «потяжелеет».