Концепция материалистической диалектики
Вклад философии марксизма в мировую философскую мысль не исчерпывается созданием новой концепции общественного развития. Марксистская философия знаменует вместе с тем и новый подход к пониманию природы и человеческому познанию. Философию марксизма называют диалектическим материализмом[2]. В ней впервые соединены диалектика и материализм, если, конечно, не брать во внимание наивную диалектико-материалистическую концепцию Гераклита. Материализм французских философов ХVIII века и Фейербаха был метафизическим[3]. механическим материализмом. Все они считали природу первичной, исключали какое - либо воздействие на неё сверхъестественных сил, но при этом отрицали изменение, развитие природы. Даже «… у Гегеля господствовало представление о природе, как о всегда равном себе целом, движущемся в одних и тех же ограниченных кругах, с вечными небесными телами, как учил Ньютон, и с неизменными видами органических существ, как учил Линней, – писал Ф. Энгельс, – в противоположность этому представлению о природе современный материализм обобщает важнейшие успехи естествознания, согласно которым природа также имеет свою историю во времени, небесные тела возникают и исчезают, как и все те виды организмов, которые при благоприятных условиях населяют эти тела…» [6, с. 24-28]. При этом Ф. Энгельс не только констатирует развитие природы, но и формулирует в «Диалектике природы» законы, по которым происходит это развитие, – законы диалектики. Таких законов три:
1. Закон перехода количества в качество и обратно.
2. Закон взаимного проникновения противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания.
Эти законы, по словам Энгельса, были разработаны еще Гегелем. Но у Гегеля они выступают как законы развития абсолютного духа и потом навязываются природе, истории и человеческому познанию. У Гегеля диалектика выступает в идеалистической форме, как диалектика абсолютного духа, а потом уже как диалектика человеческой истории и познания. А в марксистской философии законы диалектики выводятся из истории природы и общества, истории человеческого познания. Диалектика мышления есть лишь отражение диалектики природы и общества, а не наоборот. Законы диалектики вместе с такими категориями, как единичное и общее, причина и следствие, содержание и форма и т.п. и принципами всеобщей связи и развития составляют науку диалектики, которую Энгельс определял как науку «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
Исходя из диалектических принципов, марксистская философия трактует и саму материю. Для неё материя – не определенный вид физической реальности в виде атома, вещества, как полагали материалисты до марксизма. Под материей она понимает объективную реальность вообще, не связывая её с веществом или полем и даже физической реальностью вообще, так как материальными являются и экономические общественные отношения. Понятие «материя» является абстракцией, отображающей все конкретные виды и формы существования объективной реальности. Способом существования материи выступает движение: нет материи без движения. При этом диалектический материализм исходит из той посылки, что механическое движение есть лишь один из видов движения, существующего в разнообразных формах. Энгельс выделил пять форм движения материи. Наряду с механической он называл физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения, характеризующие различные уровни организации материи. Объективными формами существования материи являются пространство и время.
Сознание, с точки зрения диалектического материализма, есть свойство материи. При этом диалектический материализм отрицает гилозоизм, согласно которому сознание присуще всей материи. Сознание присуще только высокоорганизованной материи, какой является человеческий мозг, и возникает оно в процессе длительной эволюции природы. При этом природа создает лишь предпосылки для сознания, его материальную основу – нервную систему во главе с головным мозгом. Само же сознание есть общественный продукт, его возникновение связано с превращением человекоподобного нашего предка в результате трудовой деятельности в человека. Общественную природу сознания сегодня подтверждают случаи с «маугли» – человеческими детёнышами, лишенными в самом раннем детстве человеческого общения и вскормленными животными. Даже попав позже в человеческую среду, они не могут стать людьми, не в состоянии сформировать своё сознание, их мышление и поведение, как правило, остаются на уровне тех животных, в среде которых прошло их раннее детство.
С позиций диалектики марксистская философия подходит и к процессу познания. Но, говоря о марксистской теории познания, следует отметить, прежде всего, то обстоятельство, что марксистская философия включает практику в познавательный процесс. Это коренным образом меняет представление о познании. С точки зрения марксизма познание должно рассматриваться как сторона, момент практической деятельности. Практика выступает основой, движущей силой, целью познания и критерием истины. Только опираясь на практику, говорит марксизм, можно показать несостоятельность агностицизма и обосновать познаваемость мира. Только исходя из этого можно объяснить творческую активность сознания, преодолеть пассивно-созерцательное отношение к познавательному процессу.
Что же касается диалектики процесса познания, то здесь нужно отметить, прежде всего, два момента. Во-первых, марксистская философия преодолевает односторонности эмпиризма и рационализма. Она считает, что познавательный процесс представляет собой диалектическое единство чувственной и логической ступеней познания. Она согласна с Кантом в том, что чувства не мыслят, а разум не чувствует, и считает, что подлинное своё значение чувственная и логическая ступени познания приобретают лишь в диалектическом единстве.
Во-вторых, марксизм считает, что к результату познания следует тоже подходить диалектически, т.е. рассматривать знание в каждый данный момент не как готовое и законченное, а рассматривать истину как процесс движения от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному. Марксистское учение об истине включает в себя учения об объективной, абсолютной и относительной истинах. Марксизм убежден, что в ходе исторического процесса человечество в состоянии познать объективную истину. И эта убежденность служит залогом того, что люди в состоянии построить справедливое общество, способствующее формированию свободного, всесторонне развитого человека.
Литература
1 Маркс, К. К критике политической экономии / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1959. – Т. 13. – С. 1–167.
2 Маркс, К. Наемный труд и капитал / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1957. – Т. 6. – С. 428–459.
3 Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1955. – С. 1–4.
4 Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М. : Политиздат, 1956. – С. 517–642.
5 Маркс, К. Немецкая идеология / Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1955. – Т. 3. – С. 7–544.
6 Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / Энгельс Ф. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1961. – Т. 20. – С. 5–338.
7 Ясперс. Смысл и назначение истории / Ясперс. – М. : Политиздат, 1991. – 528 с.
Философия жизни
Философия жизни является одним из главных направлений неклассической философии. Она кладет начало тому направлению неклассической философии, которое концентрирует свое внимание на проблеме человеческого существования, проблеме личности. Конечно, человек всегда, по крайней мере, со времен Сократа, был в центре внимания философии. Но классическая философия никогда не ставила человека в центр мира. Даже у Сократа он есть лишь частица космоса, микрокосм.
Возникает философия жизни во второй половине ХІХ века. У её истоков стоят Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911) и Освальд Шпенглер (1880–1936). Но когда мы говорим о философии жизни, мы имеем в виду прежде всего Ф.Ницше. Именно с именем Ницше связывается и восторженное её восприятие, с одной стороны, и негодующая критика, с другой. С именем Ницше и его идеями связано и то табу, которое было наложено на философию жизни в советское время. Идеи Ницше были объявлены философской основой немецкого национал-социализма, фашизма и потому о них, в лучшем случае, не принято было говорить.