Специфика и основные проблемы средневековой философии
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
В рамках интегрированного модуля «ФИЛОСОФИЯ»
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОТВЕТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДАННЫХ ОТВЕТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ СЛОВО В СЛОВО (точная копия) РАСЦЕНИВАЕТСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ СПИСЫВАНИЯ, ЕСЛИ В УСТНОЙ ФОРМЕ СТУДЕНТ НЕ ПОДТВЕРДИТ СВОИХ ЗНАНИЙ ПО ФАКТУ НАПИСАННОГО.
ОТВЕТЫ НЕРАВНОЦЕННЫ ПО ОБЪЕМУ, ЧТО ОБУСЛОВЛЕНО СПЕЦИФИКОЙ ВОПРОСОВ; В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ОБШИРНЫЕ ОТВЕТЫ СОКРАТИТЬ, СХЕМАТИЗИРОВАТЬ И Т. Д.
3. С УЧЕТОМ ВЫШЕ СКАЗАННОГО РЕКОМЕНДУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ДАННЫХ ОТВЕТОВ (акцентировать внимание на терминологии и именах; общие фразы исключить; сложно усвояемые высказывания упростить, перевести на понятный вам язык; ответы схематизировать).
4. ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ (8, 9, 10) выставляются только за творчески переработанные ответы с привлечением новой информации).
ЕСЛИ СТУДЕНТ НЕ СОГЛАСЕН С ОЦЕНКОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ОН МОЖЕТ ОТВЕТИТЬ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Мировоззрение это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений итеоретических взглядов на мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям. Мировоззрение - это не всегда осознаваемая система теоретических взглядов, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающая человеку соответствующую возможность ориентироваться в мире. Мировоззрение заключает в себе мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мироощущение представляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. Это то, как себя человек ощущает в этом мире. Мировосприятие есть отражение человеком окружающего мира в форме познавательных образов, представлений, во многом определяемое ценностными установками и стереотипами. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения образует миропонимание, фундаментом которого являются теоретические знания, с их помощью человек способен не только относительно адекватно отражать мир, но и объяснять его, предвидеть будущие его состояния.
Принято различать обыденный и теоретический уровни мировоззрения. В отличие от обыденного, теоретический уровень формируется сознательно и целенаправленно, на выходе, как правило, носит характер системы логически последовательного и обоснованного знания. Его отличает установка на критический анализ уже имеющегося знания. Теоретическое мировоззрение еще называют рациональным, ядром которого и является философия. Объективация мировоззрения человека осуществляется в его поступках, поведении, деятельности.
Мировоззрение носит исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение. Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества.
Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифологическое мировоззрение присуще обществам, находящимся на ранней (примитивной) стадии развития, и характеризуется безразличием к противоречиям, нерасчлененностью эмоций и знаний, субъективного и объективного, вещи и слова, происхождения и сущности, а также очеловечиванием (персонификация) фрагментов космоса, их одушевлением, в результате чего за многообразием мира представляется множество божеств. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.
Коренные вопросы всякого мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, определяющих судьбу человека и мира в целом. Религиозное мировоззрение ориентирует человека на следование по пути, ведущему к Богу (Абсолюту).
В отличие от религиозного философское мировоззрение изначально тяготело к критическому осмыслению уже существующего знания о мире, многовариативности миропонимания, рациональному обоснованию.
Сегодня значительное место в жизни человека и общества занимает научное мировоззрение, формирующееся на основе особого рода познавательной деятельности, целью которой является выявление закономерных связей и отношений реальности, выработка и систематизация сугубо объективного знания о мире.
Роль мировоззрения заключается в том, чтобы управлять жизнедеятельностью людей в целом, что конкретизируется в двух основных функциях: 1) аксиологической (ценностной) - задает в системе деятельности исходные ценности и отвечает на ряд вопросов: Во имя чего осуществляется эта деятельность? Какие цели преследуются? Какими мотивами руководствуются?; 2) ориентационной - определяет стратегию движения к цели и выясняет, каким путем ее можно достичь. Главная суть мировоззрения, как полагал И. Кант, состоит в том, чтобы научить человека, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком»
Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.
2. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ. Философия это форма духовной деятельности, направленная на решение мировоззренческих задач, таких как что есть мир и каково место человека в нем, каково отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям;
Философия – это современная ей эпоха, постигнутая в мышлении, мировоззрение эпохи;
Философия - теоретическое ядро рационального мировоззрения.
Философия как форма духовной деятельности зародилась примерно в VI веке до н.э. Вся последующая история её развития есть непрекращающаяся попытка определить, что она есть такое. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. В общей сложности доминирует три подхода к пониманию и определению сущности философии: софийный, эпистемный и технемный.
В рамках софийного (от греч. «sophia» - мудрость) подхода философия определяется как любовь к мудрости. Смысл философии усматривается в жажде поиска полноты истины. Для философа желание обладать полнотой мудрости, (хотя это обладание, как считал Пифагор, только удел богов) составляет весь смысл его жизни.
В рамках эпистемного (от греч. «episteme» - знание) подхода философия наделяется статусом науки. Аристотель первым называет философию наукой, тем самым, утверждая для нее в качестве необходимых такие признаки научного знания как системность, логическая последовательность, стремление к непротиворечивости и обоснованность. Однако следует иметь в виду, что философия и наука – это две различных формы познавательного отношения к миру, между которыми существует больше различий, чем сходства.
Технемный (от греч. «techne» - искусство, мастерство) подход трактует философию как некую самоценную игру, как искусство мысли. Здесь не истина, а сама умелость, сама техника ее достижения является главной целью. Начало этому подходу положили в Древней Греции софисты, считавшие мудростью не многознание, а умение доказывать и опровергать все что угодно, т.е. виртуозность мысли.
Объектом философии является мир как единое целое. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира. Предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, и, тем не менее, в истории философии отмечается устойчивый интерес к природе, первосущему (бытие), познанию, человеку и обществу.
Европейская философия начинает свое развитие с натурфилософии (философии природы), ориентированной на осмысление чувственно воспринимаемого мира. В философии она занимает значительное место вплоть до ХVII века, т.е. до того самого времени, пока по мере накопления объективного знания о мире не трансформируется в естествознание.
Установка на поиск единого начала или причины всего многообразия мира природы привела философов к проблеме бытия, впоследствии ставшей центральной философской проблеме. Под бытием философы, как правило, понимали некий сверхчувственный, т.е. постигаемый только мыслью, принцип или основу всего существующего. Учение о бытии в истории философии сначала было обозначено как метафизика, затем как онтология. В средневековой философии она сливается с теологией, т.е. учением о Боге. Онтология, будучи первоосновным философским учением, только в ХVII веке потесняется по причине своей исключительной умозрительности на другой план, а в ХХ веке подвергается принципиальному переосмыслению (проблема бытия переносится в семиотическую плоскость). Второй по значимости в философии выступает проблема познания, решаемая в рамках гносеологии. Главными вопросами гносеологии являются познаваемость мира, сущность механизма познания, природа истины. Так, древнегреческие философы пытались провести четкие различия между мудростью, знанием и мнением. Средневековая философия подчинила познание вере Новоевропейская философия выдвинула на первый план проблему истинности, что было обусловлено бурным развитием научного знания. Решение проблемы истинности знания привело к появлению таких направлений в философии, как эмпиризм, рационализм и иррационализм.
Учение о человеке получает статус самостоятельного направления лишь в ХХ веке, но этот вовсе не означает, что до этого времени в истории философии проблема человека носила какой-то второстепенный характер. Следует отметить, что в целом вся философия глубоко антропоцентрична, поскольку все проблемы, решаемые в ней, прямо или косвенно касались сущности и существования человека в мире. Как правило, любой философ, определившись с проблемами бытия и познания, обращался к этической проблематике, касающейся извечной дилеммой между должным и действительным в поведении и деятельности человека, здесь выявлялись общечеловеческие ценности. Первым же философию «повернул» лицом к человеку древнегреческий философ Сократ, считавшим бесполезным занятием изучение природы.
И, наконец, социальная философия, занимающаяся изучением общества, на протяжении всей истории выявляла различные формы и способы социального бытия, механизмы и закономерности общественного развития. И только в первой четверти ХIХ века, когда обнаружилась несостоятельность классической философии в объяснении природы социальных катаклизмов (экономические кризисы, обострение классовых противоречий и т.п.), обрушившихся на Европу, стали говорить о необходимости создания самостоятельной науки об обществе. Этой наукой впоследствии стала социология.
3. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.
Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.
Важнейшим разделом философии является онтология. Онтология (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.
Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д. (подробнее см.: 5.2. Философское учение о бытии).
В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества.
Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия.
Философия природы, или натурфилософия (от лат. rtatura — природа) — древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.
Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом. Подробнее см.: 7.3. Философия о происхождении человека и о его природе.
Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему как совокупность взаимодействующих элементов и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др.
Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология. Гносеология (от греч. gnosis— знание) — учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира.
В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение. Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики. Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. XX в.
Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика (от греч. logos — слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.
Основным разделом логики является формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.
Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia — отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.
Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека. В рамках этики выделяются этология — наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.
Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания.
Функции философии:
Критическая функция. Критицизм заложен в самой сути философского отношения к миру. Философия ставит под сомнение все, что не получает убедительного, очевидного, теоретического обоснования. Философия постоянно критически анализирует наличное знание с тем, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание действительно высших уровней, и, соответственно, отсеять все то, что имеет более частный характер.
Познавательная функция. С одной стороны, философия выступает формой познавательного отношения к миру, она познает мир. С другой стороны, философия изучает сущность непосредственно самого познания, его механизмы, возможности и границы познания, решает проблему отношения знания и реальности.
Культурологическая функция. В процессе открытия и анализа различных связей и отношений, возникающих в системе «человек – общество – природа», философия формулировала так называемые универсалии культуры, или общечеловеческие ценности
Методологическая функция. Велика роль философии как основного разработчика новых стратегий познания и преобразования действительности. На протяжении всей своей истории она выявляла и обосновывала различные орудия или средства познания, на которые впоследствии успешно опиралась наука. Философия сама является методом, поскольку всегда представляет собой определенную стратегию видения мира, открывающую всякий раз новые ориентиры для познавательной деятельности.
Интегративная функция. Философия выполняет в культуре роль высшего синтезатора знаний. Она интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность. Благодаря философии отделение формы общественного сознания становятся взаимодополняющими, между ними появляются каналы трансляции знаний и ценностей.
Мировоззренческая функция. Философия всегда есть некое видение мира, или, другими словами, мировоззрение. В ней отражаются обобщенные чувствования, интуитивные представления, а также взгляды на мир, преобладающие в тот или иной период истории. Она выражает дух эпохи.
Философия, интегрируя частнонаучные знания в общую картину мира, переводя их тем самым на мировоззренческий уровень, доступный для понимания любой зрелой личности, способствует формированию ориентиров, которые создают возможность для успешной адаптации человека в мире. Особенно роль философии возрастает в переломные исторические периоды, на изломе социальных преобразований, когда меняются или ломаются мировоззренческие установки, когда меняются образ и стиль жизни, когда обыденное и теоретическое сознание, находятся в неком хаотическом состоянии, и тогда философия выступает в роли мировоззренческой опоры.
4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Древнегреческая философия формируется в период (7-6 века до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические представления античного общества обнаруживают свою
недостаточность. Главную роль здесь сыграли:
- экономический подъем, вызванный, прежде всего, использованием железа;
- развитие торговли, мореходства, колонизация новых земель и, как следствие, расширение
географического горизонта греков, что позволило обнаружить некоторое несоответствие в
мифологическом представлении о вселенной;
- расширение связей и контактов с другими народами, открытие ранее незнакомых грекам
обычаев, нравов и верований не могло не наводить на мысль об относительности их
собственных социальных и политических установлений;
- дух свободной политической дискуссии в сочетании с уважением к закону, к порядку и,
самое главное, к личности, царивший в большинстве городов-государств (полисов), способствовал открытости древнегреческого общества для всего нового, создавал все условия для развития рационалистической направленности философской мысли;
- религия не играет в жизни древнегреческого общества такой исключительной роли как на
Востоке.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
ПЕРИОДЫ | ВРЕМЯ | ПЕРСОНАЛИИ ИЛИ ШКОЛЫ | ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ |
период зарождения и формирования или периоддосократиков | 7 век- первая половина 5-го века до н.э. | Фалес (625-547 до н.э.) Анаксимандр (610-ок. 540 до н.э.) Пифагор (ок. 570-ок. 500 до н.э.) Анаксимен (2-я пол. 6 века до н.э.) Гераклит (ок. 520— 460 до н.э.) Парменид (ок. 515 или 544 до н.э.) | Поиск «архэ». Космоцентризм натурфилософии. Стихийная диалектика. Проблема бытия. |
классический, или периодсократиков | вторая половина 5-го - 4 век до н.э. | Сократ (470-399 до н.э.) Демокрит (ок.460- ?) Платон (427-347 до н.э.) Аристотель (384-322 до н.э.) | Проблема человека и этический рационализм. Объективный идеализм. Первая модель идеального общества. Определение задач и средств теоретической философии. |
эллинистический период | 3 – 1 века до н.э. | стоицизм, эпикуреизм скептицизм. | характерен переход от простого комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, проблемам жизни и смерти. |
Первые два этапа являются собственно древнегреческими. Первый этап охватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим. Главным объектом философского исследования на этом этапе была природа, а целью познания – поиск первоначальных оснований бытия мира и человека. Эта традиция выводить разнообразный мир из единого источника была положена философами Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), продолжена в творчестве знаменитого греческого диалектика Гераклита Эфесского и представителей Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) и достигла своего натурфилософского завершения в атомистической концепции Демокрита. В конце VI – начале V вв. до н.э. под влиянием противоречий, возникающих в процессе поиска субстанции как основы всего сущего, элеаты переориентируют философию на умозрительный анализ бытия. Они выявили ограниченность чувственных представлений о строении мира и предложили различать и отделять суждения, основанные на чувствах, от истины, которая достигается с помощью разума. Элеаты трансформировали космологическую ориентацию натурфилософии в онтологию.
Второй этап продолжался со средины V до конца IV вв. до н.э. и получил название классической античности. Начало этому этапу было положено софистами, которые переориентировали философию с исследования природы на познание человека. Системность антропологической тематике придает Сократ. Согласно Сократу, общественного блага как предпосылки счастливой жизни невозможно достигнуть без разума, без углубленного самопознания. «Познай самого себя» - вот отправной пункт философии Сократа. Только самопознание приводит к мудрости, только знания открывают человеку истинные ценности: Благо, Справедливость, Истина, Красота. При этом философ отождествляет мудрость и нравственность, знание и добродетель.
Сократическая традиция нашла свое продолжение в творчестве Платона и Аристотеля, в чьих учения философия впервые обрела системную целостность.
В философии третьего, заключительного этапа истории древнегреческой философии, получившего название эллинизма (конец IV ст.. до н.э. – V ст. н.э.), преобладает морально-этическая проблематика, ориентация на индивидуальную жизнь отдельного человека, социальный пессимизм и гносеологический скептицизм. Эпикурейцы, стоики, киники, скептики меняют сам идеал философии: это уже не постижение сущего, а поиск путей к счастливой и спокойной жизни. Не стремись к большему, ибо чем больше имеешь, тем больше потеряешь. Не сожалей об утраченном, ибо оно уже не вернется, не стремись к славе и богатству, не бойся бедности, болезней и смерти, ибо они неподвластны тебе. Радуйся каждому мгновению жизни, стремись к счастью с помощью моральных рассуждений и интеллектуального тренинга. Тот, кто не боится никаких потерь в жизни, становится мудрецом, счастливым и уверенным в своем счастье человеком. Его не пугает ни конец света, ни страдания, ни смерть.
Неоплатонизм был последним всплеском греческой античности. В творчестве его наиболее известных и авторитетных представителей (Плотин, Прокл) были разработаны идеи, которые, с одной стороны, выводили философию за пределы античной рационалистической традиции, а с другой – служили интеллектуальной основой для ранней христианской философии и средневековой теологии.
5. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Философия зрелой классики занимает 4-ый век до н.э. и соответствует зрелости рабовладельческого общества. Возникновению и развитию философии зрелой классики способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции в тот период: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Философия этого периода достигает максимального развития во всей античности. Именно в этот период создаются обобщающие философские концепции высокого уровня теоретизации. Философы этого времени разрабатывают вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики, изучаются и углубляются вопросы теории искусства, этики, экономики, психологии. Философия зрелой классики охватывает более широкий круг проблем, чем ранняя классика - это не только природа, космос, человек, но и общество, и общественные организации, государство и формы правления. Представителями философии зрелой классики являются Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ понимал философию не как умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. В центре сократовской мысли – тема человека, проблема жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Ценность всякого познания в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Знание есть обнаружение общего (или единого) для целого класса вещей (или их признаков). Знание есть понятие о предмете. Для определения понятия Сократ использует метод диалектики (диалога), а философствуя он использовал метод иронии и майевтики (повивальное искусство). Сократ своей майевтикой помогал появиться на свет понятию. Он задавал собеседникам самые элементарные вопросы. После того как собеседник Сократа давал ответ на поставленный вопрос, Сократ задает собеседнику новый дополнительный вопрос с таким расчетом, чтобы новый ответ собеседника оказался в логическом противоречии с ответом на первый вопрос. Заметив противоречие, собеседник вносит поправку в свой ответ. Но эта поправка вновь подвергается Сократом новому испытанию и т.д. В результате, если и не достигается законченное истинное определение, то во всяком случае опровергается ряд мнений собеседника как мнений ложных. Чтобы прийти к истине, нужно пройти через ворота противоречия. Философию Сократа можно охарактеризовать как этический рационализм. Истинная нравственность есть знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями Сократ считал сдержанность, мужество, справедливости (соблюдение божественных и человеческих законов). Все эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Дурное поведение Сократ объяснял незнанием или заблуждением, а мудрость и есть совершенное знание.
Основными проблемами в философии Платона являются онтологическая, познавательно-методологическая, социально-политическая, этическая. В объяснении реальности Платон исходит из признания мира идей и мира вещей. От Платона начинается как бы раздвоение мира на материальный и духовный, это распространяется и на человека – тело и душа. Платон является основоположником объективного идеализма. Истинный мир, бытие – это мир идей, это мир идеальных сущностей. Каждый предмет есть лишь отблеск общего. Мир вещей это только тень, несовершенная копия мира идей. Чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность мира вещей, их причины – бестелесные внечувственные формы, постигаемые умом – идеи, эйдосы. Идеи вечны, неизменны, неделимы, бесконечны. Они существуют до вещей и являются причиной вещей. Между миром идей как истинное бытие и небытие (материя как таковая) находится мир чувственно воспринимаемых вещей, видимый мир. Душа, по Платону, вечна и бессмертна, после смерти тела (темницы души) душа попадает в мир чистых идей, созерцает их, потом перевоплощается в другое тело. Поэтому познание есть воспоминание того, что душа созерцала в мире чистых идей. Душа человека бестелесна и бессмертна. Она состоит из трех частей: разум, воля и благородные желания и низшая часть – влечения и чувственность. Люди отличаются, друг от друга тем, какая часть души преобладает у них. Те, у которых преобладает разум, являются философами, они могут созерцать красоту и гармонию идей, они могут быть правителями. А те, у которых преобладают воля, смелость, мужество – это воины и стражники. Низшая часть души преобладает у работников физического труда. Платон формулирует концепцию идеального государства – это схема утопического государства, в котором функционирование общества подчинена строгому государственному контролю. Оно основывается на перечисленные выше трех сословиях – работники, воины и правители. Каждый должен четко выполнять свои обязанности в зависимости от своих способностей. Управляют государством умные люди - философы, воины обеспечивают общественный порядок, а работники производят материальные блага. Философы и воины не должны быть обременены частной собственностью.
Аристотель впервые начал выделение философии из единой науки в самостоятельную область, которая имеет свой предмет - изучение сущности мира, соотношение бытия и сознания. Аристотель критикует Платона за допущение мира идей, что эти идеи Платон оторвал от существующей объективной реальности. Аристотель показывает, что концепция Платона о мире идей не способствует пониманию реального бытия, но, скорее, наоборот, его затемняет. Аристотель считает, что объективно существует материальный мир, а идеи есть их сущность. Материальный мир первичен, однако это не идентично понятию материи. Материя – это материал из которого создаются вещи. Конкретные вещи есть сочетание материи и формы. Материя пассивна, форма – активное начало. Форма предшествует материи во времени. Возникновение вещей есть «оформление» материи, процесс в котором участвуют четыре вида причин: материальная, формальная, производящая и целевая. Например, архитектор строит дом, в этом случае материал – это материя, план дома – это форма, архитектор – это производящая причина, а законченное здание – это цель. Неподвижным перводвигателем и формой всех форм выступает Бог.
Познание Аристотель понимает как отражение. Первым уровнем он считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, первые сущности, единичное. Но большее значение он придает познанию общих закономерностей. Постижение общего является привилегией разума. Познание есть развивающийся процесс, переход от простейших чувственных отражений к предельным абстракциям. Научное познание есть вершина познания. Научное познание (эпистеме) отличается от мнения (докса). Аристотель считал, что ошибки в человеческом познании связаны не с восприятием, а с абстрактным мышлением, с процессом образования понятий, суждений и умозаключений. Аристотель разрабатывает учение о человеке. По его мнению, человек по природе своей – существо политическое (зоон политикон). Человек состоит из души и тела. Душа понимается как организующая форма, которая дает смысл и направленность жизни. Душой обладают все живые существа. Выделяются три вида души: растительная, животная и разумная. Человек разумное существо, этим он отличается от животных. Человек предназначен для жизни сообща, в коллективе, только в обществе могут формироваться его нравственные качества.
Государство Аристотель понимает как сообщество общин, а общину – как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Сущность государства Аристотель видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Существуют три хорошие и три плохие формы государственного правления, последние возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. К плохим относится тирания, олигархия и демократия. Задачами государства Аристотель считал предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергал спекулятивное «идеальное государство» Платона. Идеальным Аристотель считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа