Тема 5. Немецкая философия конца XVIII-XIX вв
1. Немецкая классическая философия.
2. Марксистская философия.
3. Иррационализм. «Философия жизни».
4. Значение немецкой философии XIX в.
Немецкая классическая философия охватывает период с конца XVIII в. до первой половины XIX в. Её основу составило творчество пяти наиболее ярких философов того времени:
- Иммануила Канта (1724-1804)
- Иоганна Фихте (1762-1814)
- Фридриха Шеллинга (1775-1854)
- Георга Гегеля (1770-1831)
- Людвига Фейербаха (1804-18872)
Основоположником немецкой классической философии является И. Кант. В центре его философской системы стоит вопрос о возможностях познавательных способностей субъекта. Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего мира («Вещь в себе»); разработал учение о категориях – предельно общих понятиях, которыми оперирует философия; сформулировал «категорический императив» – основной закон этики Канта, обязывающий каждого человека поступать так, чтобы правила его личного поведения были приемлемы для всех. Этот закон должен быть присущ каждому индивиду и обладать принудительной силой. Свобода в понимании Канта есть добровольное подчинение человека нравственному закону. Главный вывод, следующий из кантовской этики-человек для себя сам есть своя последняя цель (а не средство).
Венцом идеалистической диалектики является философия Гегеля, который впервые в систематической форме представил диалектическое миропонимание и диалектический метод. Гегель считал, что всё находится в постоянном развитии, а движет миром противоречие. Основой всего существующего у Гегеля выступает «мировой разум», который он называет Абсолютной идеей или Мировой душой. Абсолютная идея – основное понятие философской системы Гегеля. Ход мирового развития в основе своей обусловлен движением абсолютной идеи, которая стремится в процессе превращений к самой себе как к цели. Направленность общественного развития – прогресс.
Материалистическое направление в немецкой классической философии представлено трудами Л. Фейербаха, выступившего с критикой идеализма Гегеля и догматов христианской религии. Его основные работы – «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии». Философия, по убеждению Фейербаха, должна стать антропологией – универсальным учением о человеке. Человек – продукт природы, а его мыслительная деятельность – единственный носитель разума. Разум отдельно от человека не существует. Бытие – субъект, мышление – признак субъекта. Субъектом исторического процесса является не абсолютный дух, как у Гегеля, а конкретный человек. Но самого человека Фейербах изображает как родовое созерцательное существо - пассивный объект воздействия внешней среды, под которой понимались прежде всего общественные отношения. Религия – результат деятельности сознания. Основа религии – чувство зависимости людей от внешних сил, прямой результат страданий человека. Фейербах не отрицал всякую религию, предлагая заменить религию любви к богу религией любви к человеку.
Кризис классического капитализма способствовал появлению в 40х годах 19в нового философского учения – марксизма, теоретическими предпосылками которого явились немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Их критическое переосмысление позволили Карлу Марксу (1818 – 1883) и Фридриху Энгельсу (1820 – 1895) распространить принцип материализма на исследование природы, человека, а диалектику представить как теорию развития и метод философского мышления. К. Маркс и Ф. Энгельс, применив материализм к изучению общества, создают концепцию материалистического понимания истории. Человека Маркс представляет как существо социальное, а не природное. Этика, мораль, нравственность являются выражением социальной сущности человека. Маркс вводит понятие общественно – исторической практики как основы преобразовательной деятельности человека. Преобразуя мир, человек создаёт мир материальной и духовной природы, при этом совершенствуя самого себя. Содержанием практики является труд. Главные формы практики – производственная, социально – политическая, научный эксперимент. Определяющей является производственная практика.
Маркс впервые разработал диалектика – материалистическую теорию познания, основанную на признании первичности бытия и познаваемости материального мира. Важнейшим достижением марксизма является материалистическое понимание истории. Маркс представил развитие общества как объективный естественно – исторический процесс, как последовательную смену общественно – исторических формаций.
Наряду с марксизмом широкое распространение в Германии, во второй половине 19в., получил иррационализм – философское учение, отрицавшее диалектику, объективные законы истории, представляя развитие окружающего мира как хаотичный процесс, цепь случайностей, лишенных всякой закономерности. Основоположник иррационализма – Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).
Ярким представителем немецкой философии 19в. является Фридрих Ницше (1844 - 1900), один из основоположников «философии жизни» - направления, ставящего в центр исследования не абстрактные понятия, а бытие человека в реальном мире. Человек, движимый «волей к жизни», «волей к власти», сам определяет свою судьбу. Ницше говорит об иллюзорности Бога, выдвигая тезис «Бог умер».
Уникальность немецкой философии к XVIII-XIX вв. состоит в том, что за довольно короткий исторический период она сумела совместить себе почти все известные в тот период философские направления, разработать теории, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие мировой философии.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие направления сформировались в немецкой философии 19 в.?
2. Какой вклад в немецкую философию внес И. Кант?
3. Каково основное различие между философскими взглядами Г. Гегеля и Л. Фейербаха?
4. Можно ли считать марксизм принципиально новым направлением немецкой философии 19 в.?
Выдающиеся немецкие философы классического периода
(конец ХVIII-первая половина XIXвв)