Фома (томас) аквинский (1225-1274)
Тема №4 I. Средневековая философия.
II. Философия эпохи Возрождения.
I. Средневековая философия
5-15 века
Особенности философии Средневековья
Среди них выделяют:
Тесная связь с религией и богословием (теологией)
Теология(т.е. богословие) – учение о Боге.
Культура и в т.ч. философия в то время существовало в основном в рамках монастырей. И поэтому философия была исторически тесно связана с религией, иначе репрессии (гонения на еретиков, инквизиция).
Главная задача философии в это время – подтверждать и обосновывать и защищать религиозные догматы (основные положения), изложенные в Библии, как источнике знания и истины, представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы. Философия была официально объявлена «служанкой богословия» (Пьетро Домиани).
Основные темы религиозных дискуссий:
1. Постижимы ли воля и намерения Бога?
2. Как сочетаются божественная предопределенность всего происходящего и свобода воли человека?
3. Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и человеческие истины
4. Если Бог есть истина и добро, то почему он допускает существование зла? (Смирение. Диалектика – развитие через борьбу и разрешение противоречий)
2. Креацинизм(креатио - создание)– учение о создании (сотворении) мира Богом из ничего.
3. Теоцентризм – признание Бога главной центральной реальностью, определяющей все остальное. Природа сотворена Богом и зависит от него.
4. Деизм- Бог является первопричиной (толчком) возникновения мира и движения в нем, но в дальнейшем уже ни во что не вмешивается.
5. Провиденциализм – признание того, что история человечества предусмотрена Богом как план спасения человека.
В Средневековой философии выделяют два основных периода:
1. Патристика (лат. патрес – отцы) - 5-8 века (Августин Блаженный и др.). Это период учений христианских мыслителей («отцов церкви»), формирование христианской теории. Задача философии – разъяснять истины божественного откровения.
2.Схоластика (школьный, ученый) - 9-13 века (Фома Аквинский, Росцелин и др.). Расцвет средневековой философии. Соединение религиозных учений с рационализмом, развитие формальной логики.
Значение средневековой философии
Несмотря на сильную зависимость от религии и, соответственно, ограниченность в своих действиях и исследованиях, схоластика оказалась полезной для развития собственно философских исследований и дисциплин, в частности: онтологии, гносеологии, антропологии, логики, которая использовалась богословием для защиты религиозных догматов в ходе дискуссий.
В результате уточнялись и углублялись философские понятия и категории (вера и разум, сущность и явления, абстрактное и конкретное).
Августин Блаженный (Аврелий)
Крупнейший философ периода патристики.
Онтология: Религиозная концепция мира и человека:
Бог создал мир из Ничего. При этом Бог не только упорядочил, организовал мир из уже имеющейся первичной, вечной субстанции (материи) (по Платону), но и создал саму эту субстанцию, из которой состоит мир.
Кроме того, Бог не только сотворил мир, но и создал его свойства (например, время), которые не существовали до мира. Время носит субъективный характер.
Общество постоянно развивается (идея прогресса) от низшего состояния («града земного») к совершенному состоянию («граду Божиему») из-за перехода людей от неверия и тяги к земным благам к христианству. Явление Христа. Завершится история вторым пришествием Христа.
Этика: Религиозно-этическая концепция человека:
Природа человека двойственна: включает духовное и телесное начало. Высшая человеческая способность человека – вера в Бога. Кроме того, человеку даны разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако без веры в Бога разум не сможет найти и познать истину.
Только сочетание веры и разума даст человеку путь к добру, а не злу.
Люди равны между собой. Человек ответственен перед Богом и другими людьми за свои дела и свой выбор.
Реализм и номинализм в Средневековой философии
Два направления в схоластике, которые вели теоретический спор о соотношении понятий (универсалий) и единичных вещей.
Понятие –мысленное выделение и обобщение характерных, отличительных признаков предметов одного класса (стул, человек, дерево и т.д.).
Понятие «единичное» - отдельный объект, предмет класса.
Реалисты(сторонники объективного идеализма, последователи Платона, Ансельм Кентерберийский (1033-1109)
- утверждали, что понятия созданы Богом, поэтому они существуют реально, сами по себе, и не зависят от единичных вещей (в духе объективного мира идей Платона).
Номиналисты
(Иоганн Росцелин, 1050-1125, французский философ-схоласт, теолог)
– признавали существование лишь единичных вещей. При этом отрицали реальное, т.е. независимое от единичных вещей существование понятий. Понятия существуют лишь номинально как имена (ноумены), которыми человек называет отдельные вещи.
Учение Росцелина было осуждено церковью в 1092 году. Номинализм явился предшественником эмпиризма.
Фома Аквинский:
Пытался примирить реализм с номинализмом, говоря о двух разных видах понятий (божественных и человеческих).
С одной стороны, он соглашался с реалистами в том, что понятия существуют до реального бытия единичных вещей в божественном разуме и не зависят от них.
Вместе с тем, поддерживал и номиналистов. Говорил, что есть также понятия (идеи), существующие не в божественном, а в человеческом разуме. И эти идеи человека не могут существовать до вещей и не могут их порождать.
Фактически он был сторонником умеренного реализма.
Фома (Томас) Аквинский (1225-1274)
Выдающийся итальянский богослов, автор официального учения католической церкви - томизма.Систематизировал схоластику.
Из г.Аква (Италия). (вода Аква-минерале).
Прожил 48 лет, с 17 лет доминиканский монах, ученик Альберта Великого (нем. богослова). За мягкость и легкость своего характера получил «ангельский доктор» («Доктор ангелисус»). Осн. труды «Сумма против язычников, Сумма теологии, Об истине, О душе».
С 1567 года – 5-й учитель церкви. Со второй половины 19 века (с 1879 года) учение Фомы Аквинского – неотомизм – становится официальной философской доктриной католической церкви.
Стремился теоретически обосновать зависимость философии от религии.