Возникновение философии марксизма. Исторический и диалектический материализм
Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими ученымиКарлом Марксом(1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом(1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения —марксизма,который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.
2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
3. Главными произведениями основателей марксизмаявляются:
• "Капитал" К. Маркса;
• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;
• "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.
4. Марксистская философия материалистичнапо своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализмаи исторического материализма(нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).Суть исторического материализмав следующем:
•на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их волипроизводственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
• производственные отношения, уровень производительных сил образуютэкономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации— первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский
• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
7.В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
• материя находится в постоянном движении и развитии;
• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
• важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
40. Неклассическая философия 19 в.(Шопенгауэр, Ницше)
Артур Шопенгауэр - немецкий философ-идеалист; снискал себе славу как блестящий эссеист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов основной акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Выделял два аспекта понимания субъекта: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который является субъектом сам по себе. Мир как представление всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости.
Шопенгауэр - сторонник волюнтаризма. Воля в его учении предстает как космический принцип, лежащий в основе мироздания. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с другими людьми.
Эстетический идеал Шопенгауэра - в буддийской нирване, в умерщвлении "воли к жизни", в полном аскетизме.
Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Его взгляды претерпели определенную эволюцию от романтической эстезации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.
Основными положениями зрелой философии Ницше являются:
все существующее есть воля к власти, могуществу;
сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти - перспективизм.
Ницше - решительный противник ускоренного в европейской культуре противопоставлени "истинного мира" миру эмперичекому, истоки которого он видит в отрицании жизни, в декадансе. Ницше связывает критику метафизику с критикой языка. Глубокая внутренняя противоречивсть ницшеанского витализма проявляется в вопросе о соотношении истинности той или иной доктрины, идеи, понятия и т.п. и их исторического генезиса. Основные сочинеия: "Человеческое, слишком человеческое", "Веселая наука", "По ту сторону добра", "Антихристианин".