Ортодоксальные философские системы: «Санкхья», «Ньяя», «Йога», «Миманса», «Вайшешика», «Веданта»

Санкхья(«разумное взвешивание», или «перечисление»)– истолковывается как «число», «совершенное знание». Была изложена в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», служит дополнением к Йоге. Основание приписывают Капиле, 7 в. до н. эр., хотя первое систематическое изложение было дано Ишваракришной в первые века н. эр. Главная цель – познание реальности, чтобы покончить со страданием и несчастьями.Онтология – базируется на «причинностях» (следствие пребывает в причине до своего проявления). Признают существования во Вселенной двух первоначал: материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Пракрити (первичная материя) находиться в постоянном изменений, подчинена закону причинно-следственной связи. Все детерминированные видоизменения зависят от пропорционального соотношения представленных в ней гун. Пракрити существует в 2 формах: а) вьякта (проявленная материя); б) а-вьякта (не проявленная материя). Пракрити состоит из 3 гун: 1) Сатва (ясность, чистота) – представляет природу удовольствия; 2) Раджас (активность) – деятельное, подвижное и стимулирующее начало; 3) Тамас (инертность) – противоположное обоим, пассивное и отрицательное начало в вещах. Их сочетание приводит к возникновению и появлению всего многообразия природы. Пуруша не является ни высшим богом – творцом, ни мировым духом. Это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находиться, так и процесс эволюции Вселенной, взятый в целом. Контакт пракрити с пурушей обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и чувства «Я», и является средоточием кармы. Она следует за пурушой, пока та полностью не освободится от перевоплощения. Грубое тело состоит из материальных элементов, и гибнет со смертью существа. Три причины страданий: а) внутренняя; б) внешние; в) от сверхъестественных причин (духи, привидения). В гносеологии признавали три источника достоверного познания: а) восприятие; б) логическое умозаключение; в) свидетельства священного писания.

Йогана санскритском означает напряжение, тренировку, и представляет собой практику созерцания, выражающую соединение, участие, порядок, глубокое размышление, сосредоточение. Основателем называют Патанджали, 2 в. до н. эр., хотя он только систематизировал и изложил ее основное содержание в своей «Йоге-сутре». Основное содержание учений. Разделяя основные положения Индуизма, Йога считает главным на пути слияния индивидуальной души с божеством психофизическую тренировку с последующим достижением мистического экстаза и полного транса, в котором исчезает реальный окружающий человека мир. Тем самым, ограничение деятельности ума приводит к освобождению души от страданий. Низшая ступень Йоги – «Хатха-Йога» содержит в основном физические приемы, направленные на такое овладение телом, которое дает возможность перейти к раджа-Йоге (системе психических упражнений, ведущих к полному отрыву от реальной действительности). Причем, хатха-Йога без достаточных к тому оснований выдается за универсальный метод излечения от всех болезней и необычайного оздоровления организма, хотя некоторые ее приемы (напр., методика дыхания) и нашли определенное место в лечебной физкультуре. Упражнения Йоги вошли как один из путей «спасения» в большинство религий Индии, в том числе и в буддизм. С помощью Йоги, особенно ее мистического экстаза, можно якобы становиться бесконечно малым и невидимым, разрастаться до огромных размеров, переноситься по желанию в любое место, «видеть» предметы за тыс. км, читать чужие мысли, знать прошлое и будущее, беседовать с умершими.

Система Йоги состоит из4 частей: 1. Самадхипада – о природе, целях и формах Йоги; 2. Садханипада – это средства достижения сосредоточения; 3. Вибхутипада – внутренние аспекты Йоги,сверхъестественные силы, обретаемые человеком в ходе медитации; 4. Кайвальяпада – описание природы, форм освобождения от страданий, рассматривается трансцендентальный мир. При осуществлении медитации человек переживает 5 ступеней духовного состояния: 1. Кшипта – рассеянное состояние; 2. Мудха – бездеятельность, притупленное состояние; 3. Викшипта – относительное умиротворенное состояние; 4. Эгарка – сосредоточение ума на каком – либо объекте; 5. Нируддха – прекращение всякой мыслительной деятельности.

Вайшешика – на санскрите «вишеша» означает «особенность», «различие», «единичное», «часть», «первосубстанция». Основатель Канада (настоящее имя Улука), его еще называли «пожирателем зерен», 3 век до н. эр. Значительное развитие Вайшешика получила в«Падартха- дхарма-санграхе» Прашастапады (4в.). У Вайшешикасильны материалистические тенденции. Основная цель – освобождение индивидуального «Я» от страданий посредством познания. Их учение о познанииблизки к позиции Ньяя.Ониразличали два вида познания:«восприятие» и «логический вывод». У них Падартха имеет значение близкое к значению «Категория». Всего различают 7 видов Падартхи: «Дравья» (субстанция), «Гуна» (качество), «Карма» (действие), «Саманья» (общность), «Вишеша» (особенность), «Самавая» (отношение при сущности), «Абхава» (не бытие). Первые три - существуют реально, следующие три – продукты деятельности ума. Важную роль играет категория особенность, давшая имя учению Вайшешика,в которойотражается реальное разнообразие субстанции. В онтологии признавали существование 9 субстанции: землю, воду, свет, воздух, эфир, время, пространство, душу и ум. Считали, что субстанции первых четырех состоят из атомов, которые в различных сочетаниях образуют все материальные объекты. 4 видам атомов соответствуют 4 органа чувств (индрии). Атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения. Их соединением управляет мировой разум (душа) «Манас». Он синтезирует и логический обобщает их свидетельства. Учение о космогонии. Признавали идею цикличности: мир возникает, развивается и гибнет во время катастроф. Атомы не уничтожаются, просто связи между ними рвутся и вновь восстанавливаются. «Адришта» (невидимое, скрытое, судьба) – как первооснова лежит в начале каждого цикла и вносит порядок в мир хаоса. То есть, это идея повторения вечного цикла – Кальпа.

Ньяя(правило, логика или не наука) – учение о формах мышления. Основатель Готама (или Гутама, Акшапад), 1 в. н. эр. Означает правило, основание, метод, вывод, логика. Учение Ньяи тесно связано с Вайшешика. Важную роль в их учений играли логика и гносеология. Онтологическое учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во Вселенной существует множество душ, которые находятся как в свободном состоянии, так и связанными с материальными системами. Бог Ишвара (высшее регулирующее духовное начало) не творец душ и атомов, а только создает сочетания атомов, и связывает их с душами и освобождает от них. Гносеологиястоит на первом месте. 4 источника истинного познания: 1. Пратьякша – восприятие; 2. Анумана – вывод; 3. Упанмана – сравнение; 4. Шабда – свидетельство. К недостоверному знанию относили: 1. Память (смрити); 2. Сомнение (саншая); 3. Ошибка (бхрама или выпарьяя); 4. Гипотетический элемент (тарка). Признавали 6 органов восприятия – внешних и 1 внутренний, который считался как особое восприятие (Йогадма). Он был характерен тем, кто достигал духовного совершенства – могли воспринимать все. Истина определялась соответствием или не соответствием выводов к фактам действительности. ИменноНьяей впервые в Индии была разработана теория пятичленного силлогизма, отличавшаяся от греческой. В дискуссии определяли три формы: 1. Вада – высшая форма спора, которая ведется по всем правилам; 2. Витанда – опровергающая сторона не выдвигает своего варианта решения; 3. Джалпа – стороны хотят победить любым способом.

Миманса –это «разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях. Эти проблемы она решала путем рассуждений и критического исследования. Они считали, что Веды не являются откровением в полном смысле этого слова и что содержащиеся в них религиозные и философские положения нуждаются в логическом обосновании. Пурва – Миманса (более точное название), 4 в. до н. эр., ставила задачу оправдать веру, из которых исходит предписания ритуалов ; Джамини, 2 в. н. эр., – разбирает правила жертвоприношений (Веды, Брахманизма) и составляет Мимансу-сутру, где и были изложены основные положения учений. В Мимансереальны имена Бога, но не сами Боги.В основе учения Мимансы– достижение «Мокшы» не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и каких-либо сознательных усилий. Главное– неукоснительное соблюдение общественного и религиозного долга «Дхармы», заключающего в выполнении обрядов и в подчинении всяческим ограничениям и запретам, налагаемой кастой. Причем, это стремление должно быть следованием «дхарме» само по себе, и не должен зависеть от стремления индивида. Миманса, также как и санкхья, признавала существование духовного и материального начал во Вселенной. Пять источников «Правильного познания»:а)первым идет свидетельства авторитетных источников; б) 2-ой источник – чувственное познание; в) 3-ий источник – логический вывод (ануман); г) 4-ый источник – сравнение (упаманса); е) 5-ый источник – постулирование (артхаппати – объяснение нек-рых беспричинных явлений с помощью, не воспринимаемого факта). Таким образом, постулирование как бы является гипотезой, которая впервые предлагается Индийской философией. В качестве примера можно привести следующее. Если человек полнеет, но днем не есть, следовательно, он есть ночью. О жизни и страданий.Основная цель жизни – достижение блаженства, но это блаженство небесное. Сознание не сущность души, а некоторое его качество. Вывод: жизнь коротка и полна страданий. Нужно стремиться к освобождению души, достижению ею небес. Миманса, была, теснее связана с практической религией, чем санкхья, и в то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии миманса сближает ее с древнеиндийским материализмом.

Веданта– это как бы «завершение Вед», возникла на базе Упанишад. Впервые основные положения учения веданты были изложены Бадараяной в Веданте сутрах. Веданта до настоящего времени занимает важное место в философии индуизма. В учений Веданты образовалисьдва направления:адвайта – абсолютный не-дуализм; и вишишта – адвайта, различительный не-дуализм. Основатель первого учения – Шанкара. Единственная истинная реальность – духовное начало – Брахман. Он неопределим, необусловлен и бескачественен. Представления о многообразии предметов и явлений Вселенной является следствием неведения (авидья). На самом деле все, кроме Бога, является чистой иллюзией (майя). Он творит мир во всех его формах и исходит из него. Другие Боги это формы проявления Брахмана. Мир относителен, а Брахман абсолютен.Материя и сознаниене реальны, а коренятся в Брахмане. Познание мира это самообман (в сумерках веревка кажется змеей). Главным является интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. О человеке.Человек двойственен. Тело – иллюзорная видимость, а подлинная реальность это душа (Атман), как проекция абсолюта Брахмана на человеческую личность. Именно, психическое состояние (авастха) обуславливает внешнюю действительность. Самопознание человека приближает его к Брахману. Освобождение души от тела – есть устранение иллюзорного мира. Основателем второго направления является Рамануджа(11-12 вв.). Существует три реальности: материя, душа, бог. Они находятся во взаимном подчинении: душа подчиняет материальное тело, а бог господствует над обоими. Без бога, душа и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель усилий индивида – освобождение от материального существования посредством духовной активности, знания и любви к богу. О соотношении бога и «Я».Полагают три варианта: 1. «Я» и бог – различные сущности (мадхва); 2. «Я» и бог – тождественны (шанкара); 3. «Я» и бог как часть и целое. Со средневековья веданта становиться наиболее влиятельной философской школой в ортодоксальной системе. Первое направление было связано с культом Бога Шивы, а второе – с Вишну.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов?

2. Какие основные периоды различают в развитии индийской философии?

3. Чем была характерна особенность шраманского периода индийской философии?

4. Какие проблемы обсуждали древнеиндийские философы в период своего начального становления?

5. Почему в индийской философии не было стройной системы изложения истории философии?

6. Какую роль в развитии индийской философии оказал Брахманизм?

7. Кого представляли собой проповедники «Шраманы»?

8. Какую роль сыграли Веды в развитии индийской философии, и каковы основные содержания его самхитов и коментариев?

9. Что представляла собой шраманская эпоха индийской цивилизации?

10. Что означают понятия Рита, сансара, карма и мокша в Ведах?

  1. Что такое Атман и Брахман в Ведах?
  2. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксаль­ные и ортодоксальные школы?
  3. О каких субстанциях говориться в джайнизме?
  4. Что говорится в джайнизме о правильной вере, правильном познании и пра­вильном поведении?
  5. О каких видах познания говорится в джайнизме?
  6. Приведите хронологию основных школ традиционного буддизма.
  7. Как понимается «срединный путь» в буддизме?
  8. Каковы различия между буддистскими школами «Хинаяна» (Малая колесница) и «Махаяна» (Большая колесница)?
  9. Расскажите о «четырех благородных истинах» Будды?
  10. Каковы содержания «восьмеричного пути» и «нирваны» в буддизме?
  11. Какой источник познания локаятики считали единственно истинным?
  12. Что такое пракрити и гуны в санкхья?
  13. Чем отличается онтология йоги от онтологии санкхьи?
  14. Чем «восьмеричный путь» йоги отличается от «восьмерично­го пути» буддизма?
  15. Что такое падартха, и какие падартхи предлагаются в вайшешика?
  16. Какие философские школы развивали учение об атомах?
  17. О каких источниках истинного знания говориться в ньяя?
  18. С точки зрения ньяя, как можно установить истинность знания?
  19. Какой особый источник истинного знания предлагает миманса?
  20. Что говориться в концепции миманса о достижении небесного блаженства?
  21. Какой путь освобождения от сансары предлагает веданта?
  22. Что означает в веданте «Ты есть то»?
  23. Какие возможности освобождения от страданий предлагались в философских школах Древней Индии?

Наши рекомендации