Проблема рациональности и социальная теория
После разъяснений относительно основного содержания концепции коммуникативной рациональности уместно перейти к вопросу о принципиальной возможности и конкретных формах ее аппликации к социальной теории в целях переосмысления модерна. Разумеется, речь уже не может идти о разработке некоей философско-исторической концепции — для современного мышления сугубо умозри —
тельное постижение истории столь же неприемлемо (и почти столь же архаично), как и учения субстанциализма. Поэтому надежды на построение нового образа модерного раз — вития надлежит связывать с таким знанием, которое ориентацию на осмысление динамики общества в целом сочетает с эмпирической фундированностью анализа. Этому требованию, как представляется, удовлетворяет социоло — гия: в условиях глубокой специализации научно-исследовательской деятельности социология, единственная из всех социальных наук, сохранила отношение к проблемам общества как целого (в отличие, скажем, от экономики или политологии). Социология, конечно, не ограничивается лишь таким "общим" подходом, но к детальному изучению тех или иных общественных подсистем или отдельных феноменов она обращается только на основе исходной постановки вопроса, схватывающей тотальную связность обще — ственной жизни.
Правда, на это можно было бы возразить, что ориентацию на целостность схватывания явлений общественной жизни с социологией разделяет культурная антропология, однако исключительная пригодность социологии для достижения поставленной цели связана еще и с тем, что именно социологии имманентно присуща проблематика модерного развития: социология возникла и оформилась как такая наука, основной темой которой являются трансформации общественной жизни при переходе от традиционных к модер — ным обществам, от "общности" к "обществу". Базовые категориальные структуры социологии, разработанные ее основателями, говорят о том, что социология как область знания сама является продуктом модерного развития и может быть понята как его концептуальное отображение; социология по своему происхождению и сущности является сугубо модер — ным феноменом.
Итак, социология способна рассматривать динамику общественного целого, не отрываясь от эмпирии, и имеет мо — дерное развитие своим очевидным тематическим приоритетом. Апеллируя к социологии, Хабермас, конечно, имеет в виду социологическое знание не в его безоглядно прикладных формах, он говорит о социологии, претендующей па роль теории общества. Как представляется, в данном случае было бы также уместно выражение "думающая социология", т. е. сочетающая эмпирическое исследование с тематизацией собственных "фоновых" предпосылок (экспликацией и анализом фундаментальных характеристик изучаемой предметности и обоснование базовой методологии ее освоения). Воп —
рос, далее, состоит еще и в том, в какой мере ей близка и органична проблематика рациональности, не получится ли так, что эмпирической науке приписывается внешняя и чуждая ей философская проблематика?
Хабермас отмечает, что социология, претендующая на статус теории общества, неизбежно сталкивается с проблемой рациональности в трех взаимосвязанных областях: она не может избежать вопроса о рациональности действия в рамках метатеоретической для нее области теории действия, вопроса о рациональности научного понимания в сфере методологических проблем социального познания, наконец, относящегося к области предметного (эмпирического и теоретического) социологического исследования вопроса о том, в каком смысле модерное развитие общества может быть представлено как рационализация1.
Действительное присутствие и содержательную взаимосвязь указанных трех аспектов собственно социологической проблематики рациональности можно проиллюстрировать на примере творчества Макса Вебера. В его концепции эта взаимосвязь наиболее зримо воплощена в понятии целерацио — нального действия.
По Веберу, принципиальной характеристикой действия, отличающей его от простого происшествия или природного процесса, является наличие связанного с ним субъективного смысла. Конечно, граница между осмысленным действием и чисто реактивным поведением, не связанным с субъективно предполагаемым смыслом, не может быть точно проведена; значительная часть социологически релевантного действия находится на границе того и другого. Как известно, Вебер выделял четыре основных типа социального действия; два из них — традиционное (основанное на длительной привычке) и аффективное (обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием человека) — как раз и находятся на границе осмысленного действия. Традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, часто представляет собой не более чем автоматическую реакцию на привычное раздражение в направлении ранее усвоенной установки; аффективное действие также может быть лишь непосредственной и безотчетной реакцией на сильное раздражение. И все же в обоих случаях можно говорить о действии, поскольку в них, как правило, присутствует рациональный момент: как верность привычке, так и аффект обычно в той или иной (пусть минимальной) степени осознаны.
В намного большей мере рациональность присуща двум другим типам действия — ценностно — рациональному и целе — рациональному. Ценностно — рациональное действие отличается от аффективного или традиционного поведения четким осознанием ценностных ориентации поведения, которые определяют планирование и выполнение действия (в частности, подбор оптимальных средств действия и продуманное их использование). При этом данный тип действия все же сохраняет сходство с двумя предшествующими типами в том, что смысл действия для субъекта состоит не в достижении какой —либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Ценностно — рациональное действие основано на вере в безусловную — религиозную, эстетическую или какую — либо другую — ценность определенного по — ведения независимо от того, к чему оно может привести. Ценностно — рационально действует тот, кто, невзирая на воз — можные последствия, следует своим представлениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. п. Для этого типа действия характерна подчиненность заповедям или нормам, в повиновении которым индивид видит свой долг.
Наконец, "целерационалыю действует тот, кто ориентирует свои действия на цели, средства и побочные результаты и при этом рационально соотносит как средства с целями, так и цели с побочными последствиями и, наконец, различные возможные цели друг с другом..." ' Понятно, что целера — циоиальный тип представляет собой наиболее полное воплощение рациональности действия: рациональность проявляется здесь как субъективная осмысленность (осознанность) действия, как рациональность в планировании и выполнении действия (подборе и использовании средств), наконец, как рациональность в полагании цели действия и просчитывании всех его возможных последствий. С целерациоиалыюй точки зрения, даже ценностная рациональность иррациональна, причем тем более иррациональна, чем в большей мере она абсолютизирует ценность, па которую ориентируется поведение, ибо тем в меньшей степени присутствует рациональная мотивация цели (цель действия предопределяется безусловными ценностями) и тем меньше принимаются во внимание последствия совершаемых действий.
Итак, типология действия у Вебера иерархически упорядочена, выделяемые типы расположены по принципу возрастания степени рациональности в структуре действия. На вершине иерархии находится целерациопальное действие. Его
особый статус обусловлен тем, что этот тип действия выступает, во —первых, как своего рода эталон рациональности, позволяющий определить характер и степень иррациональное — ти других типов.
Во —вторых, этот тип действия занимает привилегированное место также и в области методологических проблем социального познания. Социология является, по Веберу, "понимающей" наукой — она стремится понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и результаты (именно понимание смысла действия позволяет его объяснить). При этом методологическим образцом оказывается именно целерациональное действие: будучи насквозь рациональным, оно в наибольшей мере прозрачно для его рационального понимания исследователем. Поэтому для социологического ис — следования все иррациональные, эмоционально или привычкой обусловленные смысловые связи, определяющие отношение индивида к окружающему, наиболее понятны, если рассматривать их в качестве отклонений от чисто целерационалыю сконструированного действия. При таком подходе вначале устанавливается, каким было бы поведение участников событий при знании ими всех обстоятельств дела и при строго це — лерационалыюм поведении; затем па основе этой идеальной конструкции объясняется фактическое поведение. Иными словами, образ целерационалыюго действия — вследствие своей полной рациональной понятности — служит в социологии моделью, с помощью которой реальное поведение может понято как обусловленное множеством различных факторов (аффектами, заблуждениями) отклонение от чисто рационально сконструированного.
Наконец, в —третьих, целерационалыюе действие является средством интерпретации модерпого развития, которое проявляется прежде всего как всеобъемлющая рационализация общественной жизни. Генезис и развитие капитализма означают, по Веберу, что рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление — как в области экономики, так и в области политики; рационализируется образ мышления людей, так же как и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой наиболее чистое воплощение принципа рациональности: наука проникает прежде всего в производство, затем в управление и, наконец, в быт.
С точки зрения историка, общественная рационализация, характеризующая модерное развитие представляет собой результат соединения целого ряда факторов, констелляция которых не есть нечто предопределенное. Достаточно слу —
чайио в определенный период времени в определенном регионе переплелись несколько феноменов, заключавших в себе рациональное начало: восходящая к античности традиция теоретической науки (в которой особую роль играет математика, приобретшая со времен Галилея опытную значимость и легшая в основу повой экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой); рациональное римское право, получившее дальнейшее развитие в средние века; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства и др. Фактором, по — зволившим синтезировать все эти элементы, оказался протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства (для внедрения в экономику достижений науки) благодаря тому, что экономический эффект был возведен протестантской этикой в ранг религиозного призвания. "Бог кальвинизма требовал от своих не отдельных "добрых дел", а возведенной в систему святости дел. <...> Этическая практика обычного человека лишилась таким образом бессистемности и оформилась в последовательный метод целого образа жизни" '. В результате такого счастливого стечения обстоятельств в Европе и возник не имевший прежде аналогов тип общества.
С точки зрения теории общества, тот же самый процесс можно интерпретировать уже не как продукт случайного сочетания разнородных факторов, резонансно взаимодействующих в направлении рационализации всех сторон общественной жизни, а как поступательную рационализацию социального действия, "логика" которой состоит в замене внутренней приверженности привычным для нас нравам и обычаям планомерным приспособлением к обстоятельствам на основе соображений интереса. Рационализация действия может быть понята и в позитивном плане — как процесс рационализации ценностных оснований действия, и в негативном — как про — цесс вытеснения аффектов и непосредственно принимаемых ценностей. В любом случае она представляет собой процесс экспансии целерационалыюго действия в масштабах всего общества (и соответственно вытеснения традиционного, аффективного и ценностно —рационального); структуры целера — ционального действия становятся доминирующими как в сфере хозяйственной деятельности, так и в политике — право — вых областях, в быту, в науке и культурной деятельности.
Таким образом, как свидетельствует парадигматический пример веберовской социологии, социологическая концеп—
ция, претендующая на функции теории общества, будет ставить проблему рациональности в трех содержательно взаимосвязанных планах: в метатеоретическом для социологии плане теории действия, в методологическом плане научного понимания и в предметном плане (Хабермас говорит: "эмпирическом" или "эмпирически —теоретическом" плане) интерпретации модерного развития общества как общественной рационализации. У самого Вебера социальная теория и историческая концепция строятся в понятийной перспективе модели сознания, и в этом смысле его позиция для Хабермаса является не только образцом, но и предметом критики. Тогда, "следуя Веберу против Вебера", надлежит обосновать ме — татеоретическую и методологическую релевантность для социологии универсально — прагматической концепции коммуникативной рациональности: необходимо разработать не субъективистскую, а коммуникативную концепцию рацио — нальности действия и коммуникативную же концепцию рационального понимания социального действия.
Аспекты рациональности действия и социологические понятия действия
Хабермас начинает с рассмотрения основных социологических концепций действия. При этом он, конечно же, не стремится к эмпирическому обобщению всего многообразия представленных в социологии и нередко лишь имплицитно употребляемых понятий действия, а движется аналитически — по подсказкам модели коммуникативной рациональности, выделяющей три основных мироотношсния. Тогда оказывается, что богатство социологических понятий действия может быть по существу сведено к четырем аналитически хорошо различающимся основным понятиям.
Во — первых, это понятие телеологического действия, кото — рое восходит еще к Аристотелю и до сего времени является преобладающим в теориях действия. Здесь актор осуществляет определенную цель посредством того, что он в данной ситуации выбирает средства, которые обещают принести успех, и соответствующим образом их применяет. Центральным понятием является принятие решения на основе выбора между альтернативными вариантами действия, которое направлено на реализацию цели, руководимо правилами и основывается на толковании ситуации.
Телеологическое действие дополняется до модели стратегического действия, если в калькуляцию успеха, осуществляемую действующим субъектом, включается ожидание реше —
ний еще, по меньшей мере, одного целенаправленно действующего актора. Обычно эта модель действия трактуется утилитаристски: предполагается, что актор выбирает и обсчитывает цели и средства с точки зрения максимизации собственной пользы. Эта модель действия лежит в основе теории принятия решений и теории игр в экономике, социологии и социальной психологии.
Во —вторых, понятие регулируемого нормами действия, которое относится не к поведению единичного актора, сталкивающегося в окружающем мире с другими акторами, а к членам некоторой социальной группы, которые ориентируют свои действия на общие им ценности. Отдельный актор следует определенной норме (или нарушает ее), коль скоро в данной ситуации налицо условия, в которых эта норма находит применение. Нормы выражают существующее в определенной социальной группе согласие. Все члены группы, для которых эта норма является значимой, вправе ожидать друг от друга, что в определенных ситуациях будут выполняться предписанные нормой действия. Центральное для этой модели действия понятие следования норме означает выполнение генерализированного ожидания относительно поведения. Поведенческое ожидание имеет не когнитивный смысл (ожидание некоего спрогнозированного события), а нормативный смысл (участники вправе ожидать определенного поведения). Понятие регулируемого нормами действия обрело парадигматическое значение для социальных наук благодаря Дюрк — гейму и Парсонсу; нормативная модель действия лежит в основании теории ролей.
В —третьих, это — понятие драматургического действия, которое относится, прежде всего, не к отдельному актору и не к члену социальной группы, а к участникам интеракции, которые образуют друг для друга публику, перед которой они изображают самих себя. Актор вызывает у публики определенное представление о себе самом в той мере, в какой он более или менее целенаправленно раскрывает перед ней свою субъективность. Центральное для данной модели действия понятие саморепрезептации обозначает не спонтанное само — изображение, а учитывающую наблюдателя стилизацию выражения собственных переживаний. Драматургическая модель действия была развита Гофманом и служит, прежде всего, феноменологически ориентированным описаниям ипте — ракций, но до настоящего время она еще не получила теоретически обобщенного выражения.
Наконец, в —четвертых, понятие коммуникативного действия, которое относится к интеракциям минимум двух спо —
собных к речи и действию субъектов, которые (вербальными или экстравербальными средствами) вступают в межличностное отношение. Акторы стремятся к взаимопониманию относительно ситуации действия, чтобы координировать свои планы действия и сами действия на основе согласия. Центральное понятие интерпретации относится в первую очередь к выработке таких определений ситуации, которые допускают согласие. В этой модели действия фундаментальное значение получает язык. В социологии модель коммуникативного действования репрезентирована Мидом и Гарфин — келем.
Далее, надлежит выяснить, в какой мере в рамках рас — смотренных четырех понятийных стратегий правомерна постановка вопроса о рациональности действия. На первый взгляд, только телеологическое действие может быть рассмотрено под углом зрения рациональности и возможной рационализации общества (как это было сделано, в частности, в парадигматической концепции Вебера). Однако эта обманчивая видимость рассеивается, коль скоро мы выявляем "онтологические" предпосылки, связанные с остальными тремя стратегиями понимания действия.
Так, телеологическое действие в плане онтологических предпосылок предполагает объективный мир. То же самое относится и к стратегическому действию; при этом, однако, мы исходим уже из наличия минимум двух целенаправленно действующих субъектов, которые осуществляют свои цели на пути ориентации на решения других акторов и воздействия на них. Следовательно, для стратегически действующих субъектов в мире существуют не только физические предметы, но и другие акторы. Успех действия зависит от других акторов, которые также ориентированы на собственный успех и ведут себя кооперативно лишь в той мере, в какой это соответствует эгоцентрической калькуляции собственной пользы.
Понятие регулируемого нормами действия предполагает отношение между актором и двумя мирами: наряду с объективным миром наличных положений вещей имеется социальный мир, к которому актор как носитель определенной роли принадлежит в той же мере, что и другие акторы. Благодаря общей для них принадлежности к социальному миру акторы могут устанавливать между собой нормативно организован — ные интеракции. Социальный мир состоит из нормативного контекста, который устанавливает, какие интеракции принадлежат к области правомерных межличностных отношений; все акторы, для которых соответствующие нормы обладают значимостью, принадлежат к одному социальному миру.
Как смысл объективного мира может быть объяснен через ссылку к существующим положениям вещей, так и смысл социального мира — через ссылку на существование норм. При этом важно, что существование норм следует понимать не в смысле экзистенциальных суждений, которые высказывают, что имеются социальные факты типа нормативных правил. Мы говорим, что норма существует, если она признается теми, к кому она обращена, как значимая или оправданная.
Существующие положения дел репрезентируются истинными высказываниями, существующие нормы — всеобщими предложениями долженствования или требованиями. Значимость нормы состоит в том, что она регулирует действия всех, кого она касается, в их общих интересах. Именно интерсубъ — ективное признание обосновывает социальную силу нормы. Нормативная модель действия предписывает действующему не "когнитивный", а "мотивационный комплекс", который делает возможным конформное поведение.
При этих предпосылках актор может устанавливать такие отношения к социальному миру, которые доступны объек — тивной оценке. Последняя связана с вопросами, во —первых, о том, согласуются ли мотивы и действия актора с существующими нормами или же от них отклоняются, а во — вторых, вы — ражают ли сами эти нормы общественно значимые интересы участников и соответственно получают ли они их признание (т. е. признаются ли они как легитимные).
Таким, образом, с учетом онтологических предпосылок мы можем говорить, что регулируемое нормами действие предполагает два мира — объективный и социальный: нор — моконформное поведение предполагает, что субъект действия отличает фактические составные части своей ситуации действия от нормативных, а фактические условия и средства действия — от ценностей.
Понятие драматургического действования в социально — научной литературе разработано намного менее основательно, чем два предыдущих. Под углом зрения драматургическо — го действовапия мы понимаем социальную интеракцию как встречу, в которой участники образуют друг для друга зримую публику и при этом друг другу взаимно демонстрируют самих себя. В процессе демонстрации актор определенным образом презентирует себя перед зрителями; посредством того что он проявляет нечто, относящееся к его субъективности, он стремится быть определенным образом рассмотрен и принят публикой.
В драматургическом действовании актор относится к сво — ему собственному субъективному миру. Последний представ —
ляет собой целостность переживаний, к которым действую — щий имеет привилегированный по сравнению с другими доступ. Эта область субъективности заслуживает названия "мира" лишь в том случае, если значение субъективного мира эксплицируется аналогичным образом, как и социальный мир: субъективные переживания мы должны понимать не как ментальные состояния или внутренние процессы — в таком случае мы уподобили бы их составным частям объективного мира. Субъект имеет желания или чувства не в том же смысле, в каком наблюдаемый объект протяженностью, весом или цветом — актор обладает желаниями и чувствами в том смысле, что он эти переживания может при случае выразить перед публикой, а именно таким образом, что эта публика, если она доверяет его экспрессивным выражени — ям, считает выраженные чувства и желания субъекта действия чем —то субъективным.
Отношение актора к миру в случае драматургического действования также допускает объективную оценку. А именно здесь возникает вопрос: говорит ли актор действительно то, что думает, или же он просто симулирует чувства, которые явно выражает? В соответствии с драматургической моделью действия участники могут занять установку (в роли актора — к собственной субъективности, в роли публики — к экспрессивным выражениям другого актора), только сознавая, что внутренний мир "Я" ограничен внешним миром. Поэтому в онтологическом плане драматургическое действо — вание предполагает два мира — внутренний и внешний. Экс — прессивные выражения демонстрируют субъективность в отграничении от внешнего мира, по отношению к последнему актор в принципе может занять только объективирую — щую установку, которая значима не только относительно физических, но и социальных объектов.
Наконец, понятие коммуникативного действования в качестве онтологической предпосылки имеет языковую среду, в которой устанавливаются все мироотношения актора как таковые и которая в этом смысле "снимает" в себе все три предшествующих типа. Правда, указание на языковое взаимопонимание как механизм координации действия может показаться неспецифичным для коммуникативного действо — вания — ведь и стратегическая модель предполагает, что координация действий участников интеракции, регулируемая эгоцентрической калькуляцией пользы, опосредуется речевыми действиями; относительно регулируемых нормами и драматургических действий также должно предполагаться достижение такого согласия между участниками коммуника —
ции, которое в принципе имеет языковую форму.
Однако в этих трех моделях действия язык понимается односторонне. Так, телеологическая модель действия предполагает язык как одно из многих средств, посредством которых речевые субъекты, ориентированные каждый на собственный успех, воздействуют друг на друга (такое понимание языка свойственно, в частности, интенционалыюй семантике). Нормативная модель предполагает язык как такое средство, которое обеспечивает традирование социальных норм и культурных стереотипов и делает возможным такой консенсус, который каждым последующим актом взаимопонимания просто воспроизводится и подтверждается (такое культуралистское понимание языка свойственно, в частности, культурной антропологии). Драматургическая модель предполагает язык как средство самоинсценирования. И только коммуникативная модель действия предполагает язык как медиум полноценного взаимопонимания, при котором говорящий и слушатель из горизонта их предынтерпретированного жизненного мира соотносятся с чем—то в объективном, социальном и субъективном мире для того, чтобы достичь общих определений ситуации. Именно такой "интерпретационный" концепт языка характерен для универсальной прагматики.
Тогда остальные типы действия (телеологическое, пормо — конформное, драматургическое) могут быть поняты как предельные случаи коммуникативного действования; соответственно ими задействуется лишь какая — то одна функция язы — ка: достижение воздействия на партнера по коммуникации, производство межличностных отношений, выражение субъективных переживаний. Напротив, коммуникативная модель действия, которая определяет традицию в социальной науке, связанную с символическим иитеракционизмом Мида, понятием языковых игр у Витгенштейна, герменевтикой Гадаме — ра и теорией речевых актов Остина, делает предметом внимания в равной мере все функции языка. Правда, при этом возникает опасность редукции социального действия к интерпретациям, осуществляемым участником коммуникации, шггеракции — к беседе (этот упрек правомерен, в частности, в отношении этнометодологии и философской герменевтики). В рамках теории коммуникативного действования, однако, языковое взаимопонимание понимается только как механизм координации действий, который связывает планы действия и целенаправленную деятельность участников в интс — ракцию. Это значит, что коммуникативная модель не отождествляет действие с коммуникацией: язык является средством коммуникации, который служит взаимопониманию, в
то время как акторы, достигая согласия друг с другом для координации своих действий, преследуют соответствующие определенные цели.
Согласно коммуникативной модели действия, говорящий, употребляя предложения с ориентацией на взаимопонимание, устанавливает отношения к миру, причем не только не — посредственно, как в телеологическом, регулируемом нор — мами или драматургическом, но и рефлексивным образом. Говорящие интегрируют три формальных концепта мира в единую систему и предполагают ее как рамку интерпретации, внутри которой они могут достигать взаимопонимания. Они не только прямо устанавливают отношение к чему —то в объективном, социальном или субъективном мире, но и ре — лятивизируют свои выражения с учетом возможности, что их значимость может быть оспорена другими акторами. "Взаимопонимание функционирует в качестве механизма координации действий лишь тем способом, что участники коммуникации достигают согласия относительно заявленной зна — чимости их выражений, т. е. интерсубъективно признают при-тязания на значимость, которые они взаимно выдвигают. Говорящий делает доступное критике притязание значимым тем, что посредством своего выражения относится минимум к одному "миру" и при этом использует то обстоятельство, что это отношение между актором и миром в принципе доступно для объективной оценки, для того чтобы призвать своего визави к выражению рационально мотивированной позиции. Понятие коммуникативного действия предполагает язык как среду некоторой разновидности процессов взаимопонимания, в протекании которых участники, посредством того, что они относятся к миру, взаимно выдвигают притязания на значимость, которые могут быть признаны или оспорены" '.
Этой моделью действия предполагается, что участники интеракций мобилизуют на кооперативно преследуемую цель взаимопонимания тот потенциал рациональности, который в соответствии с нашим предшествующим анализом заключен в трех отношениях к миру. Актор, который ориентирован на взаимопонимание, должен посредством своих выражений имплицитно выдвигать три притязания на значимость, а имен — но притязания на то, что а) высказывание является истинным, б) что речевое действие является правильным относительно значимого нормативного контекста и в) что обнаруженные речевые интенции так мнятся, как выражены.
Таким образом, рассмотрение основных социологических концепций действия приводит к следующим выводам. Во — пер — вых, все эти типы действия могут быть рассмотрены в плане их рациональности, и это означает, в частности, что рациональность действия никоим образом не сводится к целераци — овальности. Во —вторых, коммуникативное действие, понятие которого вводится здесь пока предварительно, может быть истолковано как включающее остальные три в качестве своих производных или частных случаев.