Натурфилософия милетской школы
Раздел 4. От Фалеса до Сократа
Западная философия, в отличие от восточной, начинается с натурфилософии и философского материализма. «Большинство первых философов, - писал Аристотель, - считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и во что, погибая, превращаются».
Эту первоматерию, как неизменное в изменчивом, единое во многом, всеобщее, они называли архэ – «первым началом» всего существующего. Термин «архэ» происходит от глагола, означающего не только начало во времени, но начало в смысле управления, власти, начальствования. В разных контекстах архее может так же означать «стихию», «элемент», «атом». По вопросу же о том, как следует мыслить это начало, как его можно определить, какие свойства ему приписать – учения первых философов существенно расходятся. В этом и заключается смысл проблемы «бытия», обсуждавшейся в древнейшей греческой философской школе – милетской Эта школа представлена Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом.
Для этой школы характерны следующие общие черты: 1) поиск первоначала; 2) само первоначало мыслится монистично; 3) оно представлено как первичное вещество; 4) архэ мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (гилозоизм, учение о всеобщей одушевлённости материи).
По давней традиции первым учёным, и философом Запада считается Фалес из Милета (ок. 624-546 до н.э.), один из легендарных «семи мудрецов» Древней Эллады. Он был математиком, физиком, астрономом. Фалес определил продолжительность года в 365 дней, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрёл ряд астрономических приборов, открыл Полярную звезду, доказал несколько геометрических теорем. Он первым утверждал, что «всё есть одно», а именно, что «всё есть вода, влажность». Весь мир – это вечный океан, и каждая вещь в нём, в том числе и каждый человек, - лишь мимолётная волна, временное состояние, модификация одной и той же материи, одной стихии.
Почему же именно вода? Во-первых, дело в её вездесущности: земля всегда окружена водой, она под землёй и над землей (дождь, осадки). Видимо, и сама земля есть затвердевшая вода. А камни и металлы плавятся, т.е. становятся жидкими. Вода способна проникать в твёрдые тела и уходить из них (высыхая). Она испаряется. И всё живое на Земле непрерывно пьёт воду, и пища всех живых существ – влажная, как и семя, из которого рождается всё живое. Во-вторых, вода находится в разных агрегатных состояниях, имеет различные свойства, она пластична, принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Возможно, именно так рассуждал Фалес, от которого сохранились лишь несколько фраз. Главное это то, что на место прежней, мифологической привязанности сознания к единому, конкретному и многообразному, пришло ненаглядное представление, умопостигаемая «влага». «Требовалась большая умственная смелость, - писал Гегель, - для того, чтобы отвергнуть эту полноту существования природного мира и свести её к простой субстанции. В положении, гласящем, что этой сущностью является вода, … положен конец взаимной несвязанности бесчисленного множества».
Мышление первого теоретика отрывается от того, что непосредственно дано «здесь и теперь», «освобождается» от непосредственно воспринимаемого, схватывает, связывает благодаря этому все вещи одним понятием. Вообще говоря, никакое мышление не удовлетворяется «явлением», но стремится «схватить»сущность, - то, что находится «за» мимолётным и субъективным восприятием, то, что «лежит в основе» - короче, «саму вещь», «сам предмет». Философия здесь достигает, наконец, завершения, полного развития: весь мир мыслится как одно целое, как одна «вещь» - вода.
Поэтому переход от мифологии к философии не случаен, он укоренён в самой природе человека, в сущности мышления. Философия и наука – это естественное развитие и завершение сущности человека, его способности мыслить, быть разумным существом. Как говорил Платон, мы всегда приписываем кое-что к чувственному восприятию и лишь благодаря этому понимаем, что собственно мы видим. Следовательно, всякое отрицаниефилософии есть плод недоразумения. Философия же, как и всякая наука «видит», в отличие от обыденного здравого смысла, несравненно шире, и поэтому «вещи», о которых она говорит, также более существенны и устойчивы, представляют собой более глубокую и существенную реальность.
Фалеса можно считать родоначальником и будущей метафизики, и будущей физики как науки. Ведь тезис Фалеса – это начало разработки философского понятия субстанции – основного понятия европейской метафизики. Это субстанция (архэ) первоначально мыслится и определяется как материя, а материя же вообще – это первое и исходное понятие физики в целом как науки.
Другой представитель милетской школы, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса Анаксимандр (ок. 611-546 до н.э.) опубликовал первый ранненаучный прозаический трактат «О природе». В нём мыслитель определяет материю более абстрактно, как «апейрон», т.е. «неопределённое», «неограниченное», «неконечное».
Возможно, Анаксимандр увидел противоречие в том, что вода есть нечто особенное, а должна быть всеобщей материей. Вообще же начало не должно обладать никакими качествами и свойствами. Вода же, как особенное вещество, есть лишь одна из модификаций совершенно бесформенной и неопределённой материи. Сама по себе эта основа не может быть «жидкой» или «влажной», «твёрдой» или «сухой», «холодной» или «горячей» и т.п. А потому первоначало, или материя сама по себе должна быть отличной от всего другого. Её бытие, существование и состоит в определение предполагает отличие от другого и ограничение от другого. Определение всегда есть ограничение и отрицание.
Апейрон Анаксимандра определяется отрицательно, но неверно было бы сказать, что первое начало всего – это «ничто», хотя по логике понятий всё может произойти только из «ничего». Здесь, скорее, имеется в виду материя вообще, как возможность возникновения любой конечной вещи. Всякое же «отпадение» от первоначала философ рассматривает как «вину», которую всякая вещь неизбежно «искупает» своей гибелью, возвращением в первоначальное единство. Поэтому всё конечное преходяще, и в этом заключается «необходимость» (рок, судьба) любой вещи.
Можно понять архэ Анаксимандра и как то, что сохраняется во всех этих изменениях – это лишь сам этот бесконечный процесс возникновения и уничтожения всего конечного, оформленного, определённого.Взаимодействие и борьба двух полярных противлположностей «горячего» и «холодного» порождает оформленный космос. У Анаксимандра находим первую формулировку закона сохранения материи: «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли». От него берут начало геоцентрическая гипотеза и «теория сфер» в астрономии в связи с открытием Южного небесного полушария.
Однако точка зрения Анаксимандра не даёт возможности дальнейшего развития понятия материи как универсального объяснительного принципа, как принципа науки. Возможно, поэтому у Анаксимена (ок. 585-525 до н.э.) первоначало снова определяется более конкретно, как определённое вещество (или стихия) – как воздух (или как нечто «газообразное»). Кстати, до ХУ111 века воздух считался в науке простым веществом, элементом. Лишь после этого было установлено, что воздух состоит из смеси различных газов.
Важно отметить, что Анаксимен отчётливо говорит о способе образования тел из основного субстрата: это его постепенные сгущения и разряжения. Если начало сгущается, то возникает холодное, тяжёлое, твёрдое, вода, земля, камни. Если же оно разряжается, то образуется тёплое, лёгкое и подвижное – огонь. Мысль кажется очень простой, но она сыграла огромную роль в истории науки. Речь идёт об одной из важнейших философских идей науки о природе – идеи сведения чувственно воспринимаемых качественных различий тел к мысленным количественным различиям во всеобщей однокачественной материи. «Сгущение» и «разряжение» воздуха – первый подход к научному понятию плотности или, более общо, количество материи. Без выработки этих понятий невозможно применение математики в науке о природе.
Отметим, что душа у Анаксимена тоже состоит из воздуха. Являясь источником и души и тела и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. Милетские философы были пантеистами, понимая под богами фактически природные силы, стихии.