Фундаментальные проблемы античной философии

Изначально тотальность реального виделась как "физис" (природа) и как космос, почему философская проблема и выступала как космологическая. Первые философы-натуралисты, ставили вопрос так: как возник космос? Каковы фазы его развития? Каковы изначально действующие в нем силы?

Но у софистов - другая картина. Космология оставлена на второй план, внимание концентрируется на человеке и его специфических способностях. Так возникает моральная проблематика.

Вместе с грандиозными систематическими конструкциями VI века до новой эры философская проблематика обогатилась вопросами, которые на протяжении всей истории будут парадигматическими.

Платон продемонстрирует, что реальность и бытие не однородны, что помимо космоса чувственного есть реальность интеллигибельная, превосходящая чувственную, физическую, которая впоследствии получит название метафизической.

Проблемы моральные будут специфицированы: человек как индивид и как ассоциированный человек осознает различие между собственно этическими и политическими проблемами (впрочем, взаимно связанными для греков, но не для нас).

Платоном и Аристотелем были зафиксированы проблемы генезиса и природы познания, логического и методологического, с точки зрения метода рационального поиска. Какой дорогой следовать, чтобы достичь истины? Каков подлинный вклад чувств и что идет от разума? Что характеризует истинное и ложное? Каковы логические формы, посредством которых человек думает, судит, рассуждает? Каковы правила адекватного мышления? В соответствии с какими правилами мы можем квалифицировать то или иное суждение как научное?

В связи с логико-гносеологической проблематикой рождается проблема искусства и прекрасного, которая в художественном выражении обозначалась как проблема эстетики. Отсюда же и проблема риторики, искусства убеждать, столь важного в эпоху античности.

Протоаристотелевская философия может быть сгруппирована так: 1) физика (онтология-теология- физика-космология), 2) логика (гносеология) и 3) этика.

Последний период греческой философии времен христианства, в соответствии с духом этой эпохи, будет отмечен мистико-религиозными особенностями.

Фазы и периоды античной философии

Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей.

Внутри этого периода можно различить следующие фазы:

1) Период натуралистический с его проблемами физиса и космоса, между VI и V вв. до н.э., где действуют ионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики.

2) Период так называемый гуманистический, герои которого - софисты, и в особенности, Сократ, впервые попытавшийся определить сущность человека.

3) Период большого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных философских проблем.

4) Период эллинистических школ эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры - кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и, наконец, эклектицизма.

5) Религиозный период античной языческой мысли - возрождающегося неоплатонизма и его модификаций.

6) Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии.

Первой попыткой синтезировать Ветхий Завет с греческой философией была теория Филона Александрийского, не имевшая продолжения. Победа христиан была отмечена преодолением способа мышления древних греков. Она подготовила средневековую цивилизацию, первоначально антично-христианскую, а позднее европейское христианство.

Вопрос 11

7 древнегреческих мудрецов — это те люди, ведь я склонен их считать людьми, а не полубогами, и начали, так сказать, обеспечивать эту самую историческую непрерывность! Остается лиш разобраться, кто же они, эти 7 мудрецов?

В «Протагоре» Платона список 7 мудрецов древней Греции, который !пока! является самым ранним из известных. Туда, великий мыслитель включает:

1. Бианта Приенского;

2. Клеобула Линдского;

3. Мисона Хенейского;

4. Питтака Митиленского;

5. Солона Афинского;

6. Фалеса Милетского;

7. Хилона Спартанского.

Но это к сожалению, или к счастью, далеко не единственный список. Одними из 7 мудрецов древней Греции выступают у некоторых авторов также: Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Ариотодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм и Эфор.

Кстати, античная традиция — не единственная, где встречаются учения о 7 мудрецах. Что-то подобное можно усмотреть в Индийской ведической традиции, где есть такие себе «Саптаршаяс», — дословно с санскрита — 7 мудрецов — которые создавали мир, будучи божественными или полу божественными существами, родившимися от Брахмы. Но об индийской философской традиции мы побеседуем позже.

В общем, 7 греческих мудрецов, будь то одни или другие «отличались умом и сообразительностью», давали этические, политические и общие советы, а также, не редко сами являлись политиками и законодателями (Солон, Периандр...).

Изречения 7 мудрецов навсегда останутся важнейшими примерами эволюции человеческой мысли, от житейско-прикладного мышления к мышлению высшему, разумному, философскому.

«Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.

„Мера важнее всего“, — Клеобул говаривал линдский;

В Спарте „Познай себя самого!“ — проповедовал Хилон;

Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;

„Лишку ни в чем!“ — поговорка была митиленца Питтака;

„Жизни конец наблюдай!“ — повторялось Солоном Афинским;

„Худших везде большинство!“ — говорилось Биантом Приенским;

„Ни за кого не ручайся!“ — Фалеса Милетского слово».

Наши рекомендации