Фундаментальные проблемы античной философии
Изначально тотальность реального виделась как "физис" (природа) и как космос, почему философская проблема и выступала как космологическая. Первые философы-натуралисты, ставили вопрос так: как возник космос? Каковы фазы его развития? Каковы изначально действующие в нем силы?
Но у софистов - другая картина. Космология оставлена на второй план, внимание концентрируется на человеке и его специфических способностях. Так возникает моральная проблематика.
Вместе с грандиозными систематическими конструкциями VI века до новой эры философская проблематика обогатилась вопросами, которые на протяжении всей истории будут парадигматическими.
Платон продемонстрирует, что реальность и бытие не однородны, что помимо космоса чувственного есть реальность интеллигибельная, превосходящая чувственную, физическую, которая впоследствии получит название метафизической.
Проблемы моральные будут специфицированы: человек как индивид и как ассоциированный человек осознает различие между собственно этическими и политическими проблемами (впрочем, взаимно связанными для греков, но не для нас).
Платоном и Аристотелем были зафиксированы проблемы генезиса и природы познания, логического и методологического, с точки зрения метода рационального поиска. Какой дорогой следовать, чтобы достичь истины? Каков подлинный вклад чувств и что идет от разума? Что характеризует истинное и ложное? Каковы логические формы, посредством которых человек думает, судит, рассуждает? Каковы правила адекватного мышления? В соответствии с какими правилами мы можем квалифицировать то или иное суждение как научное?
В связи с логико-гносеологической проблематикой рождается проблема искусства и прекрасного, которая в художественном выражении обозначалась как проблема эстетики. Отсюда же и проблема риторики, искусства убеждать, столь важного в эпоху античности.
Протоаристотелевская философия может быть сгруппирована так: 1) физика (онтология-теология- физика-космология), 2) логика (гносеология) и 3) этика.
Последний период греческой философии времен христианства, в соответствии с духом этой эпохи, будет отмечен мистико-религиозными особенностями.
Фазы и периоды античной философии
Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей.
Внутри этого периода можно различить следующие фазы:
1) Период натуралистический с его проблемами физиса и космоса, между VI и V вв. до н.э., где действуют ионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики.
2) Период так называемый гуманистический, герои которого - софисты, и в особенности, Сократ, впервые попытавшийся определить сущность человека.
3) Период большого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных философских проблем.
4) Период эллинистических школ эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры - кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и, наконец, эклектицизма.
5) Религиозный период античной языческой мысли - возрождающегося неоплатонизма и его модификаций.
6) Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии.
Первой попыткой синтезировать Ветхий Завет с греческой философией была теория Филона Александрийского, не имевшая продолжения. Победа христиан была отмечена преодолением способа мышления древних греков. Она подготовила средневековую цивилизацию, первоначально антично-христианскую, а позднее европейское христианство.
Вопрос 11
7 древнегреческих мудрецов — это те люди, ведь я склонен их считать людьми, а не полубогами, и начали, так сказать, обеспечивать эту самую историческую непрерывность! Остается лиш разобраться, кто же они, эти 7 мудрецов?
В «Протагоре» Платона список 7 мудрецов древней Греции, который !пока! является самым ранним из известных. Туда, великий мыслитель включает:
1. Бианта Приенского;
2. Клеобула Линдского;
3. Мисона Хенейского;
4. Питтака Митиленского;
5. Солона Афинского;
6. Фалеса Милетского;
7. Хилона Спартанского.
Но это к сожалению, или к счастью, далеко не единственный список. Одними из 7 мудрецов древней Греции выступают у некоторых авторов также: Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Ариотодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм и Эфор.
Кстати, античная традиция — не единственная, где встречаются учения о 7 мудрецах. Что-то подобное можно усмотреть в Индийской ведической традиции, где есть такие себе «Саптаршаяс», — дословно с санскрита — 7 мудрецов — которые создавали мир, будучи божественными или полу божественными существами, родившимися от Брахмы. Но об индийской философской традиции мы побеседуем позже.
В общем, 7 греческих мудрецов, будь то одни или другие «отличались умом и сообразительностью», давали этические, политические и общие советы, а также, не редко сами являлись политиками и законодателями (Солон, Периандр...).
Изречения 7 мудрецов навсегда останутся важнейшими примерами эволюции человеческой мысли, от житейско-прикладного мышления к мышлению высшему, разумному, философскому.
«Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
„Мера важнее всего“, — Клеобул говаривал линдский;
В Спарте „Познай себя самого!“ — проповедовал Хилон;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
„Лишку ни в чем!“ — поговорка была митиленца Питтака;
„Жизни конец наблюдай!“ — повторялось Солоном Афинским;
„Худших везде большинство!“ — говорилось Биантом Приенским;
„Ни за кого не ручайся!“ — Фалеса Милетского слово».